город Омск |
|
21 сентября 2012 г. |
Дело N А46-12019/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6935/2012) общества с ограниченной ответственностью "ЗЖБИ-7" на решение Арбитражного суда Омской области от 10.07.2012 по делу N А46-12019/2012 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЗЖБИ-7" (ИНН 5503109606, ОГРН 1075503004609) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области,
о признании незаконным бездействия Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, выразившегося в неисключении с 01 января 2012 года из государственного кадастра недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 в размере 49 505 214 руб. 40 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 299, 52 руб./кв.м.;
об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области устранить допущенное нарушение прав общества с ограниченной ответственностью "ЗЖБИ-7" путем исключения из государственного кадастра недвижимости с 01 января 2012 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 в размере 49 505 214 руб. 40 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 299, 52 руб./кв.м.;
об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области устранить допущенное нарушение прав общества с ограниченной ответственностью "ЗЖБИ-7" путем указания для целей налогообложения с 01 января 2012 года нормативной цены земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 в размере 4 638 447 руб. 20 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "ЗЖБИ-7" - Жур А.А. по доверенности от 22.03.2012 сроком действия 3 года (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Юшкевич Е.В. по доверенности N 55/2012-04 от 02.03.2012 сроком действия 1 год (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЗЖБИ-7" (далее - ООО "ЗЖБИ-7", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просило:
- признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, Кадастровая палата, заинтересованное лицо), выразившегося в не исключении с 01 января 2012 года из государственного кадастра недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 в размере 49 505 214 руб. 40 коп., и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 299,52 руб./кв.м.;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области устранить допущенное нарушение прав ООО "ЗЖБИ-7" путем исключения из государственного кадастра недвижимости с 01 января 2012 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 в размере 49 505 214,40 руб., и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 299,52 руб./кв.м.;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области устранить допущенное нарушение прав общества путем указания для целей налогообложения с 01 января 2012 года нормативной цены земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 в размере 4 638 447,2 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.07.2012 по делу N А46-12019/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ООО "ЗЖБИ-7" на праве собственности обладает земельным участком с кадастровым номером 55:36:000000:1060, площадью 38 095 кв.м., почтовый адрес ориентира: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, дом 51 А (свидетельство о государственной регистрации права серии 55АА N 125443 от 25.06.2010).
16.11.2009 на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - Постановление Правительства Омской области N 174-п) в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка общества: кадастровая стоимость: 49505214,40 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 1299,52 руб./кв.м.
С 01.01.2012 постановление Правительства Омской области N 174-п утратило силу в связи со вступлением в законную силу приказа Министерства имущественных отношений Омской области N 36-п от 26.09.2011, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области. Сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 данный нормативный правовой акт не содержит.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка по состоянию на 16.02.2012 государственный кадастр недвижимости содержит характеристики земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060, которые были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Правительства Омской области N 174-п
В связи с утратой силы Постановления Правительства Омской области N 174-п, общество посчитало, что для принадлежащего ему земельного участка отсутствует утвержденная кадастровая стоимость и утвержденный средний удельный показатель, в связи с чем орган кадастрового учета был обязан с 01.01.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости означенные экономические характеристики и указать для целей налогообложения нормативную цену земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060. Поскольку органом кадастрового учета указанные действия не были произведены, ООО "ЗЖБИ-7" в бездействии заинтересованного лица усмотрело нарушение своих прав и интересов, в том числе на уплату законно установленного земельного налога, в результате чего обратилось в суд с выше обозначенными требованиями.
Суд первой инстанции посчитал возможным отказать в удовлетворении требований заявителя, поскольку пришел к выводу, что признание утратившим силу Постановления Правительства Омской области N 174-п не может служить основанием для исключения сведений о кадастровой стоимости земельного участка или для перерасчета кадастровой стоимости органом кадастрового учета. Кроме того, судом установлено, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о нормативной цене земельного участка действующим законодательством не предусмотрено.
По таким основаниям суд заключил, что у заинтересованного лица не возникла обязанность с 01.01.2012 изменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка ввиду отсутствия предусмотренных законодательством оснований для внесения изменений.
В апелляционной жалобе общество выводы суда первой инстанции оспаривает, считает их ошибочными и основанными на неправильном применении норм материального права. Доводы заявителя базируются на утверждениях о том, что Кадастровая палата с 01.01.2012 была обязана исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка заявителя, так как данные показатели утратили силу и не могут применяться. При этом, для целей налогообложения заинтересованное лицо было обязано указать нормативную цену земли земельного участка, для чего ее не требуется вносить в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, а необходимо указать в утвержденной форме предоставления сведений в налоговые органы (а именно в графе 1.13 листе А формы N КНД1114235, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы России от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11@).
Отзывы на апелляционную жалобу ни со стороны ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, ни со стороны Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не представлены.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя общества, поддержавшего доводы жалобы, и представителя Кадастровой палаты, просившего отказать в удовлетворении требований заявителя.
Третье лицо по делу, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило, ходатайств об отложении не заявило, в связи с чем по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительством Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Пунктом 10 Правил проведения государственной оценки земель правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пункты 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и утвержденных приказом от 15.02.2007 N 39, а также пункты 6.2, 9.9, 11.5 и приложение N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, содержат положения о том, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории (пункт 2.2.1 Методических указаний, пункт 6.2 Административного регламента), что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.9 Административного регламента).
Утвержденная кадастровая стоимость земельного участка в качестве сведений о земельном участке подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (пункты 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости).
Частью 1 статьи 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения актуализации содержащихся в нем сведений (кадастровых сведений), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В силу части 5 статьи 4 названного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из указанного следует, что в случае очередной государственной оценки земель результат государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации утверждается региональным органом исполнительной власти в отношении каждого земельного участка. Затем соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости.
При этом, сведения о кадастровой оценке, ранее содержащиеся в государственном кадастре недвижимости теряют свою актуальность, в связи с чем такие сведения не могут быть признаны действительными, в том числе потому, что в кадастр вносятся новые сведения.
Указанная совокупность условий для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков является идеальной.
Вместе с тем, действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено отступление от указанной "идеальной" совокупности событий, влекущих внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков по результатам соответствующей оценки, которое (отступление) заключается в том, что при осуществлении государственной кадастровой оценки земель не были осуществлены работы по оценке конкретных земельных участков, а также работы по утверждению среднего удельного показателя для кадастрового квартала.
Иными словами, отсутствует правовое регулирование отношений, возникающих в случае, если в отношении ранее учтенного в государственном кадастре недвижимости земельного участка при вновь производимой кадастровой оценке не будет определена его кадастровая стоимость.
Суд апелляционной инстанции полагает, что правовой вакуум, образовавшийся в результате подобного пробела действующих нормативных актов, не должен повлечь негативные последствия для хозяйствующих субъектов. В любом случае, отсутствие правового регулирования не должно ухудшать положение собственника имущества по сравнению с иными лицами при схожих обстоятельствах.
В рассматриваемом случае государственная кадастровая оценка земель Омска была произведена в 2007 году. Результаты такой оценки были утверждены Постановлением Правительства Омской области N 174-п.
Затем, в 2011 году была произведена очередная государственная кадастровая оценка земель, утвержденная к применению с 01.01.2012 приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области".
Постановление Правительства Омской области N 174-п утратило силу с 01.01.2012.
Земельный участок заявителя с кадастровым номером 55:36:000000:1060 был образован 16.11.2009 и оценка кадастровой стоимости на момент его образования была произведена в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 с учетом средних удельных показателей, утвержденных Постановлением Правительства Омской области N 174-п (при образовании нового земельного участка кадастровая стоимость определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта на площадь земельного участка).
Однако, указанный земельный участок не был оценен в ходе государственной кадастровой оценки в 2011 году, а для кадастрового квартала, в котором находится обозначенный земельный участок, не был утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2012 для земельного участка заявителя отсутствует утвержденная кадастровая стоимость, а также утвержденный средний удельный показатель.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в целом кадастровая стоимость земельных участков, определенная на основании государственного кадастрового учета в 2007 году и утвержденная Постановлением Правительства Омской области N 174-п, значительно больше, чем кадастровая стоимость, определенная в 2011 году и утвержденная приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36.
Вины общества в том, что его земельный участок не был подвергнут государственной кадастровой оценке не имеется.
Из изложенного следует, что по факту непроведения оценки земельного участка заявителя его кадастровая стоимость осталась на прежнем уровне, в то время как кадастровая стоимость иных земельных участков значительно снизилась.
Данное обстоятельство, как полагает апелляционный суд является свидетельством ухудшения положения общества как собственника земельного участка по сравнению с иными землевладельцами, поскольку возлагает на него обязанность уплачивать земельный налог в большем размере, чем, если бы кадастровая оценка земельного участка была произведена должным образом.
Кроме того, помимо общих рассуждений о недопустимости ухудшения положения хозяйствующего субъекта по сравнению с иными собственниками земельных участков в результате неправомерных действий лиц, осуществляющих кадастровую оценку, ее утверждение и внесение в государственный кадастр недвижимости, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для существования в качестве действительных в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке общества, определенных на основании Постановления Правительства Омской области N 174-п.
Согласно части 1 статьи 40 Закона Омской области N 409-ОЗ от 21.11.2002 "О нормативных правовых актах Омской области", действие нормативных правовых актов Омской области начинается со дня их вступления в силу и прекращается в день утраты ими юридической силы.
Постановление Правительства Омской области N 174-п утратило силу с 01.01.2012 в связи с изданием Постановления Правительства Омской области от 21.12.2011 N 254-п.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.04.2011 по делу N 15932/10 изложена позиция, согласно которой положения регионального нормативного правового акта, утвердившего результаты кадастровой оценки земель, но утратившего законную силу, не могут применяться в качестве основания определения кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом названной позиции, Постановление Правительства Омской области N 174-п не является нормативным актом, на основании которого определяется кадастровая стоимость земельного участка заявителя. Такие сведений о кадастровой стоимости земельного участка ООО "ЗЖБИ-7", содержащиеся после 01.01.2012 в государственном кадастре недвижимости, являются неактуальными. Наличие таких сведений в кадастре противоречит принципам, закрепленным в части 1 статьи 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости".
Судом первой инстанции при разрешении настоящего дела был сформулирован вывод о том, что законодательством не предусмотрен порядок исключения сведений о кадастровой стоимости из государственного кадастра недвижимости.
Апелляционный суд придерживается иной позиции.
Во-первых, отсутствие нормы, регулирующей основания для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости, как уже было указано выше, не может ухудшать положения общества по сравнению с иными хозяйствующими субъектами.
Во-вторых, согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в кадастр вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
На основании части 1 статьи 16 рассматриваемого Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием и созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона (в том числе сведений о кадастровой стоимости).
В силу части 3 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением в том числе сведений о кадастровой стоимости осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами РФ порядке.
Статьей 26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" нормативные правовые акты субъекта РФ, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории региона органами государственной власти.
Из изложенного апелляционный суд усматривает, что в случае утраты силы нормативного акта, устанавливающего кадастровую стоимость земельных участков, и принятия иного нормативного акта, утвердившего новые значения кадастровой стоимости, орган кадастрового учета на основании акта органа государственной власти обязан провести кадастровый учет изменений характеристик объекта.
Применительно к рассматриваемым отношениям усматривается изменение сведений о кадастровой стоимости - предыдущая кадастровая стоимости является неактуальной по причине утраты силы нормативного акта, утвердившего ее, а новая кадастровая стоимость не определена, поскольку земельный участок не вошел в оценку, хотя должен был войти.
Таким образом, у Кадастровой палаты возникла обязанность с 01.01.2012 произвести кадастровый учет изменений сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, то есть исключить их из государственного кадастра недвижимости на основании постановления Правительства Омской области N 254-п, которым было отменено Постановление N 174-п.
По таким основаниям апелляционная коллегия соглашается с доводами ООО "ЗЖБИ-7" о том, что в сложившейся ситуации заинтересованное лицо допускает неправомерное бездействие, выражающееся в непринятии действий по исключению из государственного кадастра недвижимости утратившей силу кадастровой стоимости и ее удельного показателя, что ставит заявителя в неравное (невыгодное) положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами по определению обоснованного земельного налога.
Далее, судом первой инстанции указано на отсутствие процедуры внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о нормативной цене земельного участка.
Данный вывод следует признать ошибочным, поскольку общество не заявляло материально-правового требования о внесении нормативной цены земельного участка в государственный кадастр недвижимости. По факту, общество просило обязать кадастровую палату указывать для целей налогообложения с 01.01.2012 нормативную цену спорного земельного участка.
Арбитражный апелляционный суд считает названные требования ООО "ЗЖБИ-7" законными.
В соответствии с частью 13 статьи 3 Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.
Согласно части 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 19 Постановления Правительства РФ N 618 от 18.08.2008 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости", в налоговый орган по месту нахождения объекта недвижимости представляется справка, содержащая сведения об установлении или изменении кадастровой стоимости земельных участков, с указанием кадастровых номеров, площади и адресов этих земельных участков.
На основании части 10 статьи 85 НК РФ, формы и форматы представляемых на бумажном носителе или в электронном виде в налоговые органы сведений, предусмотренных настоящей статьей, а также порядок заполнения форм утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Во исполнение последней нормы статьей 5 Соглашения N ММВ-27-11/9/37, заключенного 03.09.2010 между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой "О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой", определено, что сведения передаются Росреестром по форме, утвержденной ФНС России.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11@ утверждены формы предоставления в налоговые органы сведений, указанных в части 4 статьи 85 НК РФ. Утвержденные формы указаны в Приложении N 1 к данному приказу. В листе А формы N КНД1114235 указываются сведения о земельном участке, при этом в графе под номером 1.10 указывается кадастровая стоимость земельного участка либо делается отметка о том, что кадастровая стоимость не определена, а в графе под номером 1.13 указывается нормативная цена земли при ее наличии.
Таким образом, законодательством предусмотрен порядок предоставления органом кадастрового учета в налоговые органы сведений о нормативной цене земельного участка в случае, если его кадастровая стоимость не определена. Данные сведения предоставляются Кадастровой палатой как органом кадастрового учета, наделенным полномочиями по предоставлению сведений, внесенных в ГКН, в соответствии с пунктом 3 статьи 1, статьи 3, пунктом 5 статьи 4 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93.
В соответствии с указанными выше нормами, заинтересованное лицо в листе А формы N КНД1114235 в графе под номером 1.10 должно поставить отметку о том, что кадастровая стоимость земельного участка не определена, а в графе под номером 1.13 указать нормативную цену земельного участка в размере 4 638 447,2 рублей. Только в таком случае данная нормативная цена сможет применяться для целей налогообложения.
Наличие в государственном кадастре недвижимости утратившей силу кадастровой стоимости означает, что данные о ней будут предоставлены органом кадастрового учета в налоговый орган, а налоговый орган, в свою очередь, будет применять эти данные для расчета земельного налога.
При этом, как полагает апелляционная инстанция, оплата обществом земельного налога с принадлежащего ему на праве собственности земельного участка исходя из нормативной цены земли, не нарушает прав иных налогоплательщиков, поскольку возможность применения такого порядка специально предусмотрена законодателем в случаях, когда кадастровая стоимость не определена по каким-либо причинам.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ N 319 от 15.03.1997 "О порядке определения нормативной цены земли", нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области N 49-п от 29.12.2011 "Об определении нормативной цены земли на 2012 год", вступившим в силу с 01.01.2012, определена нормативная цена земель населенных пунктов Омской области на 2012 год.
Приложением к указанному приказу N 49-п, показатель нормативной цены одного квадратного метра земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по 13-му виду разрешенного использования, к которому относится спорный участок, определен в размере 121,76 руб./кв.м.
Согласно ответу Управления Росреестра по Омской области N 52/17369 от 16.05.2012 (копия ответа имеется в материалах дела) нормативная цена земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 на 01.01.2012 г. составляет 4 638 447,20 руб.
Таким образом, для спорного участка на 2012 года определена нормативная цена земли, которую можно применять для целей налогообложения при условии отсутствия утвержденной кадастровой стоимости.
В силу изложенных выше выводов, заинтересованное лицо обязано предоставлять налоговым органом сведения о нормативной цене земельного участка ООО "ЗЖБИ-7".
Поскольку судом первой инстанции изложенные выше нормы не были приняты во внимание при оценке обстоятельств настоящего дела и не применены, судебный акт Арбитражного суда Омской области подлежит отмене по факту неправильного применения норм материального права (неправильное истолкование закона, неприменение норм, подлежащих применению). Требования заявителя следует удовлетворить.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на заинтересованное лицо.
На основании статьи 333.40 НК РФ обществу следует возвратить излишне уплаченную при подаче заявления в суд первой инстанции и при подаче жалобы в суд апелляционной инстанции государственную пошлину как излишне уплаченную.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗЖБИ-7" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 10.07.2012 по делу N А46-12019/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования общества с ограниченной ответственностью "ЗЖБИ-7" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", выразившееся в неисключении с 01 января 2012 года из государственного кадастра недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 в размере 49 505 214 руб. 40 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 299, 52 руб./кв.м.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) устранить допущенное нарушение прав общества с ограниченной ответственностью "ЗЖБИ-7" (ИНН 5503109606, ОГРН 1075503004609) путем исключения из государственного кадастра недвижимости с 01 января 2012 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 в размере 49 505 214 руб. 40 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 299, 52 руб./кв.м.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) устранить допущенное нарушение прав общества с ограниченной ответственностью "ЗЖБИ-7" (ИНН 5503109606, ОГРН 1075503004609) путем указания для целей налогообложения с 01 января 2012 года нормативной цены земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1060 в размере 4 638 447 руб. 20 коп.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЗЖБИ-7" (ИНН 5503109606, ОГРН 1075503004609) судебные расходы в размере 3 000 рублей 00 копеек.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЗЖБИ-7" (ИНН 5503109606, ОГРН 1075503004609) из федерального бюджета 4 000 рублей 00 копеек государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 36 от 22.03.2012 и 1 000 рублей 00 копеек государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 122 от 24.07.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12019/2012
Истец: ООО "ЗЖБИ-7"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4102/13
18.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4102/13
22.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4102/13
21.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6312/12
21.09.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6935/12
01.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6935/12
10.07.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-12019/12