Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2012 г. N 03АП-3329/12
г. Красноярск |
|
18 сентября 2012 г. |
Дело N А69-571/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" сентября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва с использованием системы видеоконференц-связи
при организации судебного заседания судьей Арбитражного суда Республики Тыва Данзырын М.Д. с участием секретаря судебного заседания Арбитражного суда Республики Тыва Сарыглар Р.Д.,
при ведении протокола судебного заседания в Третьем арбитражном апелляционном суде секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи:
от заявителя: Ооржак А.П., представителя по доверенности от 27.08.2012;
от антимонопольного органа: Сорвачевой В.А., представителя по доверенности от 07.03.2012;
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "23" мая 2012 года по делу N А69-571/2012, принятое судьей Санчат Э.А.,
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Республиканский наркологический диспансер" Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва (далее - учреждение, РГУЗ "Реснаркодиспансер") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - антимонопольный орган, УФАС по Республике Тыва) о признании незаконными и отмене решения и предписания от 22.02.2012 по делу N 04-06-08/44-10-1.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 30.03.2012 по делу N А69-571/2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Мазуров Алексей Викторович.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 23.05.2012 по делу N А69-571/2012 заявленные требования удовлетворены, решение и предписание от 22.02.2012 по делу N 04-06-08/44-10-11, принятые антимонопольным органом, признаны недействительным.
Не согласившись с принятым решением, антимонопольный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт на основании следующего:
- судом первой инстанции не учтено, что ГБУЗ "Реснаркодиспансер" самостоятельно выбрало применение "накладные расходы" и производило расчет в соответствии с Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг, в которой не содержится такое понятие, в связи с чем, отсутствие ссылки в решении антимонопольного органа при фактической идентичности понятия с "косвенные расходы" не исключает неправомерности применения учреждением коэффициента накладных расходов в размере 0,914;
- в главе 6 Методических рекомендаций "Примерные нормативы деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в условиях бюджетирования, ориентированного на результат, утвержденных приказом Роспотребнадзора от 10.10.2008 N 368, указано, что к косвенным (накладным) расходам относятся расходы, включаемые в себестоимость пропорционально затратам на оплату труда работников, непосредственно занятых выполнением работ;
- учреждением неправомерно применен норматив времени для врача в размере 15 минут.
ГБУЗ "Реснаркодиспансер" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Представитель антимонопольного органа изложила доводы апелляционной жалобы. Просит отменить решение суда первой инстанции.
Представитель заявителя письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила, изложила возражения на апелляционную жалобу. Просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мазуров А.В., уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 27.07.2012 о принятии апелляционной жалобы к производству лицам, участвующим в деле, а также путем размещения 31.07.2012 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)) в судебное заседание не явился. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие Мазурова А.В.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
26 сентября 2011 года в адрес УФАС по Республике Тыва поступило заявление гражданина Мазурова А.В. о проведении проверки обоснованности установления размера платы за проведение медицинского осмотра на наличие алкоголя и наркотических веществ на право управления автотранспортом ГБУЗ "Республиканский наркологический диспансер" Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва.
По результатам рассмотрения заявления Мазурова А.В. на основании приказа УФАС по Республике Тыва N 312 от 10 октября 2011 года "О проведении внеплановой выездной проверки" проведена проверка в отношении ГБУЗ "Реснаркодиспансера".
УФАС по Республике Тыва проведен анализ рынка услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию. По результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию на территории Республики Тыва за период 2011 года установлено доминирующее положение на указанном товарном рынке ГБУЗ "Реснаркодиспансер" с 100 % долей.
В соответствии с прейскурантом цен ГБУЗ "Реснаркодиспансера" на платные медицинские услуги, утвержденные главным врачом Бадыргы И.О. на 2011 год, за проведение медицинского осмотра с забором биологических жидкостей на определение наличия алкоголя и наркотических веществ у физических лиц для выездной визы, на право управления автотранспортом, на право приобретения и хранение огнестрельного оружия, при устройстве на работу, поступлении в учебные заведения установлена стоимость 570 рублей.
Стоимость вышеуказанной услуги в размере 570 рублей подтверждается квитанцией ГБУЗ "Реснаркодиспансера", приложенной к договору о предоставлении медицинских услуг от 26.09.2011, заключенному с Мазуровым А.В.
Из калькуляции стоимости услуги за проведение медицинского осмотра с забором биологических жидкостей ГБУЗ "Реснаркодиспансер" следует, что на определение наличия алкоголя и наркотических веществ у физических лиц для выездной визы, на право управления автотранспортом, на право приобретения и хранение огнестрельного оружия, при устройстве на работу, поступлении в учебные заведения, стоимость услуг составляет 570 рублей, которая складывается из зарплаты медицинского персонала, принимающего участие в оказании медицинской услуги в размере 261 рубль 84 копейки, расходов на медикаменты в размере 261 рубль, износа оборудования в размере 9 рублей и накладных расходов в размере 486 рублей 42 копейки, а также в результате применения понижающего коэффициента в размере 54 %.
Для расчета заработной платы персонала, принимающего участие в оказании медицинской услуги, использованы нормы времени, затрачиваемые на оказание 1 услуги для врачебного персонала в размере 30 минут, для среднего медперсонала в размере 28 минут.
Расходы на медикаменты включают затраты на приобретение теста для определения наличия наркотических средств в размере 234 рубля 20 копеек и прочих медикаментов в размере 26 рублей 80 копеек.
Расчет накладных расходов произведен исходя из умножения коэффициента накладных расходов в размере 0,914 на сумму прямых расходов.
Из представленной ГБУЗ "Реснаркодиспансер" бюджетной сметы на 2010 год следует, что расчет накладных расходов по стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи, производится на основании приказа Реснаркодиспансер N 107 от 22.04.2011 "О порядке проведения медицинского осмотра с забором биологических жидкостей на определение наличия алкоголя и наркотических веществ у физических лиц для выездной визы, на право управления автотранспортом, на право приобретения и хранение огнестрельного оружия, при устройстве на работу, поступлении в учебные заведения" с указанием норм трудозатрат на оказание услуги, и приказа Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва от 18.03.2011 N 201.
Нормы трудозатрат для врачебного персонала в размере 30 минут установлены ГБУЗ "Реснаркодиспансер" исходя из разработанных норм нагрузок для медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений, размещенных в журнале "Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 8, для среднего медперсонала - в размере 28 минут, и регламентируются методическими рекомендациями по организации и порядку проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России N 302н от 12.04.2011 (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.10.2011 N 22111), инструкцией по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", а также приказом Министерства здравоохранения СССР от 22.07.1987 N 902 "О предоставлении права руководителям учреждений здравоохранения в установлении индивидуальных норм нагрузок врачей амбулаторно-поликлинических учреждений в зависимости от конкретных условий".
Антимонопольным органом установлено, что сумма прямых расходов составляет 444 рубля 60 копеек, из них 174 рубля 60 копеек - расходы на оплату труда с учетом трудозатрат врача в размере 10 минут и среднего медицинского персонала в размере 28 минут, 261 рубль - расходы на медикаменты, 9 рублей - износ оборудования.
Сумма накладных расходов составляет 266 рублей 76 копеек (444,6*0,6). Итого стоимость услуги с понижающим коэффициентом в размере 54 % составляет 327 рублей.
По результатам проведенной проверки в отношении ГБУЗ "Реснаркодиспансер" приказом УФАС по Республике Тыва N 354 от 14.11.2011 возбуждено дело N04-06-08/44-10-11 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании материалов проверки антимонопольным органом вынесено решение о признании учреждения нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в ущемлении интересов третьих лиц путем завышения норм времени, необходимого для проведения медицинского осмотра кандидатов в водители и/или водителей транспортных средств, путем включения в расчет стоимости платной услуги по проведению такого осмотра необоснованных затрат на оплату труда работников, и в результате увеличения косвенных расходов учреждения, а также о выдаче учреждению предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию и совершение действий, направленных на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Предписанием от 22.02.2012 N 04-06-08/44-10-11 антимонопольным органом учреждению предписано: прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию и совершить действия, направленные на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства - исключить из расчета стоимости затрат по проведению медицинского осмотра с забором биологических жидкостей на определение наличия алкоголя и наркотических веществ у физических лиц для выездной визы, на право управления автотранспортом, на право приобретения и хранения огнестрельного оружия, при устройстве на работу, поступлении в учебные заведения необоснованно включенные расходы.
ГБУЗ "Реснаркодиспансер", считая указанные решение и предписания нарушающими его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании их незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что антимонопольным органом не доказано необоснованное установление учреждением стоимости платной услуги на проведение медицинского осмотра с забором биологических жидкостей на наличие алкоголя и наркотических веществ у физических лиц для выездной визы, на право управления автотранспортом, на право приобретения и хранения огнестрельного оружия, при устройстве на работу, поступлении в учебные заведения, в размере 570 рублей, использование учреждением запрещенных методов, негативно влияющих на конкурентную среду.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен общий запрет злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Так, в соответствии с частью 1 указанной статьи запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" арбитражным судам следует обратить внимание, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Следовательно, для вывода о нарушении хозяйствующим субъектом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что данный субъект занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и совершил действия (допустил бездействие), свидетельствующие о злоупотреблении таким положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. При этом вывод о злоупотреблении доминирующим положениям можно сделать в том случае, если хозяйствующий субъект действует на определенном товарном рынке в условиях конкуренции. В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Антимонопольным органом установлено, что учреждение на рынке услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию на территории Республики Тыва за период 2011 года занимает доминирующее положение с 100 % долей.
Согласно статье 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" кандидаты в водители и/или водители транспортных средств в обязательном порядке должны проходить медицинское освидетельствование и переосвидетельствование.
В соответствии с пунктом 16 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1999 N 1396, лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий, представляет в Государственную инспекцию по безопасности дорожного движения медицинскую справку.
Подпунктом 12.1 Приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 N 555 для решения вопроса о допуске к управлению транспортным средством необходима информация о том, состоит ли кандидат в водители на учете в психоневрологическом диспансере.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 377 (в редакции от 23.09.2002), определены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления работ, непосредственно связанных с движением транспорта: алкоголизм, наркомания, токсикомания; осуществление такой деятельности допускается при стойкой ремиссии.
Приложением N 2 к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств" (в редакции от 14.03.1996) для водителей автотранспортных средств утверждены противопоказания к допуску для выполнения указанных функций: хронический алкоголизм, наркомании, токсикомании; допуск осуществляется после лечения и снятия с учета. Кроме того, данным Приложением N 2 утвержден состав комиссии, проводящей медицинское освидетельствование: терапевт, невропатолог, офтальмолог, отоларинголог, хирург, психиатр (пункты 12, 12.1 - 12.12).
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства в Российской Федерации устанавливаются ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, для больных наркоманией. Перечень отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (пункты 1, 3).
Понятие источников повышенной опасности содержится в статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая к таким источникам относит кроме прочего и использование транспортных средств.
Следовательно, отсутствие у водителей медицинских противопоказаний и ограничений на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, является необходимым условием участия в дорожном движении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.
Указанные Правила устанавливают, что освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.
Таким образом, антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о наличии оснований у учреждения для взимания платы за оказание указанных выше медицинских услуг.
Согласно пункту 9 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 N 27, цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Минздравом Российской Федерации за N 01-23/4-10, РАМН за N 01-02/41 от 10.11.1999 утверждена Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (временная) (далее - Инструкция), которая определяет единый методический подход к расчету стоимости медицинских услуг.
Согласно пункту 2.1 Инструкции расчет стоимости услуг следует производить на основе фактических расходов учреждения (без расходов будущего периода), независимо от источника финансирования, с учетом кредиторской задолженности и с корректировкой их на индексы цен или в соответствии с курсом рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте.
Пунктом 2.2 Инструкции предусмотрено, что для расчета стоимости медицинской услуги структурные подразделения медицинского учреждения делятся на основные и вспомогательные, оказываемые услуги - на простые, сложные и комплексные, а расходы учреждения - на прямые и косвенные.
К основным подразделениям медицинского учреждения относятся профильные отделения стационаров, отделения (кабинеты) поликлиник, диагностических центров, параклинические отделения, в которых пациенту обеспечивается оказание медицинских услуг (пункт 2.2.1 Инструкции).
К вспомогательным подразделениям относятся общеучрежденческие службы, обеспечивающие деятельность лечебно - диагностических подразделений (администрация, отдел кадров, бухгалтерия, кабинет медицинской статистики, регистратура, аптека, стерилизационная, хозяйственные службы и пр.) (пункт 2.2.2 Инструкции).
В силу пункта 2.2.3 Инструкции к прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с медицинской услугой и потребляемые в процессе ее оказания:
- оплата труда основного персонала (см. п. 3.1.1);
- начисления на оплату труда основного персонала;
- материальные затраты, потребляемые в процессе оказания медицинской услуги полностью (медикаменты, перевязочные средства, продукты питания, одноразовые медицинские принадлежности и др.);
- износ мягкого инвентаря по основным подразделениям;
- износ медицинского и прочего оборудования, используемого непосредственно в лечебно - диагностическом процессе.
В пункте 2.2.4 Инструкции определено, что к косвенным расходам относятся те виды затрат, которые необходимы для обеспечения деятельности учреждения, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги:
- оплата труда общеучрежденческого персонала (см. п. 3.1.2);
- начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала;
- хозяйственные затраты (затраты на материалы и предметы для текущих хозяйственных целей, на канцелярские товары, инвентарь и оплату услуг, включая затраты на текущий ремонт и т.д.);
- затраты на командировки и служебные разъезды;
- износ мягкого инвентаря во вспомогательных подразделениях;
- амортизация (износ) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг;
- прочие затраты.
Перечисленные косвенные затраты относятся на стоимость медицинских услуг через расчетные коэффициенты.
Пунктом 4.7 Инструкции предусмотрено, что косвенные расходы - это расходы на осуществление хозяйственной деятельности, управление, оказание услуг, которые не могут быть прямо отнесены на стоимость.
В состав косвенных расходов включаются: заработная плата общеучрежденческого персонала (основная и дополнительная), прочие расходы (коды 110350, 110360, 110370, 110400, 110500, 110600, 110700, 111000, 130300), которые могут быть рассчитаны исходя из фактических затрат за прошлый период по форме 2 "Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации" (графа 8 строки 230, 240, 250, 260, 300, 360, 400, 470, 580). В связи с тем, что расходы по указанным выше кодам статей недостаточно финансируются из бюджета, целесообразно в фактические расходы включить данные формы 4 "Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам" (графа 5 строки 100 - "Командировки и служебные разъезды", 110 - "Оплата транспортных услуг", 120 - "Оплата услуг связи", 130 - "Оплата коммунальных услуг").
В стоимость медицинской услуги косвенные расходы включаются пропорционально прямым расходам (Сп), приходящимся на услугу.
Как следует из представленного в материалы дела учреждением расчета коэффициента накладных расходов по стационарной помощи, расходы, отнесенные к прямым расходам, составляют 17 314 тыс. рублей, расходы, отнесенные к накладным расходам - 9097 тыс. рублей. В состав расходов по стационарной помощи включены медикаменты на сумму 1656 тыс. рублей. Коэффициент накладных расходов по учреждению составил 0,628.
Из расчета коэффициента накладных расходов по амбулаторно-поликлинической помощи следует, что расходы, отнесенные к прямым расходам, составляют 6242 тыс. рублей, расходы, отнесенные к накладным расходам, составляют 5707 тыс. рублей. В состав накладных расходов включены медикаменты на сумму 1104 тыс. рублей и мягкий инвентарь - 135 тыс. рублей. Коэффициент накладных расходов по учреждению составил 0,914.
Из представленных в материалы дела документов (в том числе, указанных расчетов коэффициента накладных расходов), а также пункта 2.2.1 Инструкции следует, что учреждением были произведены расходы на мягкий инвентарь по основным подразделениям.
Суд апелляционной инстанции считает, что поскольку из положений Инструкции следует, что мягкий инвентарь по основным подразделениям и медикаменты не входят в состав косвенных расходов, а должны учитываться в составе прямых затрат, то расходы, отнесенные учреждением к накладным расходам завышены на 1239 тыс. рублей ((1104 + 135) = 1239 тыс. рублей). Следовательно, антимонопольный орган пришел к правомерному выводу о том, что установление учреждением коэффициента накладных расходов в размере 0,914 вместо 0,6 является неправомерным.
При этом суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что определение цены на услуги медицинских учреждений осуществляется на свободной рыночной основе в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Минэкономики России от 06.12.1995 N СИ-484/7-982, поскольку указанные Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи предприятиям, организациям и другим юридическим лицам при формировании и применении свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги. Вместе с тем, оказанием учреждением медицинских услуг населению не является услугами народного потребления.
Вывод суда первой инстанции о том, что отражение таких затрат как приобретение медикаментов и мягкого инвентаря в сумме 1239 тыс. рублей в накладных расходах не значит, что указанные затраты классифицируются как косвенные, является неверным.
В главе 6 Методических рекомендаций "Примерные нормативы деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в условиях бюджетирования, ориентированного на результат", утвержденных приказом Роспотребнадзора от 10.10.2008 N 368 указано, что к косвенным (накладным) расходам относятся расходы, включаемые в себестоимость пропорционально затратам на оплату труда работников, непосредственно занятых выполнением работ.
Кроме того, в силу пункта 2.2.4 Инструкции по расчету стоимости медицинских услуг (временная), утвержденной Минздравом Российской Федерации за N 01-23/4-10, РАМН за N 01-02/41 от 10.11.1999, указанные расходы относятся к косвенным расходам.
Суд апелляционной инстанции считает, что понятие в данном случае "накладные расходы" тождественно понятию "косвенные расходы", которые включают в себя расходы, затраты, сопровождающие, сопутствующие основному производству, но не связанные с ним напрямую.
Приказом Минздрава РФ от 10.04.2001 N 113 в целях систематизации медицинских услуг в здравоохранении и совершенствования разработки отраслевых нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении введен отраслевой классификатор "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ N 91500.09.0001-2001).
Каждая простая медицинская услуга относится к типовому разделу. К разделу 02 относятся методы функционального обследования с использованием простых приспособлений, приборов, не требующих специальных навыков и помощи ассистента.
Согласно Порядку проведения медицинского осмотра, утвержденному приказом ГБУЗ "Реснаркодиспансер" от 22.04.2011 N 107 (л.д. 34 - 36), врач-нарколог проводит осмотр кожных покровов, слизистых глаз и склер, определяет состояние зрачков, измеряет артериальное давление и частоту сердечных сокращений, при необходимости измеряет температуру.
Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Минздравсоцразвития Российской Федерации 12.04.2007 (далее - Номенклатура), приведен реестр работ и услуг с указанием условных единиц трудозатрат.
В соответствии с разделом V "Принципы формирования номенклатуры работ и услуг в здравоохранении" нормативный документ в своем составе имеет шесть основных разделов, в том числе: раздел "А" - "Простые медицинские услуги" и раздел "В" - "Сложные и комплексные медицинские услуги".
Главой 5.1 Номенклатуры предусмотрено, что раздел "А" представляет собой построенный по иерархической системе классификации систематизированный свод кодов и наименований простых медицинских услуг, применяемых при оказании медицинской помощи. Иерархия включает тип услуги, класс услуги и вид услуги
Главой 5.2 Номенклатуры установлено, что раздел "В" представляет собой построенный по иерархической системе классификации систематизированный свод кодов и наименований сложных и комплексных медицинских услуг, применяемых при оказании медицинской помощи. Иерархия включает тип услуги, класс услуги и вид услуги.
Согласно главе 5.5 Номенклатуры реестр работ и услуг представляет собой перечень простых и сложных медицинских услуг из разделов "А" и "В", расположенных в алфавитном порядке с указанием для каждой услуги расчетных норм - условных единиц трудозатрат (Приложение 1). Условные единицы трудозатрат приводятся отдельно для врачебных кадров и среднего медицинского персонала. За 1 условную единицу трудозатрат (УЕТ) принимается 10 минут рабочего времени.
Приложением N 1 к Номенклатуре установлено, что прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога первичный, профилактический прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога составляет 1,0 УЕТ.
Из изложенных выше норм следует, что независимо от того, является ли оказываемая медицинским учреждением услуга простой или сложной, на прием (осмотр, консультация) врача психиатра - нарколога предусмотрено 10 минут рабочего времени.
Согласно представленному в материалы дела учреждением расчету прямых материальных затрат на проведение одного медицинского осмотра с забором биологических жидкостей на определение наличия алкоголя и наркотических веществ у физических лиц для выездной визы, на право управления автотранспортом, на право приобретения и хранение огнестрельного оружия, при устройстве на работу, поступлении в учебные заведения, на прием врача нарколога отводится 30 минут рабочего времени.
Доказательств правомерности установления учреждением врачу наркологу фактическую единицу трудозатрат в размере 30 минут рабочего времени в материалы дела не представлено.
Довод учреждения о том, что при проведении медицинского осмотра осуществляется забор биологических жидкостей на определение наличия алкоголя и наркотических веществ у физических лиц, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку учреждением не представлено в материалы дела доказательств того, что при каждом медицинском осмотре производится такой забор биологических жидкостей, а также доказательств, подтверждающих необходимость проведения забора биологических жидкостей у всех физических лиц, обращающихся в учреждение за выдачей соответствующей справки.
Довод учреждения о том, что помимо врача психиатра-нарколога прием физических лиц осуществляет и заведующий отделением, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку учреждением не представлено в материалы дела доказательств, подтверждающих указанное обстоятельство. Кроме того, учреждением не представлено доказательств, подтверждающих необходимость участия заведующего отделением при проведении медицинских осмотров всех физических лиц, обращающихся в учреждение за выдачей соответствующей справки.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом антимонопольного органа о том, что установление стоимости услуги по проведению медицинского осмотра с забором биологических жидкостей на определение наличия алкоголя и наркотических веществ у физических лиц для выездной визы, на право управления автотранспортом, на право приобретения и хранения огнестрельного оружия, при устройстве на работу, поступлении в учебные заведения в размере 570 рублей за один прием, в связи с завышением норм времени, необходимого для проведения медицинского осмотра кандидатов в водители и/или водителей транспортных средств и в результате увеличения косвенных расходов учреждения, неправомерно.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что основания для признания недействительными решения от 22.02.2012 N 04-06/44-10-11 и предписания от 22.02.2012 N 04-06-08/44-10-11 отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении заявления в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "23" мая 2012 года по делу N А69-571/2012 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-571/2012
Истец: ГБУЗ "Республиканский наркологический диспансер", ГБУЗ "Республиканский наркологический диспансер" Министерства здравоохпанения и социального развития РТ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва, Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ
Третье лицо: Мазуров Алексей Викторович
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6336/14
07.11.2014 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5223/14
29.08.2014 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3329/12
15.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2556/14
04.02.2014 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3329/12
03.12.2013 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3329/12
15.10.2013 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3329/12
24.09.2013 Определение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-571/12
13.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7479/13
03.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7479/13
28.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5718/12
18.09.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3329/12
23.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-571/12