Эквайринг. Для тех, кто идет в ногу со временем
Пластиковые карты перестали быть признаком состоятельности держателя. Сегодня это общедоступное и удобное платежное средство, оцененное по достоинству населением. Поэтому услуга по приему карт для оплаты оказанных услуг становится актуальной для гостиниц любой категории. Хотя, как показывает практика, не все гостиницы, чьими гостями становятся иностранные граждане, могут похвастаться такой возможностью, тогда как данный вид расчета за рубежом применяется давно. В настоящее время прием пластиковых карт является необходимостью, а не дополнительной услугой, тем более это актуально в условиях конкуренции. Те гостиницы, которые уже предоставляют своим клиентам такую возможность, свидетельствуют, что оплата с помощью пластиковых карт составляет 48% общего оборота. Еще одним преимуществом приема пластиковых карт отелями является возможность интернет-бронирования, которое используется все чаще: клиент, бронирующий номер, сообщает данные о своем счете, с которого в момент убытия гостя списывается нужная сумма.
В статье рассмотрим все шаги предприятия по организации расчетов с постояльцами с помощью пластиковых карт, порядок оформления, бухгалтерский учет и налогообложение таких операций.
Общие условия
Перед гостиницей, принявшей решение принимать в расчетах за оказанные услуги пластиковые карты, возникает ряд вопросов: куда обратиться, сколько это будет стоить и как все правильно организовать? Попробуем разобраться.
Следует отметить, что операции с использованием пластиковых карт регулируются законодательством. Основным документом является Положение об эмиссии банковских карт*(1) (далее - Положение). Согласно п. 1.9 Положения такие операции называются эквайрингом, а кредитная организация, осуществляющая расчеты, - эквайрером. Поэтому в первую очередь необходимо определиться с банком. Серьезность выбора обусловлена тем, что, несмотря на кажущееся сходство предлагаемых банками условий, различия по некоторым моментам могут быть существенными. Сначала рассмотрим условия, по которым предложения банков, как показывает их анализ, практически одинаковы.
Итак, банки предоставляют (бесплатно):
- оборудование, расходные и рекламные материалы, необходимые для приема карт в оплату;
- обучение сотрудников правилам обслуживания и оформления операций;
- инкассацию платежных документов;
- консультирование по всем вопросам, возникающим при оформлении операций с использованием пластиковых карт.
А теперь приведем условия, на которые следует обратить внимание при выборе банка:
- его надежность и длительность работы на рынке услуг эквайринга;
- срок установки и подключения оборудования (от трех дней до трех недель);
- наличие собственного процессингового центра, основной функцией которого является обслуживание эквайринговых операций и обеспечение информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов. Как правило, центр должен позволять выполнять круглосуточную авторизацию платежей по карточкам;
- виды карт, принимаемых в оплату (для гостиниц, ориентированных на обслуживание гостей города (иностранцев в том числе), желательно, чтобы банк принимал в оплату карты VISA, American Express);
- наличие комиссии за "отсутствие оборотов" (актуально для гостиниц, ориентированных на туристов, так как туризм часто бывает сезонным явлением);
- скорость перечисления денежных средств (обычно от двух до четырех дней);
- размер комиссионного вознаграждения (от 1 до 2,5%).
Исходя из технических возможностей гостиницы и возможного оборота таких платежей, выбираем оборудование, которое бывает двух видов:
- импринтер - механическое устройство, предназначенное для переноса оттиска рельефных реквизитов банковской карты на документ, составленный на бумажном носителе - слипе (самокопирующийся бланк из нескольких слоев разного цвета). К оплате принимает не все виды платежных карт и сам процесс оплаты занимает некоторое время и сложен технически;
- электронный терминал (POS-терминал) позволяет быстро проводить расчеты в электронном виде (устройство считывает информацию с магнитной полосы или чипа карточки и самостоятельно связывается с кредитным учреждением для проведения авторизации при осуществлении платежной операции).
Определившись со всеми названными условиями, заключаем с банком договор и начинаем принимать платежи с помощью пластиковых карт.
Оформляем платеж
Рассмотрим действия персонала по оформлению операции с использованием пластиковой карты:
1) обращаемся в банк за подтверждением платежеспособности карты (авторизация карты):
- по телефону (импринтер);
- информация с магнитной полосы карты считывается автоматически и передается в банк (POS-терминал);
2) банк выдает разрешение на проведение операции;
3) снимаются с карты денежные средства за оказанные услуги;
4) клиенту выдаем на подпись:
- три экземпляра слипа, два из которых остаются в гостинице (импринтер);
- два экземпляра чека: один посетителю, другой гостинице (POS-терминал);
5) сличаем подпись клиента на слипе (чеке) с оригиналом на банковской карте;
6) выдаем клиенту кассовый чек;
7) в конце рабочего дня представляем в банк отчет о проведенных операциях путем:
- инкассации вторых экземпляров слипов вместе с реестром (импринтер);
- отправления журнала в электронном виде (POS-терминал);
8) банк за минусом своих комиссионных перечисляет на расчетный счет денежные средства.
Отметим, что согласно п. 3.3 Положения слип (чек) должен содержать все необходимые реквизиты, а именно вид операции, дату, сумму, наименование валюты, реквизиты карты, код авторизации, идентификатор оборудования.
Выдача кассового чека производится на основании п. 1 ст. 2 и ст. 5 Закона о ККТ*(2), он пробивается на отдельную секцию (безналичные расчеты*(3)). Приходный ордер на данные суммы не выписывается*(4), они отражаются только в Журнале кассира-операциониста (форма N КМ-4, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132).
Отчет о проведенных операциях с использованием карт, согласно п. 2.9 Положения служит основанием для отражения сумм в бухгалтерском учете банка и организации и для проведения расчетов.
Бухгалтерский учет и налогообложение
Выручка за оказанные услуги принимается к учету в полном размере дебиторской задолженности, несмотря на то, что поступает на расчетный счет за минусом комиссионных банка (п. 6.2 ПБУ 9/99*(5)). Отражается она по кредиту счета 90-1 "Выручка" в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"*(6).
Комиссионные банку в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99*(7) относятся к прочим расходам и учитываются по дебету счета 91-2 "Прочие расходы" в корреспонденции со счетом 57 "Переводы в пути", к которому можно открыть два субсчета: один для наличных денежных средств, другой - для расчетов с помощью пластиковых карт.
В налоговом учете доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг), которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), за вычетом НДС (п. 1 ст. 248, п. 1, 2 ст. 249 НК РФ). Комиссионные банку признаются расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 249 НК РФ выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами, и в зависимости от выбранного метода признания дохода в соответствии со ст. 271 НК РФ (метод начисления) или ст. 273 НК РФ (кассовый метод). Расходы учитываются также в зависимости от выбранного метода: в соответствии с п. 7 ст. 272 НК РФ - метод начисления, пп. 1 п. 3 ст. 273 НК - кассовый метод. Датой начисления НДС в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ является наиболее ранняя из дат - либо отгрузки, либо оплаты.
Для организаций, применяющих УСНО, датой признания дохода согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ является день поступления денежных средств. Применяющие метод "доходы, уменьшенные на величину расходов" вправе банковскую комиссию при исчислении единого налога учесть в составе расходов (пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), у применяющих метод "доходы" такого права нет (Письмо Минфина РФ от 23.05.2007 N 03-11-04/2/138).
Пример.
За 17 декабря 2007 г. выручка гостиницы "Северное сияние" составила 64 900 руб., в том числе с использованием пластиковых карт - 47 200 руб. Договором с банком предусмотрено, что денежные средства поступают на расчетный счет гостиницы на следующий день после получения электронного журнала (установлен POS-терминал), комиссия банка составляет 2% от суммы оплаты пластиковой картой.
В бухгалтерском учете гостиницы "Северное сияние" будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
17 декабря 2007 г. | |||
Оприходована по приходному кассовому ордеру выручка от оказания услуг за наличный расчет (64 900 - 47 200) руб. |
50 | 90-1 | 17 700 |
Отражена выручка от оказания услуг с использованием в расчетах пластиковых карт |
62 | 90-1 | 47 200 |
Начислен НДС на сумму выручки за наличный расчет (17 700 руб. х 18/118) |
90-3 | 68-2 | 2 700 |
Начислен НДС на сумму выручки с использованием в расчетах пластиковых карт (47 200 руб. х 18/118) |
90-3 | 68-2 | 7 200 |
Отправлен электронный журнал в банк | 57-2 | 62 | 47 200 |
Инкассированы денежные средства в банк, выписан расходный кассовый ордер |
57-1 | 50 | 17 700 |
18 декабря 2007 г. | |||
Поступили на расчетный счет денежные средства, списанные со счетов клиентов (за вычетом комиссионных) (47 200 руб. - 47 200 руб. х 2%) |
51 | 57-2 | 46 256 |
Признаны расходы по уплате комиссионных банку (47 200 руб. х 2%) | 91-2 | 57-2 | 944 |
Зачислены наличные денежные средства на расчетный счет | 51 | 57-1 | 17 700 |
Н.В. Лебедева,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утв. ЦБ РФ от 24.12.2004 N 266-П.
*(2) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(3) Раздел 5 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Письмом Минфина РФ от 30.08.1993 N 104. Действуют в части, не противоречащей Федеральному закону N 54-ФЗ.
*(4) Пункт 22 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40.
*(5) Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н.
*(6) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
*(7) Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"