Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2012 г. N 11АП-10213/12
Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
19 сентября 2012 г. |
Дело N А55-8656/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
с участием:
от заявителя - Фролов С.Г., доверенность от 14.03.2012 г. N 17,
от ответчиков:
главы городского округа Самара - Лукьянова М.Ю., доверенность от 27.12.2011 г. N 01/04-1489,
администрации городского округа Самара - Лукьянова М.Ю., доверенность от 27.12.2011 г. N 01/04-1490,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
от третьего лица - Садонцева Н.В., доверенность от 12.01.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 сентября 2012 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционные жалобы главы городского округа Самара, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 июня 2012 года по делу N А55-8656/2012 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Версаль" (ОГРН 1086319014165), г. Самара,
к главе городского округа Самара, г. Самара,
администрации городского округа Самара, г. Самара,
Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо:
общество с ограниченной ответственностью "Адмирал", г. Самара,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Версаль" (далее - заявитель, ООО "Версаль", Общество обратилось в Арбитражный суд Самарской области к главе городского округа Самара (далее - первый ответчик, Глава городского округа), администрации городского округа Самара (далее второй ответчик, Администрация городского округа), Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - третий ответчик, Департамент) с заявлением, с учетом изменений предмета требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения главы городского округа Самара, выраженного в письме от 12.12.2011 г. N 01/15-1414 об отказе в организации работ по выбору земельного участка по улице Ново-Вокзальной, рядом с домом N 28 в Промышленном районе города Самары, для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения и обязании.
Решением суда первой инстанции от 26 июня 2012 года требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение главы городского округа Самара, выраженное в письме от 12.12.2011 г. N 01/15-1414 об отказе ООО "Версаль" в организации работ по выбору земельного участка по улице Ново-Вокзальной, рядом с домом N 28 в Промышленном районе города Самары, для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения на основании заявления N 11170 от 21.04.2010 года. Суд обязал главу городского округа Самара и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО "Версаль" путем обеспечения процедуры выбора земельного участка по улице Ново-Вокзальной, рядом с домом N 28 в Промышленном районе города Самары, для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения, на основании заявления от 21.04.2010 г. N 11170 в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации и главой 4 Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара за плату, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 23.04.2009 г. N 732. В части требований к администрации городского округа Самара отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Глава городского округа и Департамент обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзывах на апелляционные жалобы ООО "Версаль", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании 05 сентября 2012 года объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 АПК РФ до 10 часов 10 минут 12 сентября 2012 года.
Представитель первого и второго ответчиков в судебном заседании поддержал доводы апелляционных жалоб.
Представители заявителя и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционных жалоб.
Представитель третьего ответчика в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле,, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 21.04.2010 г. ООО "Версаль" обратилось к Главе городского округа с заявлением о выборе земельного участка, об утверждении акта о выборе, утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании месте размещения объекта, при этом Общество просило обеспечить выбор земельного участка площадью 4100 кв.м. для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения по адресу: г. Самара, Промышленный район, рядом с домом N 28 по улице Ново-Вокзальная (л.д. 41).
Материалами дела подтверждается, что испрашиваемый к выбору земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером 63:01:0725001:604, находящегося в собственности г.о. Самара, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.02.2010 г. серии 63-АД N 354090 (л.д. 42).
По результатам рассмотрения указанного заявления письмом от 12.12.2011 г. N 01/15-1414 Обществу было отказано в организации работ по выбору земельного участка (л.д. 37-38).
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, за плату, утвержденным Решением Думы городского округа Самара от 23.04.2009 г. N 732 (далее - Положение), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, осуществляется Главой городского округа (п. 2.2. Положения).
Физические и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, подают в Администрацию городского округа заявления о предоставлении земельного участка для строительства на имя Главы городского округа.
Для предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов в заявлении о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта должны быть указаны: назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению может прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 2.3. Положения).
Согласно пункту 2.4 Положения к заявлению юридического лица должны быть приложены следующие документы:
- заверенные копии учредительных документов;
- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- копия свидетельства о постановке на налоговый учет с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
- копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление;
- надлежащим образом оформленная доверенность в случае подачи заявления представителем.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом были представлены вместе с заявлением все указанные документы.
Согласно п. 4.1. Положения предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, за исключением случаев, предусмотренных разделом 5 настоящего Положения.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ (п. 4.2 Положения).
Согласно п. 4.3. Положения Департамент в течение двух месяцев со дня поступления заявления в администрацию городского округа Самара обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 4.4. Положения Департамент информирует:
4.4.1. Население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства;
4.4.2. Землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для муниципальных нужд городского округа Самара находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для муниципальных нужд городского округа Самара из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, Департамент информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе.
В силу п. 4.6. Положения результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (далее - Акт), а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, по форме, установленной в приложении к настоящему Положению.
К данному Акту прилагаются утвержденные Департаментом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пунктам 4.7, 4.8 Положения Глава городского округа принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее Акт в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта. В случае получения от уполномоченных органов, организаций сведений, препятствующих размещению заявленного объекта, Департамент в течение семи рабочих дней со дня получения таких сведений обеспечивает подготовку проекта постановления Администрации городского округа об отказе в размещении объекта с указанием причин отказа и направляет его Главе городского округа для подписания.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских и сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно ч. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Основанием для отказа в проведении выбора земельного участка послужило нахождение испрашиваемого участка в границах благоустроенной территории, занятой тротуаром и организованным озеленением (деревья, травянистая растительность). В оспариваемом отказе и.о. Главы городского округа сослался на топографические материалы Департамента.
Указанные доводы правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными и не подтвержденными соответствующими доказательствами.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Версаль" было подготовлено и представлялось в адрес Главы городского округа градостроительное обоснование размера и вида использования земельного участка под клуб многоцелевого и специализированного назначения, согласно которому испрашиваемый участок расположен в зоне Ж-3, и использование земельного участка под клуб многоцелевого и специализированного назначения соответствует разрешенным видам использования недвижимости.
Ссылка ответчиков на положения ст. 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной.
В силу положений ч. 1 ст. 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Вместе с тем, в нарушение положений ч. 5 ст. 200 АПК РФ, ответчиками не представлены допустимые и достаточные доказательства нахождения испрашиваемого участка заявителем в зеленом фонде городского поселения. Выводы об этом являются предположительными и подтверждены документально.
Представленная Департаментом выкопировка из топографического материала (л.д.-68) не свидетельствует о наличии на испрашиваемом участке каких-либо ограничений по его использованию.
В свою очередь, заявителем представлено градостроительное обоснование использование земельного участка (л.д. 23-31), согласно которому объект представляет собой площадку с размещенными на ней нежилыми зданиями и сооружениями.
Довод о невозможности обеспечения выбора земельного участка по причине нахождения на участке тротуара и, как следствие, вывод об отнесении указанной территории к территории общего пользования, является ошибочным.
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
По смыслу п. 11 ст. 11 ГрК РФ обозначение существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) границ территорий общего пользования производится посредством красных линий.
Доказательств наличия на испрашиваемом земельном участке красных линий и, как следствие, отнесение его к территории общего пользования, в материалы дела не представлено.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные в оспариваемом отказе основания не соответствуют закону и нарушают права и интересы заявителя.
Более того, ст. 31 ЗК РФ определена императивная обязанность уполномоченного органа местного самоуправления по обеспечению выбора земельного участка, оформлению акта о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны, а также обязанность по приложению утвержденных органом местного самоуправления схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Материалами дела подтверждается, что до настоящего времени указанные обязанности не исполнены, решение Главы городского округа о невозможности организации работы по выбору земельного участка принято в нарушение положений ст. 31 ЗК РФ и Положения.
Как правильно указал суд первой инстанции, в нарушение требований статей 65, 200 АПК РФ Главой городского округа и Департаментом не представлены доказательства исполнения возложенных законом обязанностей по обеспечению выбора испрашиваемого участка, оформлению акта о выборе земельного участка для строительства и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по заявлению ООО "Версаль", либо доказательств невозможности осуществления указанных действий по основаниям, предусмотренным законом.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Главы городского округа противоречит статьям 30, 31 ЗК РФ, нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, и правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал его незаконным.
Между тем в материалы дела не представлены доказательства информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Как правильно указал суд первой инстанции, исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ, главой 4 Положения стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Указанное толкование правовых норм изложено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 г. N 4224/10, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Материалы дела не содержат доказательств такого информирования.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства в совокупности, суд первой инстанции обоснованно признал необходимым обязать Главу городского округа и Департамент по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО "Версаль" путем обеспечения процедуры выбора земельного участка по улице НовоВокзальной, рядом с домом N 28 в Промышленном районе города Самары, для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения на основании заявления от 21.04.2010 г. N 11170 в соответствии со ст. 31 ЗК РФ и главой 4 Положения.
Поскольку оспариваемое решение Администрацией городского округа не принималось, в процедуре рассмотрения заявления о предоставлении земельных участков для целей, связанных со строительством, Администрация не наделена какими-либо полномочиями и обязанностями, суд отказал в удовлетворении требований заявителя в этой части.
Доводы, приведенные Главой городского округа и Департаментом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 июня 2012 года по делу N А55-8656/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.