Обратная связь
Следует ли при определении налога на прибыль учитывать расходы на приобретение авиабилета, оформленного в бездокументарной форме, для командированного сотрудника?
На основании пункта 1 ст. 252 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные одними из следующих документов:
- документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы;
- и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно статье 105 Воздушного кодекса РФ билет является документом, удостоверяющим договор воздушной перевозки пассажиров. Форма билета устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 8 ноября 2006 г. N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации", электронный пассажирский билет и багажная квитанция представляет собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира багажа. Содержащаяся в нем информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме, и имеет определенную структуру. Распоряжением Минтранса России от 29 августа 2001 г. N НА-334-р "Об объявлении стандарта отрасли ОСТ 54-8-233.78-2001 "Перевозочные документы строгой отчетности на воздушном транспорте. Требования и порядок их регистрации" утверждены требования к пассажирскому билету, согласно которым обязательными частями пассажирского билета, применяемого на международных воздушных линиях, являются:
- текстовые разделы, содержащие условия договора для международных воздушных перевозок и извещение пассажира международного рейса об ограничении ответственности;
- агентский купон;
- полетные купоны (в количестве от одного до четырех);
- пассажирский купон.
При этом в пункте 2 приказа N 134 установлено, что маршрут (квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции) должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции. Либо дополнительно к оформленной не на бланке строгой отчетности маршрут (квитанции) должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности, или оформленный посредством контрольно-кассовой техники чек.
В случае приобретения работником авиабилета, оформленного в бездокументарной форме (электронный авиабилет), для поездки в командировку (как внутреннюю, так и зарубежную), оправдательными документами для признания расходов в целях налогообложения прибыли могут являться распечатка электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе и посадочный талон. Согласно письму Министерства финансов РФ от 11 октября 2007 г. N 03-03-06/1/717 только данные документы подтверждают расходы на полет.
Можно ли обжаловать в арбитражном суде письмо Министерства финансов РФ, являющееся ответом на частный запрос?
Согласно пункту 2 ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Несмотря на то, что ответ на частный запрос, данный в форме письма Министерства финансов РФ, не относится к нормативным правовым актам, его можно оспорить в суде. Так, Конституционный Суд РФ в Определении от 2 октября 2007 г. N 632-О-О (основываясь на ранее сформулированной в Определении от 5 ноября 2002 г. N 319-О правовой позиции), указал, что нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ и Налогового кодекса РФ не исключают возможность оспаривания в арбитражный суд писем Министерства финансов РФ. Это могут быть письма как нормативного, так и ненормативного характера, в том числе изданные по запросу конкретного налогоплательщика или налогового органа, поскольку такими актами могут затрагиваться права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом Конституционный Суд РФ отметил, что определение того, затрагиваются ли права и интересы лица оспариваемым ненормативным правовым актом, может быть произведено только судом при разрешении конкретного дела с учетом всех его обстоятельств. Арбитражный суд при этом выясняет, устанавливает ли данный акт для налогоплательщика какие-либо обязательные требования и влечет ли правовые последствия. Однако в суде будет трудно доказать, что соответствующий акт затрагивает интересы неопределенного круга лиц. Поэтому остается нерешенным вопрос о том, может ли обжаловать ненормативный акт Министерства финансов РФ, содержащее ответ на частный вопрос налогоплательщика, любой из участников налоговых правоотношений либо только то лицо, которому оно непосредственно адресовано. В Определении Конституционного Суда РФ N 632-О-О конкретное указание об этом отсутствует.
Н.В. Герасименко,
советник Аналитического управления ФАС России,
кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обратная связь
Автор
Н.В. Герасименко - советник Аналитического управления ФАС России, кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", 2007, N 11