Комментарий к письму Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
В письме Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 (далее - Письмо Минфина России от 07.08.2007) сформулирована точка зрения финансового ведомства на то, каким образом могут быть реализованы следующие нормы налогового законодательства:
- право налогоплательщика на получение от Минфина России письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах [подпункт 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)];
- обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 5 п. 1 ст. 32 НК РФ);
- порядок реализации полномочий, предоставленных Минфину России ст. 34.2 НК РФ, в части выдачи письменных разъяснений налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В последнее время получили широкое распространение среди налогоплательщиков и налоговых органов ссылки на письменные разъяснения по вопросам применения требований налогового законодательства (в отличие от разъяснений по вопросам бухгалтерского учета), даваемые Минфином России, при разрешении налоговых споров.
Из разъяснений финансового ведомства, приведенных в Письме Минфина России от 07.08.2007, можно сделать, как минимум, три вывода:
1) применение разъяснений по аналогии не допускается. При этом Минфин России аргументирует данную позицию тем, что схожие ситуации могут различаться в деталях (не прописанных в разъяснениях), которые могут оказаться существенными при квалификации соответствующей хозяйственной ситуации;
2) налоговые органы также не могут использовать разъяснения Минфина России, если соответствующее письмо не направлено в адрес конкретного налогового органа, причем письма могут направляться как непосредственно Минфином России, так и ФНС России. Но и в случае, если разъяснения Минфина России до налоговых органов доведены в установленном порядке, они не являются обязательными к исполнению, так как письма и разъяснения по своему статусу не могут быть нормативными документами. По нашему мнению, этот вывод является самым слабым местом в Письме Минфина России от 07.08.2007. Дело в том, что ни в ст. 32, ни в ст. 34.2 НК РФ речь не идет о нормативных актах Минфина России, а в прямой постановке говорится о письменных разъяснениях, даваемых налогоплательщикам. Тем не менее эти разъяснения (как следует из норм НК РФ) обязательны к применению всеми участниками налоговых отношений. Из Письма же Минфина России от 07.08.2007 фактически следует, что Минфин России снимает с себя ответственность за последствия, которые могут наступить в результате применения ранее данных разъяснений (например, при рассмотрении налоговых споров в судебном порядке). При этом фактически обессмысливается норма п. 8 ст. 75 НК РФ, которой налогоплательщик освобождается от уплаты пени на сумму недоимки, образовавшейся в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти;
3) разъяснения, приведенные в Письме Минфина России от 07.08.2007, фактически уравнивают статусы официального разъяснения органа государственной власти и выводов, сформулированных в аналитической статье в специализированном издании. Данное разъяснение может иметь и довольно неожиданные последствия, например, при рассмотрении налоговых споров в судебных или арбитражных органах налогоплательщик может представлять в качестве аргумента в подтверждение своей позиции журнальные статьи, газетные публикации, выдержки из методических пособий и т.д., а судебные органы обязаны принимать такие аргументы наравне с официальными разъяснениями Минфина России, представленными в суд налоговыми органами.
В заключение считаем необходимым обратить внимание читателей журнала на такую деталь: Письмо Минфина России от 07.08.2007 также не является нормативным документом, а значит, все разъяснения, приведенные в нем, носят исключительно информативный характер. Иными словами, арбитражные, судебные и налоговые органы при рассмотрении существа налоговых споров могут учитывать позицию Минфина России, изложенную в Письме от 07.08.2007, но эта позиция не может применяться в обоснование решений, принимаемых перечисленными органами.
В.Р. Захарьин,
к.э.н.
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1