город Омск |
|
24 сентября 2012 г. |
Дело N А75-3429/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6748/2012) общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.06.2012 по делу N А75-3429/2012 (судья Шабанова Г.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (ОГРН 1038900944180, ИНН 8905031779)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600006179, ИНН 8601024089)
о признании недействительным предписания от 23.12.2011 N 326-ОК/16,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (далее по тексту - ООО "Заполярнефть", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Управление Росприроднадзора, административный орган, Управление) о признании недействительным предписания от 23.12.2011 N 326-ОК/16 об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.06.2012 по делу N А75-3429/2012 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что Общество допустило нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего законодательства в результате захоронения в шламовом амбаре отходов бурения (бурового шлама), при этом, суд первой инстанции исходил из того, что шламовый амбар не отвечает требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к объектам захоронения опасных производственных отходов. Также суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что Общество не осуществило ликвидацию шламовых амбаров, чем нарушило пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1996 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Заполярнефть" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.06.2012 по делу N А75-3429/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указало следующее:
- "Инструкцией по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше. РД 39-133-94", утвержденной Роскомнедрами 28.12.1993, РАО "Газпром" 18.01.1994, ГП "Роснефть" 04.01.1994, предусмотрена технология захоронения бурового шлама в шламовых амбарах;
- на куст скважины N 530 Вынгапуровского месторождения нефти оформлена соответствующая проектная документация, получившая соответствующее положительное заключение государственной экспертизы, которой предусмотрено захоронение бурового шлама в шламовых амбрах.
ООО "Заполярнефть" заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Управление Росприроднадзора, надлежащим образом извещенное о дате и времени судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания и псимьенный отзыв на апелляционную жалобу не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие Управления, надлежащим образом извещенного о дате судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Управлением Росприроднадзора в соответствии с приказами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу N 658 от 21.11.2011 и N 649 от 17.11.2011 в отношении ООО "Заполярнефть" проведена плановая документарная проверка.
В результате проверки установлено, что Общество в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований разместило путем захоронения отходы бурения 4 класса опасности (буровой шлам), образованные в процессе обустройства кустовой площадки N 530 Вынгапурского месторождения, на объектах, которые не являются специально оборудованными сооружениями и не соответствуют установленным требованиям природоохранного законодательства, предъявляемым к объектам захоронения отходов производства и потребления, а именно в шламовых амбарах кустовой площадке N 530 Вынгапурского месторождения нефти.
По итогам проверки составлен акт N 392 от 23.12.2011 (т. 2 л.д. 83-126).
По окончании проверки ООО "Заполярнефть" выдано предписание N 326-ОК/16 от 23.12.2011 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (т. 1 л.д. 41), которым Обществу предписано в срок до 17.09.2012 провести рекультивацию земельного участка (на котором расположены шламовые амбары с привязкой к кустовой площадке 530) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и с ликвидацией объектов размещения отходов (шламовых амбаров).
ООО "Заполярнефть", полагая, что данное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим заявлением
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.06.2012 по делу N А75-3429/2012 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В рассматриваемом случае административный орган пришел к выводу о нарушении Обществом статей 34, пункта 2 статьи 39, пункта 2 статьи 46, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 3, 12 Федерального закона от 24.06.1996 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 1, 6 раздела 1 Положения о рекультивации земель, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
Суд первой инстанции выводы Управления признал правомерными.
Между тем, суд апелляционной инстанции правовую позицию административного органа и суда первой инстанции находит ошибочной, выводы административного органа о нарушении Обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего законодательства в результате захоронения в шламовых амбарах отходов бурения (бурового шлама) признает необоснованными.
Указанный вывод апелляционного суда основан на следующем.
Прежде всего, апелляционный суд считает необходимым указать следующее.
Так, как было указано выше, в оспариваемом предписании от 23.12.2011 N 326-ОК/16 Управление, указывая на нарушение Обществом вышеперечисленных требований законодательства, предписало заявителю "Провести рекультивацию земельного участка (на котором расположены шламовые амбары с привязкой к кустовой площадке 530) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и с ликвидацией объектов размещения отходов (шламовых амбаров)".
Как следует из содержания оспариваемого предписания, оно вынесено административным органом на основании акта проверки от 23.12.2011 N 392 (т. 2, л.д. 83-126).
Проанализировав содержание акта от 23.12.2011 N 392, суд апелляционной инстанции установил, что фактически административный орган выявил единственное нарушение природоохранного законодательства - Общество не выполнило мероприятия по очистке рекультивируемой территории от производственных отходов, захоронение отходов в шламовых амбарах в районе кустовой площадки N 530 Вынгапуровского лицензионного участка.
Таким образом, сопоставляя содержание акта от 23.12.2011 N 392 и оспариваемого предписания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требование Управления о рекультивации земельного участка касается только необходимости ликвидации шламовых амбаров.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, оценив доводы сторон, апелляционный суд считает, что оспариваемое предписание, в котором Общество административный орган обязал устранить описанное выше нарушение природоохранного законодательства, является незаконным. При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Пунктами 1, 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Аналогичная норма права также закреплена и в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 89-ФЗ установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов (то есть, в том числе требования к объектам захоронения отходов): их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Из указанных норм следует, что лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать установленные требования к размещению отходов, а также к объектам размещения отходов, в том числе осуществить создание объекта размещения отходов на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; произвести определение места строительства таких объектов на основе специальных исследований при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; внести объекты размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом, размещение отходов является собирательным понятием и включает в себя как хранение, так и захоронение отходов.
В рассматриваемом случае административным органом установлено, подтверждается материалами дела и заявителем не отрицается, что Общество осуществило захоронение отходов бурения в шламовых амбарах.
Технология по захоронению отходов бурения в шламовом амбаре предусмотрена РД 39-133-94 "Инструкции по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше" (далее - РД 39-133-94).
Так, в разделе 5 РД 51-1-96 предусмотрены Мероприятия по охране окружающей среды при сборе, хранении, очистке и обезвреживании отходов, согласно которым если не предусматривается безамбарный способ бурения с централизованным вывозом отходов, осуществляется разделение и детоксикация отходов на территории скважины. Для накопления, обезвреживания и захоронения малотоксичных отходов сооружается шламовый амбар, в котором осуществляется, разделение твердой и жидкой фаз, после отстоя - откачка осветленной части шлама с "пленкой" остаточных нефтепродуктов, отверждение.
Таким образом, вывод Управления о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность захоронения отходов бурения в шламовых амбарах, не основан на нормах действующего законодательства.
Следовательно, размещение Обществом отходов в шламовых амбарах не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Более того, апелляционным судом установлено, что захоронение бурового шлама в шламовых амбарах предусмотрено соответствующей проектной документацией на кустовые площадки Вынгапуровского месторождения нефти.
Так, в материалах дела имеются выдержки из рабочих проектов по обустройству куста скважин N 530 Вынгапуровского месторождения: Проект "Обустройство четвертой очереди дополнительных скважин Вынгапуровского месторождения" (комплекс N 7415) и Проект "Обустройство пятой очереди доплнительных скважин Вынгапуровского месторождения" (комплекс N 7560).
Апелляционным судом установлено, что обозначенными Проектами предусмотрено, что комплекс технических решений с учетом природоохранных мероприятий на проектируемых объектах определен геологическими, гидрологическими и топографическими условиями расположения площадок кустов скважин. Среди принятых технических решений предусмотрено и сооружение шламовых амбаров траншейного типа, которые предназначены для сбора отработанного бурового раствора, сточных вод и шлама при бурении и освоении скважин, отстоя жидкой фазы отходов бурения с целью ее утилизации, а также захоронения неутилизированных отходов бурения (п. 5.4 Книги 4 Тома 1 Проекта N 7415; п. 4.5 Книги 5 Тома 1 Проекта N 7560).
Также Проектами предусмотрен комплекс технических решений с учетом природоохранных мероприятий, включающий: гидроизоляцию дна и стенок шламовых амбаров высокопрочной полиэтиленовой пленкой и геотекстилем; обвалование шламовых амбаров, при этом высота обваловки не ниже обваловки кустовой площадки (от 1.0 м); устройство сборно-разборного ограждения высотой 1.2 м (пп.4.5 Книги 5 Тома 1 Проекта N 7560; пп. 5.4 Книги 4 Тома 1 Проекта N 7415).
Как следует из проектной документации, в рассматриваемом случае в ходе ликвидации шламовых амбаров с привязкой к кусту скважины N 530 Вынгапуровского месторождения, отходы (буровой шлам) обезвреживаются методом отверждения цементным раствором.
Как указано в пункте 5.5 Книги 4 Тома 1 Проекта N 7415, пункте 4.6 Книги 5 Тома 1 Проекта N 7560 в рамках осуществления природоохранных мероприятий осуществляется ликвидация шламовых амбаров, а именно:
- естественное и принудительное разделение твердой и жидкой фаз содержимого амбаров;
- откачка осветленной жидкой фазы в нефтесборный коллектор;
- обезвреживание отработанных буровых растворов и шлама отверждением цементным раствором (в том числе отходов оставшихся в амбарах после откачки);
- засыпка амбаров, рекультивация земель, в том числе:
очистка площадки куста от металлолома, мусора, оборудования и материалов;
планировка территории (ранее занимаемой амбаром);
посев семян трав по спланированным площадям со слою торфо-песчаной смеси.
Соответствие принятых технических решений по обустройству куста скважин N 530 Вынгапуровского месторождения (в том числе и по сооружению шламовых амбаров), требованиям природоохранного законодательства, законодательства об охране окружающей среды подтверждается представленными в дело заключениями государственной экспертизы N 303-08/ЕГЭ-0330/02 от 01.09.2008, N 470-08/ЕГЭ-0550/02 (т.1, л.д. 42, т.1, л.д. 56).
Обозначенными Заключениями государственной экологической экспертизы предусмотрено захоронение бурового шлама в шламовых амбарах, определены работы по ликвидации и рекультивации шламовых амбаров.
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона N 37- ФЗ строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах предусмотрено проектной документацией на куст скважины N 530 Вынгапуровского месторождения нефти и осуществлялось Обществом в соответствии с обозначенной проектной документацией.
Кроме того, апелляционным судом установлено, что шламовые амбары на кусте скважины N 530 Вынгапуровского месторождения нефти поставлены на учет уполномоченным органом-Департаментом экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в региональный реестр объектов размещения отходов как объекты размещения отходов.
При этом, состояние двух объектов указано как "выведенные из эксплуатации, рекультивированные", одни шламовый амбар является действующим.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные обстоятельства в совокупности подтверждают то, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах в данном случае не является нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.
Кроме того, необходимо отметить, что Обществом были проведены меропрития по рекультивации шламовых амбаров в соответствии с проектной документацией, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией акта от 31.10.2009 N 2 о стоимости выполненных работ по рекультивации шламовых амбаров к Договору N Д/2116/09-2328 от 14.09.2009, копией указанного Договора, копией Графика производства работ.
Таким образом, вывод административного органа и суда первой инстанции о том, что Общество допустило захоронение отходов производства, образованных в процессе бурения скважины, в непредназначенном для этого месте, и не осуществило ликвидацию шламовых амбаров, не соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Решение суда первой инстанции, содержащее выводы о нарушении Обществом указанных выше требований природоохранного законодательства, основано на неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов, изложенные в решении, обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба и требования Общества по существу - удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с тем, что требования Общества подлежат удовлетворению, а также апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, судебные расходы по оплате государственной за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. относятся на Управление.
На основании изложенного и руководствуясь пункта 2 статьи 269, пункта 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.06.2012 по делу N А75-3429/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Заполярнефть", удовлетворить.
Признать недействительным предписание N 326-ОК/16 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 23.12.2011, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в отношении общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть".
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины, в связи с подачей в арбитражный суд заявления и апелляционной жалобы, в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3429/2012
Истец: ООО "Заполярнефть"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5731/12
24.09.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6748/12
26.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6748/12
15.06.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3429/12