Комментарий к письму Минфина РФ
от 25 октября 2007 г. N 03-11-04/2/269
Как известно, при списании стоимости основных средств в налоговом учете "упрощенцы" не производят амортизационные отчисления. Порядок признания затрат зависит от того, когда их фирма осуществляет: до перехода на упрощенную систему или уже будучи "спецрежимником".
Когда расходы производит "упрощенец"
Расходы на покупку имущества списывают с момента ввода объекта в эксплуатацию: поквартально, равными долями в течение налогового периода. Такой порядок устанавливает пункт 3 статьи 346.16 Налогового кодекса. На данный момент речь идет только о затратах на приобретение основных средств, но с 1 января будет действовать новая редакция этой статьи*(1).
В соответствии с изменениями аналогичным способом будут списывать расходы на достройку, дооборудование, модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение основных средств. Положения данного подпункта распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. Таким образом, как указали финансисты в опубликованном письме, расходы на достройку здания можно учесть при исчислении налоговой базы по итогам 2007 года. Главное, что необходимо при этом помнить, - принять расходы можно лишь после ввода основного средства в эксплуатацию.
Кстати, не так давно финансисты уже высказывались по этой теме в письме от 20.08.2007 N 03-11-04/2/205. Помимо всего вышесказанного специалисты отметили, что в случае достройки необходимым для признания расходов условием является факт подачи документов на государственную регистрацию прав на достроенное здание.
Пример 1
ОАО "Марс" заключило договор подряда на строительство пристройки к зданию магазина. Расходы на преобразование составили 500 000 руб. В I квартале 2007 года объект был введен в эксплуатацию.
Стоимость достройки необходимо учесть равными долями в I, II, III и IV кварталах 2007 года по 125 000 руб. в каждом:
500 000 руб. : 4 = 125 000 руб.
Не стоит забывать и о том, что учесть расходы на достройку оборудования при определении налоговой базы "упрощенец" может лишь в случае их экономической оправданности. Преобразования должны быть произведены с целью дальнейшего получения дохода.
Также в комментируемом письме финансисты отметили, что в первоначальную стоимость достроенного объекта можно включить затраты, связанные с оплатой составления сметной документации и согласования проведения строительства. Ведь эти расходы имеют непосредственное отношение к возведению здания.
Что касается нематериальных активов, то включать их стоимость в расходы начинают с момента принятия объекта к бухгалтерскому учету.
Расходуем до перехода на УСН
В случае если фирма приобрела основные средства до перехода на "упрощенку", вышеуказанный порядок признания расходов не применяют.
В этой ситуации, во-первых, имущество принимают к учету по остаточной стоимости. Во-вторых, порядок признания стоимости объекта в расходах зависит от срока его полезного использования. Для определения "долговечности" оборудования следует руководствоваться классификатором основных средств, утвержденным Правительством РФ (постановление от 01.01.2002 N 1). Сроки полезного использования объектов, не указанных в этом документе, определяют, исходя из рекомендаций организации-изготовителя.
Так, основное средство, приобретенное до перехода на "упрощенку", срок полезного использования которого меньше трех лет, списывают в течение одного года применения УСН. Стоимость имущества сроком полезного использования от трех до 15 лет списывают в течение трех лет: в первый год - 50, во второй - 30, а в третий - 20 процентов. Стоимость объектов, подлежащих использованию более 15 лет, следует списывать в течение 10 лет применения "упрощенки". При этом ежеквартальному включению в расходы подлежит одна и та же доля стоимости основного средства.
В аналогичном порядке следует осуществлять списание нематериальных активов.
Пример 2
ОАО "Марс" до перехода с общего режима налогообложения на "упрощенку" построило здание со сроком полезного использования - 10 лет. Объект введен в эксплуатацию в январе 2006 года. Первоначальная стоимость постройки - 1000 000 руб. В 2007 году "Марс" перешел на уплату "упрощенного" налога. К 2007 году остаточная стоимость здания составила 900 000 руб.
Поскольку срок полезного использования здания составляет 10 лет, списание его стоимости при УСН следует произвести вторым способом (50% - в первый год, 30% - во второй, 20% - в третий).
1. В 2007 году "Марс" включит в расходы:
900 000 руб. х 50% = 450 000 руб.
Ежеквартальные отчисления в 2007 году составят:
450 000 руб. : 4 = 112 500 руб.
2. В 2008 году "Марс" включит в расходы:
900 000 руб. х 30% = 270 000 руб.
Ежеквартальные отчисления в 2008 году составят:
270 000 руб. : 4 = 67 500 руб.
3. В 2009 году "Марс" включит в расходы:
900 000 руб. х 20% = 180 000 руб.
Ежеквартальные отчисления 2009 году составят:
180 000 руб. : 4 = 45 000 руб.
Таким образом, за 2007, 2008 и 2009 годы пройдет полное списание стоимости здания.
А.И. Вахламова,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 23, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Изменения вносит Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.