Комментарий к постановлению Правительства РФ от 09.06.2007 N 359 "Об
утверждении Условий признания доминирующим положения финансовой
организации (за исключением кредитной организации) и Правил установления
доминирующего положения финансовой организации
(за исключением кредитной организации)"
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- недопущения, ограничения, устранения конкуренции государственными и муниципальными органами, иными осуществляющими функции вышеуказанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России.
По общему правилу, закрепленному в ст. 2 Закона N 135-ФЗ, антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона N 135-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, приведенные в ст. 3 Закона N 135-ФЗ.
Однако из этого правила есть исключение, согласно которому отношения, составляющие предмет регулирования антимонопольным законодательством, могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами ФАС России в случаях, прямо предусмотренных антимонопольным законодательством.
Напомним читателям журнала, что в круг отношений, регулируемых антимонопольным законодательством, входят отношения, которые связаны с защитой конкуренции и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции вышеуказанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Банк России, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст. 3 Закона N 135-ФЗ).
Согласно части 7 ст. 5 Закона N 135-ФЗ условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) с учетом ограничений, предусмотренных Законом N 135-ФЗ, устанавливаются Правительством РФ. Кроме того, доминирующее положение финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 359 утверждены Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и Правила установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации).
Представляется крайне важным разобраться в терминологии антимонопольного законодательства и определить, что понимается под финансовой организацией вообще и что представляет собой финансовая услуга.
В силу ст. 4 Закона N 135-ФЗ под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно ст. 4 Закона N 135-ФЗ под финансовой организацией понимается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, которым могут быть:
- кредитная организация;
- кредитный потребительский кооператив;
- страховщик;
- страховой брокер;
- общество взаимного страхования;
- лизинговая компания;
- негосударственный пенсионный фонд;
- управляющая компания инвестиционного фонда;
- другие организации, указанные в п. 6 ст. 4 Закона N 135-ФЗ.
Исходя из буквального толкования данной нормы вышеприведенный перечень является исчерпывающим.
Представляется важным разграничить такие понятия, как "условия признания доминирующим положения организации" и "порядок признания доминирующим положения организации".
Статья 4 Закона N 135-ФЗ содержит определение понятия "дискриминационные условия", под которыми понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Представляется, что данное определение может быть применено и к понятию "условия признания доминирующим положения организации".
Однако ни Закон N 135-ФЗ, ни иные акты антимонопольного законодательства не содержат определения термина "порядок признания доминирующим положения организации".
По мнению автора, отличие данных понятий заключается в следующем.
Под условиями в целом понимаются такие факты объективной действительности, при наличии которых доминирующее положение считается установленным.
Данные условия как раз и содержатся в рассматриваемом нами постановлении Правительства РФ от 09.06.2007 N 359; к этим условиям, в частности, относятся следующие:
- доля финансовой организации превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;
- доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
Дополнительно отметим, что доминирующее положение считается установленным в случае одновременного выполнения двух вышеприведенных условий.
В части 7 ст. 5 Закона N 135-ФЗ также закреплено правило, согласно которому не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
Таким образом, под "порядком признания доминирующим положения организации", по мнению автора, понимаются нормы процедурного (процессуального) плана, регламентирующие весь процесс признания положения организации доминирующим.
Статья 5 Закона N 135-ФЗ содержит общие положения, касающиеся доминирующего положения организации, в том числе определение термина "доминирующее положение".
Однако в постановлении Правительства РФ от 09.06.2007 N 359 данное понятие уточняется применительно именно к финансовым организациям. Так, доминирующим признается положение финансовой организации на товарном рынке, дающее такой финансовой организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения финансовой услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.
Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 359, определяют порядок установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.
Кроме того, установлено, что рассматриваемые Правила установления доминирующего положения финансовой организации распространяются на отдельные финансовые организации, а также на финансовые организации, составляющие одну группу лиц.
В постановлении Правительства РФ от 09.06.2007 N 359 содержится также важная гарантия, закрепленная в Законе N 135-ФЗ, согласно которой наличие доминирующего положения финансовой организации не является нарушением антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Так, предусмотрено, что установление доминирующего положения финансовой организации осуществляется путем определения ее доли в границах товарного рынка независимо от места нахождения этой организации, указанного в учредительных документах.
Процедура установления доминирующего положения финансовой организации разбита на следующие этапы:
1) установление сферы обращения финансовой услуги путем определения границ соответствующего товарного рынка на основе исследования спроса и предложения финансовой услуги;
2) определение объема финансовых услуг и долей финансовых организаций на соответствующем товарном рынке;
3) установление наличия условий признания доминирующим положения финансовой организации.
Дальнейшие положения Правил установления доминирующего положения финансовой организации детализируют каждый этап.
В ходе первого этапа границы товарного рынка устанавливаются путем определения вида финансовой услуги, не имеющей замены, либо совокупности взаимозаменяемых финансовых услуг, сравнимых по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить одну финансовую услугу другой при потреблении, а также путем определения территории, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретателя обращается финансовая услуга (финансовые услуги).
Применительно ко второму этапу в целях расчета объема финансовых услуг на товарном рынке утверждены основные показатели (в стоимостном выражении) в отношении каждой конкретной услуги.
Кроме того, вышеуказанными Правилами установлено, что в целях расчета объема финансовых услуг на товарном рынке, кроме вышеперечисленных основных показателей, могут также использоваться иные показатели деятельности финансовых организаций, рассчитываемые на основании данных финансово-экономической, статистической и другой отчетности финансовых организаций.
Раздел III Правил установления доминирующего положения финансовой организации посвящен сведениям, которые используются при установлении доминирующего положения финансовой организации.
Установлены также источники данной информации, а именно: такие сведения могут быть получены, в частности, от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, финансовых организаций, саморегулируемых организаций, объединений и союзов финансовых организаций, экспертов, а также от иных юридических и физических лиц.
А.Н. Игнатенко,
юрисконсульт ООО "АКГ РСМ Топ-Аудит"
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1