г. Владимир |
|
13 сентября 2012 г. |
Дело N А43-19071/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2012.
Полный текст постановления изготовлен 13.09.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Богуновой Е.А., Соловьевой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г.Н.Новгород, на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.06.2012 по делу N А43-19071/2011,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Аэро-Нижний Новгород", Н.Новгород (ОГРН 1085256008716; ИНН 5256084087), к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области, г.Н.Новгород (ИНН 5260248771), Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области, Н.Новгород, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, -Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области, Н.Новгород, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г.Москва, открытого акционерного общества "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева", о взыскании 813 223 руб. 43 коп.,
в судебном заседании приняли участие представители:
от истца - Лебедев П.В. по доверенности от 02.09.2011 сроком действия до 31.12.2012;
от Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - не явился, извещен;
от Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - Андреева Н.В. по доверенности от 14.08.2012 N 57 сроком действия до 31.12.2012;
от Министерства финансов Российской Федерации - Цыганова И.Г. по доверенности от 25.01.2010 сроком действия до 31.12.2012;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - не явился, извещен;
от Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - не явился, извещен;
от открытого акционерного общества "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева" - не явился, извещен,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Аэро-Нижний Новгород" (далее - истец, ООО "ЛУКОЙЛ-Аэро-Нижний Новгород") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство экологии и природных ресурсов), Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент лесного хозяйства), Российской Федерации о взыскании 413 920 руб. 99 коп. задолженности за топливо, переданное по заявке о заправке воздушного судна N 319-04-5001 от 26.07.2010, 399 302 руб. 44 коп. задолженности за топливо, переданное по заявке на поставку авиационного топлива N 319-04-5191 от 05.08.2010.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - ГУ МГО ЧС), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МГО ЧС), открытое акционерное общество "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева" (далее - ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева").
Решением от 13.06.2012 Арбитражный суд Нижегородской области взыскал с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца основной долг в сумме 813 223 руб. 43 коп., 19 264 руб. 47 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении иска к остальным ответчикам отказал.
Министерство финансов Российской Федерации, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность судебного акта, заявитель жалобы указал, что не являлся стороной по договору поставки авиационного топлива, в связи с чем у Министерства финансов Российской Федерации не возникло обязательств по оплате поставленной продукции.
Ссылаясь на таблицу 26 приложения 17 к Федеральному закону от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Нижегородской области на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений выделено 333 229,6 тыс. руб. Указанная сумма денежных средств Нижегородской областью полностью получена и учтена в качестве дохода областного бюджета. Сведений о том, что выделенных Нижегородской области денежных средств было недостаточно, сторонами по делу не представлено.
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 02.08.2010 N 966 "Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности" ситуация, сложившаяся в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе в Нижегородской области, объявлена чрезвычайной, носящей региональный характер. Таким образом, судом неверно определено, что поставка авиационного топлива производилась в интересах Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Считает оспариваемый судебный акт незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
Представитель истца, возражая против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Министерства экологии и природных ресурсов, Департамента лесного хозяйства, ГУ МГО ЧС, МГО ЧС, ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.07.2010 в адрес ООО "Лукойл-Аэро-Нижний Новгород" поступила заявка N 319-04-5001 от Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на обеспечение заправки воздушного судна (самолет БЕ-200 бортовой номер 21512) авиационным топливом ТС-1.
05.08.2010 от Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области поступила заявка N 319-04-5191 на поставку авиационного топлива.
На основании требований N 5, 8, 18 и 598 (л.д. 20-23) ООО "Лукойл-Аэро-Нижний Новгород" поставило топливо авиационное на общую сумму 813 223 руб. 43 коп. Получателями топлива являлись работники ОАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева" и заместитель начальника управления - начальник отдела по надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности главного управления МЧС РФ по Чувашской Республике Петров Сергей Петрович.
Судом установлено и подтверждается и материалами дела, что указанное топливо использовалось для заправки самолетов, используемых летом 2010 года для ликвидации лесных пожаров на территории Нижегородской области, возникших вследствие засухи и аномальной жаркой погоды.
Неисполнение обязательства по оплате полученной продукции явилось основанием истцу для обращения с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу пункта 1 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 838.
Из буквального содержания указанных норм материального права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета.
Определением арбитражного суда от 29.02.2012 Министерству финансов Российской Федерации было предложено представить доказательства перечисления из федерального бюджета в Нижегородскую область денежных средств в виде субвенций на возмещение затрат на топливо по вышеназванным требованиям.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации таких доказательств не представило. На основании изложенного суд первой инстанции правомерно возложил на Министерство финансов Российской Федерации обязанность по оплате долга в сумме 813 223 руб. 43 коп. за счет средств казны Российской Федерации.
С учетом изложенного арбитражный суд вынес законное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм процессуального права и не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как заявитель в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.06.2012 по делу N А43-19071/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г.Н.Новгород, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-19071/2011
Истец: ООО "Лукойл-Аэро-Нижний Новгород", ООО ЛУКОЙЛ-АЭРО-Нижний Новгород
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области
Третье лицо: Главное управление Министерства обороны РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, Миистерство обороны РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство РФ по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ОАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им.Г.М.Бериева", Петров С. В., Российская Федерация в Лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области