Обязана ли организация начислять НДФЛ при проведении корпоративного мероприятия, если не имеется возможности определить, сколько съел и выпил конкретный сотрудник?
В соответствии с НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ организация должна учитывать все доходы, выплачиваемые физическому лицу как в денежной, так и натуральной форме. Затраты на проведение корпоративных мероприятий имеют адресный характер, так как осуществляются в интересах конкретных лиц. Поэтому в целях исчисления НДФЛ они признаются доходом, полученным в натуральной форме (п. 1 ст. 210 и п. 2 ст. 211 НК РФ).
В соответствии с положениями пп. 1 и 2 ст. 226 НК РФ организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата НДФЛ осуществляются согласно ст. 227, 228 и 214.1 НК РФ, признаются налоговыми агентами, обязанными исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет НДФЛ.
Обязанность вести учет выплаченных и перечисленных в бюджет сумм налога, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, согласно п.п. 3 п. 3 ст. 24 и п. 1 ст. 230 НК РФ возложена на налоговых агентов.
В п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.99 г. N 42 сказано, что вмененный налоговым органом физическому лицу доход в виде материального блага подлежит включению в совокупный доход этого лица в случае, если размер дохода мог быть определен применительно к данному физическому лицу.
Общие для всех налогов, в том числе для налога на доходы физических лиц, принципы определения доходов закреплены в ст. 41 НК РФ, в которой сказано, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами НК РФ, устанавливающими конкретные виды налогов. Возможность учета экономической выгоды и порядок ее оценки в качестве объекта обложения тем или иным налогом должны регулироваться соответствующими главами НК РФ. Глава 23 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относит оплату за него организацией товаров (работ, услуг).
Таким образом, при проведении корпоративного мероприятия, если оплата товаров (работ, услуг) осуществляется от имени организации и в интересах организации, т.е. не производится оплата за конкретного работника, отсутствует факт экономической выгоды работника. Следовательно, говорить об "адресном" характере этого мероприятия нельзя. Кроме того, если разделить общую сумму расходов на проведение корпоративного мероприятия на количество приглашенных работников, то полученная сумма будет представлять субъективную и недостоверную оценку дохода, приходящегося на каждого работника.
По нашему мнению, организация не должна рассматривать оплату услуг по проведению корпоративного мероприятия как доходы, полученные работниками, облагаемые НДФЛ, но в этом случае не исключена возможность налоговых споров.
Решая данный вопрос в судебном порядке, налоговые органы должны будут доказать факт проведения корпоративного мероприятия в интересах работников и факт получения экономической выгоды конкретными работниками, а также оценить сумму дохода в натуральной форме. По мнению автора, это будет невозможно сделать в том случае, если в документах на оплату корпоративного мероприятия, других внутренних распорядительных документах будут отсутствовать сведения, позволяющие определить круг лиц - участников мероприятия.
Е. Горина,
ЗАО "ААФ "АУДИТИНФОРМ"
6 декабря 2007 г.
"Финансовая газета", N 49, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71