г. Пермь |
|
25 сентября 2012 г. |
Дело N А71-6499/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С.Н.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.,
при участии:
от заявителя Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России" (ОГРН 1037701021841, ИНН 7701330105) - Кириллов В.А., паспорт 8003 041336, доверенность от 11.09.2012
Локтев А.В., паспорт 9400 245988, доверенность от 29.03.2012;
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833) - не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 июля 2012 года
по делу N А71-6499/2012,
принятое судьей Коковихиной Т.С.,
по заявлению Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
о признании решения незаконным,
установил:
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России" в лице Ижевского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на ГЖД на Горьковской железной дороге обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики N 019/035/729-2011 от 02.03.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
В качестве основания для отмены судебного акта заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что спорные выплаты не подлежат включению базу по страховым взносам, так как произведены вне рамок трудовых отношений между работодателем и работниками, поскольку спорные средства являются компенсационными, связанными с разъездным характером работ.
Представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От заинтересованного лица представитель не направлен в судебное заседание суда апелляционной инстанции; представлен отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым оспариваемое решение суда является законным и обоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании решения о проведении выездной проверки N 019/035/729-2011 от 02.11.2011 УПФ в г. Ижевске проведена плановая выездная проверка Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана ЖДТ РФ" Ижевского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на ГЖД по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки N 019/035/729-2011 от 03.02.2012.
В ходе проверки Фондом установлено, что филиалом "ОПТОК N 8 ФГУП "УССТ N 8 при Спецстрое России" допущено занижение базы для начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, обязательному медицинскому страхованию на 1 655 624 руб. в результате не начисления страховых взносов на суммы выплаченных работникам сумм компенсаций за разъездной характер работы Ижевским отрядом ВО филиала ФГП "ВО ЖДТ России" на ГЖД.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом принято решение N 019/035/729-2011 от 02.03.2012, в соответствии с которым Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" в размере 76 489,83 руб., начислены пени в сумме 58 926,60 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 382 449,14 руб.
Считая указанное решение незаконным, Предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные выплаты относятся к системе оплаты труда и подлежат включению в базу при исчислении страховых взносов.
Выводы суда являются верными.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации являются плательщиками страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период 2010 года) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" подпункта 1 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, а именно, слова "по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам" заменены на слова "в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров".
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" подпункта 1 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 указанного Закона.
Из материалов дела следует, что заявителем в спорном периоде произведены компенсационные выплаты в пользу работников, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер.
Данные выплаты, по мнению заявителя, не подлежат учету в качестве объекта обложения страховыми взносами и не включены им в базу для начисления страховых взносов.
В соответствии с п. 4.5 Положения об оплате труда работников федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ", утвержденного приказом ФГП ВО ЖДТ России от 24.04.2009 N К-10/117, компенсация расходов работникам предприятия, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, производится в соответствии с
утвержденным генеральным директором предприятия Порядком выплаты компенсации расходов работникам филиала ФГП ВО ЖДТ России, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер.
Согласно п. 2.1.3.1 Порядка выплаты компенсации расходов работникам филиалов ФГП ВО ЖДТ России, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, утвержденного приказом генерального директора ФГП ВО ЖДТ России от 25.04.2008 N К-10/146, работникам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, выплачивается компенсация в следующих размерах: при сопровождении и охране вагонов, контейнеров с грузами в поездах и выполнении оперативно-профилактической работы на линейных станциях участка обслуживания: в размере 50 рублей, если время нахождения в пути составит менее 12 часов; в размере 100 рублей за 12 и более часов нахождения в поездке или нескольких поездках на малых плечах в течение одного дежурства. При этом оплате подлежат каждые полные сутки (24 часа), проведенные в поездке, а время в поездке более 12 часов, но менее полных суток учитывается как сутки. Если время нахождения в поездке менее нормальной продолжительности рабочего дня (8 часов), компенсация не выплачивается.
Пунктом 3.1 данного Порядка предусмотрены требования, при соблюдении которых осуществляется выплата компенсаций.
Пунктом 4.2.2 Коллективного договора от 24.12.2008 предусмотрены обязательства работодателя осуществлять оплату труда и производить выплату надбавок и доплат компенсационного характера к заработной плате, выплат стимулирующего характера, в том числе возмещение расходов работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.
Из содержания пункта 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ следует, что объектом обложения страховыми взносами для общества признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые обществом в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
При рассмотрении настоящего дела необходимо установить правовую природу и характер выплат, на которые Фондом начислены страховые взносы.
Согласно статье 129 ТК РФ под заработной платой следует понимать вознаграждение за труд, компенсационные выплаты (доплаты, надбавки и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Исходя из положений статьи 5 ТК РФ выплаты, которые производятся работодателем работнику, могут устанавливаться также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из анализа вышеназванных положений статей 43, 57, 135 ТК РФ, пункта 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ следует, что к объекту обложения страховыми взносами относятся все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных (выплачиваемых) плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам, независимо от наличия или отсутствия указания на данные выплаты непосредственно в трудовом договоре.
Иное бы ставило в неравное положение субъектов обложения страховыми взносами.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, прямо установлены в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Приведенный в указанной статье перечень является исчерпывающим.
В рассматриваемом случае Предприятие оплатило проезд работников, связанный с выполнением ими трудовых обязанностей. Связь данных выплат с компенсационными выплатами в понятии статей 129, 164 ТК РФ отсутствует.
Эти выплаты не поименованы и в статье 9 Закона N 212-ФЗ, и, соответственно, подлежат обложению страховыми взносами.
Суд первой инстанции, проанализировав табели учета рабочего времени и расчета оплаты труда, копии маршрутных листов, своды начислений и индивидуальные карточки учета страховых взносов, справку по сотрудникам, имеющим разъездной характер работы, пришел к правомерному выводу о том, что компенсационные выплаты за разъездной характер работы являются доплатами к заработной плате за особые условия труда, относятся к оплате труда и не подпадают под действие ст. 9 Закона N 212-ФЗ и подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию.
При этом, как верно указал суд, спорные компенсационные выплаты не являются возмещением понесенных работниками конкретных (определенных) расходов, подтвержденных соответствующими документами, не являются выплатами суточных, а имеют фиксированный размер в зависимости от времени нахождения в пути (50 рублей или 100 рублей). Данные выплаты производятся ежемесячно работникам, занимающим должности в соответствии с Перечнем профессий и должностей работников филиалов в фиксированном размере.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65-71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о том, что спорные выплаты образуют доход работников, полученный ими в рамках трудовых отношений и относятся к объекту обложения страховыми взносами независимо от наличия или отсутствия указания на них непосредственно в трудовом договоре, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами.
С учетом указанного у Фонда имелись все основания для доначисления заявителю страховых взносов, а также соответствующих и производных сумм пени и штрафа.
Выводы суда первой инстанции являются обоснованными, в связи с чем, решение суда отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 июля 2012 года по делу N А71-6499/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6499/2012
Истец: Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России", Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" в лице Ижевского отряда-структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики