г. Томск |
|
31 июля 2012 г. |
Дело N А03-11881/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2012.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Колупаевой Л.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л.М.
с применением средств аудиозаписи
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы
Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю, Главного управления имущественных отношений Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.04.2012 по делу N А03-11881/2011
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Алтай Обь-сервис" (ОГРН 1042201925061)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Главное управление имущественных отношений Алтайского края, Общество с ограниченной ответственностью "Информационно-аналитическое бюро", Администрация Алтайского края,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Алтай Обь-сервис" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Алтайскому краю (далее - Учреждение) об установлении с 01.01.2010 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:63:050501:22, расположенного по адресу г. Барнаул, Дамба реки Оби, д. 55, равной его рыночной стоимости в размере 31 405 000 рублей.
Решением суда от 06.04.2012 установлена с 01.01.2010 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:050501:22, расположенного по адресу: г. Барнаул, Дамба реки Оби, д. 55, равной его рыночной стоимости в размере 31 405 000 рублей; Учреждение обязано внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости путем указания кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Главное управление имущественных отношений Алтайского края (далее - Управление) и Учреждение обратились с апелляционными жалобами.
Управление просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества, мотивируя отсутствием оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2010.
Учреждение в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда и оставить иск Общества без рассмотрения.
В обоснование жалобы Учреждение указывает, что им не нарушались права и законные интересы Общества; судом не проведена экспертиза отчета оценщика.
В отзыве на апелляционные жалобы Общество не согласно с доводами Управления и Учреждения, считает решение суда не подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы своей апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционных жалоб
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
В ходе судебного разбирательства Обществом заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:63:050501:22 по состоянию на 01.01.2010.
В удовлетворении заявленного ходатайства судом апелляционной инстанции отказано, поскольку Общество не обосновало невозможности проведения такой экспертизы при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Кроме того, из материалов дела следует, что по ходатайству Общества судом первой инстанции была назначена экспертиза по установлению кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, заслушав представителей Учреждения и Общества, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором от 10.10.2006 N 12868, заключенным с Администрацией г. Барнаула, Обществу предоставлен в аренду для строительства спортивно-оздоровительного комплекса с гостиницей земельный участок с кадастровым номером 22:63:050501:22 площадью 5,9283 га, расположенный по адресу г. Барнаул, Дамба реки Оби, д. 55.
По условиям договора при расчете арендной платы учитывается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно результатам государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:050501:22 составила 439 201 069,65 рублей.
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления оно вступило в силу с 01.01.2010.
Полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость арендуемого земельного участка превышает его рыночную стоимость, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:050501:22 существенно превышает его рыночную стоимость.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог (до введения действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 2.6 договора аренды от 10.10.2006 N 12868 установлено, что арендная плата за единицу площади участка устанавливается в размере налоговой ставки земельного налога с применением коэффициентов для различных видов разрешенного целевого использования земельных участков и категорий арендаторов.
Пунктом 1 статьи 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакциях допускает не только определение кадастровой стоимости земельного участка в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Учитывая исковой характер требований Общества, в совокупности с положениями статей 65, 66 ЗК РФ, а также закрепленный статьей 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" принцип актуальности кадастровых сведений, на Обществе лежит обязанность по доказыванию нарушения его прав и интересов уполномоченными органами именно при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о стоимости земельного участка, не соответствующих данным о его рыночной стоимости, актуальным на момент совершения таких действий.
Вместе с тем, оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Общества об установлении с 01.01.2010 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:63:050501:22 равной его рыночной стоимости в размере 31 405 000 рублей.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости имущества N 10-12-82 от 10.12.2010, выполненному ООО "Спецсервис", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:050501:22 по состоянию на 22.12.2010 составляет 12 490 000 рублей.
Заключением эксперта N 3-2012 от 16.02.2012 установлено, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:050501:22 по состоянию на 07.02.2012 составляет округленно 31 405 000 рублей.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства размера рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с доводом Управления о необоснованном применении судом первой инстанции выводов экспертного заключения от 16.02.2012 N 3-2012 к вопросу стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
При этом выводы суда первой инстанции о том, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:050501:22 существенно превышает его рыночную стоимость, не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований Общества в отсутствие сведений о рыночной стоимости такого земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Принимая во внимание, что суд рассматривает дело, исходя из заявленных исковых требований Общества - установление кадастровой стоимости земельного участка в размере 31 405 000 рублей именно по состоянию на 01.01.2010, в настоящем случае не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.
С учетом изложенных обстоятельств арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции относительно установления кадастровой стоимости земельного участка в размере 31 405 000 рублей по состоянию на 01.01.2010 не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При этом арбитражный апелляционный суд не принимает ссылку Учреждения на то, что оно является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что в силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным законом порядке документов, если иное не установлено этим же законом.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Пунктом 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, определено, что ведение государственного кадастра недвижимости возложено на Росреестр.
В соответствии с приказом Росреестра от 18.05.2009 N 21 "О наделении федеральных государственных учреждений полномочиями органа кадастрового учета" федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю наделено полномочиями органа кадастрового учета, предусмотренными Законом N 221-ФЗ.
В настоящее время с учетом реорганизации ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю в форме присоединения органом, наделенным полномочиями кадастрового учета, является федеральное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю.
Также подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы Учреждения о не проведении судом первой инстанции экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости имущества N 10-12-82 от 10.12.2010, выполненного ООО "Спецсервис".
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции не руководствовался отчетом об оценке N 10-12-82 от 10.12.2010, в связи с чем проведение экспертизы такого отчета не требовалось. При этом для установления рыночной стоимости земельного участка была назначена судебная экспертиза.
Таким образом, решение суда первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований Общества.
Руководствуясь ст. 156, п.2 ст.269, п.3 ч.1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.04.2012 по делу N А03-11881/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Алтай Обь-сервис" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11881/2011
Истец: ООО "Алтай Обь-Сервис"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю
Третье лицо: Главное управление имущественных отношений АК, ООО "Информационно-аналитическое бюро", ООО "Информационно Аналитическое Бюро", ФБУ "Земельная кадастровая палата по АК", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии"