г.Москва |
|
12 сентября 2012 г. |
А40-48961/12-106-230 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.
судей: |
Свиридова В.А., Москвиной Л.А. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.06.2012 по делу N А40-48961/12-106-230, судьи Кузнецовой С.А.,
по заявлению ООО "Интер" (ОГРН 140030, Московская обл., Люберецкий р-он, дп. Малаховка, Красковское шоссе, дом 14)
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Фалеев А.А. по дов. от 29.03.2012; |
от ответчика: |
Великий А.В. по дов. от 01.06.2012, Кашковский Н.Ю. по дов. от 19.03.2012; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Интер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решений о классификации товаров с ТН ВЭД от 16.03.2012 N 10130000-19-16/000078 и отказе в выпуске товара от 27.03.2012 по ДТ N 10130060/070312/0005224.
Решением суда первой инстанции от 26.06.2012 заявление Общества удовлетворено. При этом суд пришел к выводу, что оспариваемое решение не соответствует требованиям Таможенному законодательству Таможенного союза и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда, Московская областная таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению автора жалобы, решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Как указывает в апелляционной жалобе таможенный орган, согласнее упаковке и приложенным к ней указаниям по применению, товар МОНТЕБАН-100 явно предназначен для продажи непосредственным потребителям для применения без переупаковки. Ссылается на правильность применения таможенным органом товарной позиции 3004 ТН ВЭД ТС, поскольку указанная позиция предназначена для классификации лекарственных средств, расфасованных в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке. Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на Каширском таможенном посту по ДТ N 10130060/070312/0005224 ООО "Интер" был задекларирован товар - "лекарственные средства, содержащие антибиотики для ветеринарии: профилактики кокцидиоза цыплят-бройлеров, ремонтного молодняка кур и индеек на откорме, без содержания спирта не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм, "МОНТЕБАН 100" (гранулы), упакован в многослойных бумажных мешках по 25 кг - 800 мешков. Состав: в качестве действующего вещества содержит наразин - 10%, в качестве вспомогательных веществ - соевое или минеральное масло, верксит и оболочки рисовых зёрен".
В гр. 33 указанной ДТ Обществом был заявлен код товара в соответствии с ТН ВЭД - 3003 20 000 0 ("Лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие их двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи: - содержащие прочие антибиотики: - прочие") (ставка ввозной таможенной пошлины - 0 % от таможенной стоимости).
В соответствии с пп. "б" п. 30 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 при осуществлении документального контроля уполномоченное должностное лицо проводит проверку соблюдения условий выпуска товаров путем осуществления контроля правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД ТС.
В результате анализа представленных в ходе рассмотрения документов к ДТ N 10130060/070312/0005224, в том числе, регистрационного удостоверения лекарственного препарата для ветеринарного применения N ПВИ-2-2.9/02853, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также Инструкции по применению препарата "МОНТЕБАН 100", а также, учитывая наименование товара и его назначение, а также способ упаковки, таможенный орган пришел к выводу, что товар, оформленный по ДТ N 10130060/070312/0005224, должен классифицироваться в под субпозиции 3004 20 000 2 ТН ВЭД ТС, в связи с чем, было принято решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС от 16.03.2012 N 10130000-19-16/000078.
Во исполнение вышеуказанного решения таможенным органом принято решение от 27.03.2012 об отказе в выпуске товара по ДТ N 10130060/070312/0005224 (оформлено в виде записи на дополнении к ДТ N 1013 0060/070312/0005224).
В обоснование данного вывода таможенный орган указал, что товар расфасован в оригинальную упаковку и предназначен для реализации конечному потребителю, при этом для классификации лекарственных средств, расфасованных в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи, предназначена товарная позиция 3004 ТН ВЭД ТС.
Не согласившись с указанным классификационным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
При рассмотрении спора суд первой инстанции правильно истолковал нормы материального права, регулирующие возникший спор и с учетом обстоятельств дела, сделал верный вывод об отсутствии у ответчика оснований для вынесения оспариваемого решения.
Согласно п. 1 ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, декларантом подается, в том числе, декларация на товары.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза (п. 2, 3 ст. 52 ТК ТС).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД ТС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ТС в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ТС.
Решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС N 18 от 27.11.2009 и Комиссии Таможенного союза N 130 от 27.11.2009 утвержден "Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)", который представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено "Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров".
Разделом 3 названного Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).
Согласно названной норме Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (п. 5 Положения).
В соответствии с п. 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД ТС предусмотрено, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное.
В силу правила 6 ОПИ ТН ВЭД ТС для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Пунктом 7 Положения при классификации товара определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
При классификации товара по ТН ВЭД ТС вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Из текста товарной позиции 3003 ТН ВЭД ТС следует, что к ней лекарственные средства, состоящие из смеси двух или боле компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи.
Согласно ст. 46 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные средства, в том числе и предназначенные для фармацевтики, не могут поступать в обращение без наличия на их упаковке строго определенной в законе информации.
Таким образом, сам факт указания на этикетке мешков с товаром МОНТЕБАН-100 информации о товаре и его потребительских качествах не свидетельствует о том, что данный товар заключен в розничную упаковку.
При этом понятие розничной упаковки установлено п.п.2 п.1 ст.46 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ, согласно которому лекарственные препараты должны поступать в обращение, если на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное или химическое и торговое наименования), наименование производителя лекарственного препарата, номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи.
Согласно оспариваемому решению кодировка ТН ВЭД товара "Монтебан-100" изменена на код ТН ВЭД 3004200002 "Лекарственные средства, состоящие из смешанных или несмешанных продуктов, для использования в терапевтических или профилактических целях, расфасованные в виде дозированных лекарственных форм (включая лекарственные средства в форме трансдермальных систем) или в формы или упаковки для розничной продажи". Как следует из содержания вышеуказанных кодов, а также текста решения таможенного органа, основанием для изменения ТН ВЭД товара "Монтебан-100" послужило то обстоятельство, что товар (по мнению таможни) расфасован в упаковки для розничной продажи в бумажных мешках по 25 кг.
Вместе с тем, согласно Инструкции по применению Монтебана 100, утвержденной Россельхознадзором 21.06.2009, данный препарат применяется для профилактики кокцидиоза цыплят-бройлеров. Монтебан 100 выпускают расфасованным по 25 кг. в многослойных бумажных мешках.
В соответствии с письмом компании Eli Lilly Regional Operations Ges.m.b.H., которая является официальным представителем производителя, подтверждается, что вся поставляемая в РФ продукция на основании контрактов от 02.12.2011 N 9412898/ELANCO/1 и 412898/ELANCO/2, в том числе Монтебан 100, экспортируется исключительно в оригинальной упаковке с оригинальной этикеткой в мешках весом 25 кг.
Компания запрещает продажу в любой другой, не оригинальной упаковке, перефасовку товара для розничной продажи и какие-либо изменения оригинальной продукции.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом заявителя о том, что из приведенных выше положений Инструкции следует, что Монтебан 100 не может применяться для розничной торговли, поскольку фасовка препарата в мешки по 25 кг. при установленной норме дозировки 0,7 кг. на 1 тонну корма означает, что один мешок Монтебан 100 предназначен для введения в корм массой 35,7 тонн (25 кг. / 0,7 кг. х 1 тонну), что исключает розничное применение данного препарата при указанной расфасовке, Монтебан 100 применяется исключительно при выращивании цыплят-бройлеров и подлежит применению с первого дня жизни в течение всего периода выращивания, что свидетельствует о предназначенности данного препарата для промышленного производства куриного мяса, необходимость тщательного перемешивания препарата с учетом дозировок делает невозможным его применение без наличия специализированного промышленного оборудования, расфасовка Монтебан 100 для розничной продажи запрещена производителем данного продукта.
Таким образом, Монтебан 100, расфасованный в соответствии с действующими правилами в мешки по 25 кг. не может рассматриваться как лекарственное средство, расфасованное в упаковки для розничной продажи.
В данном случае, чтобы правильно квалифицировать тип упаковки как оптовую или розничную, необходимо оценить объем содержащейся на упаковке информации и ее достаточность для возможности выпуска товара в таком виде в свободное розничное обращение. Именно для этих целей в п.п.2 п.1 ст.46 Закона введено понятие потребительской упаковки и требования к ее содержанию. По мнению истца только в случае заключения товара в потребительскую упаковку, такая упаковка может быть предназначена для розничной продажи.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст.46 Закона лекарственные препараты должны поступать в обращение, если на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное или химическое и торговое наименования), наименование производителя лекарственного препарата, номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи.
Как следует из обжалуемого решения Московской областной таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 16.03.2012 г. per. Номер 10130000-19-16/000078, копии акта таможенного осмотра (досмотра) N 10130060/140312/000444 и приложений к нему, на паковке товара МОНТЕБАН-100 отсутствуют такие обязательные сведения, позволяющие квалифицировать товар в качестве розничного, как активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, а также условия отпуска.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Из смысла приведенной нормы следует, что целью договора розничной купли-продажи является использования покупателем приобретенного товара как конечного продукта без дальнейшей его продажи.
Вместе с тем, сам по себе данный препарат не является конечным продуктом, подлежащим применению потребителем, поскольку для его введения в конечный корм требуется изготовление так называемого "премикса", когда суточная доза препарата тщательно перемешивается с небольшим количеством корма (от 20 до 50 кг.). Именно данный премикс может в дальнейшем использоваться при введении в основной корм.
Кроме того, данный премикс является конечным продуктом, который может использоваться потребителем. Следовательно, данный продукт (не сам препарат МОНТЕБАН-100, а изготовленный на его основе премикс) должен быть заключен во вторичную (потребительскую) упаковку и может быть упакован и реализован в соответствии с установленными нормами и правилами.
Учитывая изложенное следует признать, что препарат Монтебан 100 не может применяться для розничной торговли, поскольку фасовка препарата в мешки по 25 кг свидетельствует о том, что он не может быть предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приведенным таможенным органом при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которые подробнейшим образом исследованы судом и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений в применении материальных и процессуальных норм судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.06.2012 по делу N А40-48961/12-106-230 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48961/2012
Истец: ООО "ИНТЕР", ООО "ИНТЕР" (Представитель ООО"Рябинников и Партнеры)
Ответчик: Московская областная таможня