г. Вологда |
|
19 сентября 2012 г. |
Дело N А05-6123/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 июля 2012 года по делу N А05-6123/2012 (судья Звездина Л.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган, МИФНС N 8) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Никольское" Шенкурского района Архангельской области (ОГРН 1052907034366; далее - администрация, орган местного самоуправления) о взыскании штрафа в размере 1000 рублей, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Предмет спора указан с учетом частичного отказа налогового органа от заявленных требований, принятого судом в порядке части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 июля 2012 года по делу N А05-6123/2012 в удовлетворении требований инспекции отказано.
Налоговый орган с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что администрация должна обладать сведениями о находящихся на его территории земельных участках и их характеристиках.
Отзыв на жалобу от общества не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом в результате проведения мероприятий налогового контроля установлено непредставление администрацией по состоянию на 01.01.2011 сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, о чем составлен акт от 28.09.2011 N 12-32/193.
На основании указанного акта инспекцией принято решение от 28.10.2011 N 12-30/188 о привлечении администрации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, в виде штрафа в размере 1000 рублей.
МИФНС N 8 выставила администрации требование N 1318 по состоянию на 31.10.2011, которым предложила в срок до 21.11.2011 уплатить 1000 рублей штрафа в добровольном порядке.
В связи с неисполнением администрацией данного требования в добровольном порядке, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с органа местного самоуправления указанной суммы штрафа в принудительном порядке.
Суд первой инстанции правомерно отказал налоговому органу в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ установлено, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
На основании пункта 3 статьи 114 НК РФ размер штрафа инспекцией уменьшен до 1000 рублей.
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 85 этого же Кодекса органы местного самоуправления обязаны ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января текущего года.
В силу пункта 12 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу абзаца второго пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 37-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 13 статьи 396 НК РФ сведения, указанные в пункте 12 статьи 396 НК РФ, представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Формы предоставления сведений утверждены Министерством финансов Российской Федерации для органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, Приказом от 20.06.2005 N 75н, для органов муниципальных образований - Приказом от 23.03.2006 N 47н (указанные формы документов действовали до 26.03.2011).
Приказом от 23.03.2006 N 47н утверждена форма 1114227, в которой на листах "Б", "В", "Г" отражаются сведения о земельных участках, в отношении которых органами муниципальных образований принимались акты об их выделении (предоставлении).
Исходя из системного толкования указанных актов в их взаимосвязи указанная форма должна заполняться органами местного самоуправления каждого муниципального образования с включением в нее сведений о земельных участках, в отношении которых данными органами соответствующего муниципального образования за прошедший налоговый период принимались акты о выделении (предоставлении), поскольку единственным источником сведений о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования, сообщаемых органами муниципальных образований в налоговые органы, являются акты о выделении (предоставлении) земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно пункту 6 статьи 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.
Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В нарушение требований вышеуказанных норм законодательства инспекция не представила суду необходимые доказательства того, что в спорный период администрацией предоставлялись земельные участки.
В ходе проводимых мероприятий налогового контроля инспекция названные обстоятельства не выяснила.
Довод инспекции о том, что администрация должна обладать сведениями о находящихся на ее территории земельных участках и их характеристиках, оценен судом первой инстанции и отклоняется, поскольку не соответствует статье 396 НК РФ, не подтвержден соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал налоговому органу в удовлетворении требований, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 июля 2012 года по делу N А05-6123/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6123/2012
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Ответчик: администрация муниципального образования "Никольское" Шенкурского района Архангельской области