г. Пермь |
|
17 сентября 2012 г. |
Дело N А71-5943/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакулиной Е.В.,
при участии:
от заявителя ЗАО "Урал-Сервис" (ОГРН 1021800993455, ИНН 1827004236): Сажин И.А., паспорт, доверенность от 10.08.2012;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 5 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041802900039, ИНН 1827019000): Андреева Е.А., служебное удостоверение, доверенность от 07.09.2012 N 13,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 5 по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 21 июня 2012 года
по делу N А71-5943/2012,
принятое судьей Зориной Н.Г.,
по заявлению ЗАО "Урал-Сервис" (ОГРН 1021800993455, ИНН 1827004236)
к Межрайонной ИФНС России N 5 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041802900039, ИНН 1827019000)
о признании незаконным решения,
установил:
Закрытое акционерное общество "Урал-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Удмуртской Республике от 30.12.2011 N 10-1-21/29 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 382 977 руб. 83 коп., налога на прибыль в сумме 593 175 руб., пени в общей сумме 149 269 руб. 06 коп., налоговых санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 166 802 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.06.2012 заявленные требования удовлетворены в части признания оспариваемого решения налогового органа недействительным относительно доначисления налога на прибыль и НДС, соответствующих сумм пеней и штрафов, по сделке с ООО "Торг Урал". В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворения заявленных требований, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В качестве доводов в апелляционной жалобе указано, что совокупность представленных Инспекцией доказательств свидетельствует о нереальности спорных хозяйственных операций по сделке с ООО "Торг Урал" и направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды посредством уменьшения налогооблагаемого дохода.
Представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель налогоплательщика возразил против позиции Инспекции по основаниям, указанным в отзыве, согласно которому решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Как следует из материалов дела, межрайонной ИФНС России N 5 по Удмуртской Республике проведена выездная налоговая проверка хозяйственной деятельности ЗАО "Урал-Сервис", по результатам которой вынесено оспариваемое решение от 30.12.2011 N 10-1-21/29, в том числе о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 382 977 руб. 83 коп., налога на прибыль в сумме 593 175 руб., пени в общей сумме 149 269 руб. 06 коп., налоговых санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 166 802 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике от 01.03.2012 N 06-06/02586 решение Инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Считая решение Инспекции незаконным, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Основанием для принятия решения в оспариваемой части, явились выводы налогового органа о направленности действии налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды посредством неправомерного отнесения затрат в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль и принятия НДС к вычету по сделке с ООО "Торг Урал", ввиду отсутствия документального подтверждения реальности хозяйственных операций.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции исходил из недоказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, подтверждающих наличие у налогоплательщика умысла, направленного на неуплату налогов и на получение необоснованной налоговой выгоды.
Выводы суда являются верными.
Прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В силу ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Во втором абзаце данной нормы указано, что вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "Урал-Сервис" (покупатель) и ООО "Торг Урал" (поставщик) заключен договор поставки от 05.10.2009 N 128.
В качестве доказательств исполнения договора в материалы дела представлены счета-фактуры N 0000486, N 0000487, N 0000488, N 0000489, N 0000490 от 11.12.2009, спецификация, счета, товарные накладные N 486, N 487, N 488, N 489, N 490 от 11.12.2009, товарно-транспортная накладная N 109 от 11.12.2009, акт сверки, приходные ордера, требования-накладные, платежные поручения, письмо ИП Гребенкина С.А., документы ООО "Торг Урал", этикетки, паспорта.
НДС, уплаченный поставщику заявлен налогоплательщиком к вычету; затраты, понесенные в связи с исполнением договора, отнесены в состав расходов в целях исчисления налога ан прибыль.
Спорные хозяйственные операции отражены заявителем в бухгалтерском учете.
Между тем, в ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлена невозможность реального осуществления ООО "Торг Урал" поставки товаров в силу отсутствия персонала, необходимых финансовых и материальных ресурсов; отсутствие условий для ведения какой-либо финансово-хозяйственной деятельности ООО "Торг Урал"; отсутствие контрагента по адресам, указанным в учредительных и иных документах; разовый характер сделок; несоответствие первичных учетных документов (товарных накладных, счетов-фактур) требованиям ст. 9 Закона N 129-ФЗ, ст.169 НК РФ: их оформление (проставление подписей и печатей) неуполномоченными, неустановленными лицами, указание в них недостоверных, противоречивых сведений, в частности, сведений о грузополучателе; формальный характер оплаты товаров: денежные средства, перечисленные ЗАО "Урал-Сервис" на расчетный счет ООО "Торг Урал" в дальнейшем на приобретение ТМЦ у производителя не направлялись; денежные средства, перечисляемые на расчетный счет ООО "Торг Урал", направлены не на оплату приобретенного товара, а на выведение денежных средств из оборота организации через физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Данные обстоятельства, по мнению налогового органа, свидетельствуют о формальном документообороте, созданном при согласованности лиц с целью получения налоговой выгоды путем завышения расходов для целей исчисления налога на прибыль необоснованного возмещения из бюджета НДС.
В определении Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О указано, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков, и обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщика возложена на налоговые органы.
По смыслу Постановления Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П под добросовестным налогоплательщиком понимается лицо, надлежаще исполнившее налоговые обязанности.
Согласно правовой позиции пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении N 53 от 12.10.2006, судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и(или) противоречивы.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствии намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Кодексом, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций, в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, упомянутых в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
О необоснованности получения налоговой выгоды, в частности, могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, пришел к правомерному выводу о недоказанности налоговым органом наличия в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды посредством снижения налогооблагаемой выручки с участием ООО "Торг Урал".
Обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком-покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных ст.ст. 169 НК РФ, возлагается на продавца. Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.
Инспекцией в ходе проверки не было установлено ни одного из перечисленных обстоятельств, позволяющих усомниться в добросовестности налогоплательщика. Следовательно, даже вывод о недостоверности счетов-фактур, подписанных не лицом, значащимся в учредительных документах контрагента в качестве руководителя этого общества, не может самостоятельно, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N 18162/09.
Заявляя о подписании первичной документации со стороны контрагента неустановленным лицом, налоговый орган бесспорных, неопровержимых доказательств не представил; указанные факты и доказательства не приведены и в оспариваемом решении Инспекции.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что указанные доводы налогового органа основаны лишь на отрицании лица, подпись которого значится в первичной документации, между тем, как верно установлено судом первой инстанции проведенная в ходе проверки экспертиза подписи Саламатовой В.И. - руководителя контрагента, не свидетельствует о недостоверности сведений, отраженных в первичной документации, а также не может быть признана надлежащим доказательством по делу, поскольку проведена в нарушение требований ст. 95 НК РФ. Более того, показания Саламатовой В.И. взяты сотрудниками правоохранительных органов, в отсутствие надлежащего оформления участия данных лиц в выездной налоговой проверке, что также влечет их исключение из доказательственной базы.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что полномочия лица, подписавшего спорные счета-фактуры от имени контрагента, подтверждены данными, содержащимися в ЕГРЮЛ, и уставными документами общества.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщиком заключен договор с организацией, не имеющей необходимых ресурсов, не принимается во внимание, поскольку в ходе проверки не исследовался вопрос заключения контрагентом договоров аренды, агентирования и т п.
То же относится и к доводу Инспекции об отсутствии контрагента по месту его регистрации - действующее законодательство не связывает осуществление предпринимательской деятельности именно по юридическому адресу организации. Кроме того, как верно указал суд, осмотр место регистрации ООО "Торг Урал" осуществлен Инспекцией значительно позднее периода спорных взаимоотношений.
В ходе проверки налоговым органом исследован вопрос полноты отражения ООО "Торг Урал" спорных операций, наличие расчетов между ним и налогоплательщиком, который подтвердил реальность осуществления предпринимательской деятельности контрагентом, как в целом, так и в рамках спорных хозяйственных операций с налогоплательщиком, между тем, Инспекцией дана неверная оценка выявленным фактам. При этом, неотражение контрагентом в налоговой отчетности выручки само по себе не доказывает отсутствие хозяйственной деятельности между налогоплательщиком и данным лицом.
Анализ движения денежных средств по расчетному счету налогоплательщика также свидетельствует о реальности осуществленных расчетов по сделке; доказательств того, что перечисленные денежные средства возвращались налогоплательщику не представлено.
В материалах дела отсутствуют также доказательства того, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с указанным лицом.
Иные факты, свидетельствующие, по мнению налогового органа, о формальной деятельности контрагента, опровергнуты материалами дела.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о реальном осуществлении налогоплательщиком спорной сделки.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о недоказанности налоговым органом факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
При указанных обстоятельствах, у налогового органа не имелось правовых оснований для признания налоговой выгоды необоснованной и, как следствие, у него отсутствует право на отказ в предоставлении вычета по НДС и отнесения затрат в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции в оспариваемой части отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на налоговый орган, который в силу положений п/п 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 июня 2012 года по делу N А71-5943/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5943/2012
Истец: ЗАО "Урал-Сервис"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N5 по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9028/12