"1С:Предприятие 8" для торговли ювелирными изделиями
Торговая марка "Бронницкий ювелир" является одним из старейших российских ювелирных брендов и имеет богатую историю. Первые упоминания о Бронницком ювелирном производстве датируются 1782 годом.
В настоящее время "Бронницкий ювелир" представляет собой современный и динамично развивающийся холдинг. В его состав входят завод по производству ювелирных украшений "Бронницкая ювелирная мануфактура", торговый дом "Бронницкий ювелир", а также сеть из 13 фирменных магазинов в Москве. Торговый дом занимается дистрибуцией продукции "Бронницкой ювелирной мануфактуры" и других производителей, имеет около 600 торговых партнеров на территории России, а также 18 зарубежных представительств.
В 2006 г. завод запустил проект создания собственной розничной сети под маркой "Бронницкий ювелир". После начала работы сети выявилось достаточно большое количество проблем, требующих решения.
Центральная компания, назовем ее условно "ТД", передает ювелирные изделия розничным магазинам на комиссию, и у нее появляется потребность в формировании сводного отчета комитенту по всем ювелирным салонам, каждый из которых является отдельным юридическом лицом. При формировании отчета комитенту требовалось учесть перемещение ювелирных изделий между салонами. Дело в том, что, как показывает практика, одно и то же изделие может быстро продаваться в одном салоне и совсем не продаваться в другом. Для повышения скорости оборота в этой ситуации выполняется передача изделий из одного салона в другой, в котором реализация изделия происходит быстрее.
Кроме того, для принятия управленческих решений требовалась точная информация о выручке и прибыли, полученной от реализации изделий в каждом салоне и по всей сети в целом, о графике платежей поставщикам и т.д.
Свой вклад в проблемы учета внесла также отраслевая специфика. Учет ювелирных изделий необходимо вести не только в двух единицах измерения, в штуках и граммах, но и в разрезе характеристик, к которым относятся размерный ряд, гемологическое описание вставок изделий, проба и тип изделия. Все перечисленные характеристики изделия должны присутствовать во всех документах и в отчетности.
Для автоматизации центрального офиса и рабочих мест управляющих салонами была использована информационная система "ЮвелирСофт: Ювелирный торговый дом", разработанная компанией "ЮвелирСофт" (1С:Франчайзи, г. Кострома) на платформе "1С:Предприятие 8". На рабочих местах кассиров было решено применить POS-терминалы.
В программе реализованы две системы штрихкодирования - "уникальная" и "массовая". "Уникальная" система предусматривает присвоение каждой единице товара штрихкода, который содержит информацию об артикуле, весе, размере, спецификации и себестоимости. Штрихкод "массовой" системы содержит данные только об артикуле, размере и весе.
Поступление и передача изделий на комиссию
Изделия поступают в ТД, приходуются, а затем распределяются по салонам. При формировании в ТД приходной накладной создается элемент справочника "Серия номенклатуры", в котором хранится вся информация об изделии - об артикуле, пробе, вставке и размере.
На следующем этапе для передачи изделий на комиссию из ТД в салон формируется пакет документов. При этом распечатывается бирка с розничной ценой изделия, ценой за грамм, данными об изделии и штрихкодом. Изделия, подготовленные таким образом к продаже, передаются в салон вместе с файлом, который содержит всю информацию. На рабочем месте товароведа салона формируется акт приема-передачи и выполняется проверка соответствия данных в акте фактическому наличию переданных изделий. После этого файл с данными загружают в POS-терминал, а изделия выкладывают на витрину. Следует заметить, что вся описанная процедура приемки в салоне занимает не более часа.
Реализация изделий в салоне
Кассир при реализации изделия сканирует штрихкод на его бирке и формирует в POS-терминале товарный чек. Далее чек пробивается фискальным регистратором, а также печатается товарный чек, оформленный согласно п. 69 постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.98 г. N 55.
Предусмотрена оплата наличными денежными средствами, банковскими картами, а также комбинированная оплата. В сети салонов используются накопительные дисконтные карты. При предъявлении дисконтной карты предоставляется скидка, величина которой зависит от накопленной суммы предыдущих покупок.
По окончании смены салоны формируют отчеты о продажах и в виде файлов, передают их в центральный офис. После автоматической загрузки файлов в программу "ЮвелирСофт: Ювелирный торговый дом" менеджеры ТД имеют возможность получить данные об остатках товара в каждом салоне и о продажах за период. Ночью программа автоматически рассчитывает накопленные по дисконтным картам суммы продаж и формирует файлы, которые кассиры загружают в POS-терминалы утром следующего дня.
Отчет комитенту
Сотрудники ТД два раза в месяц формируют отчеты комитентам. При этом сначала отчеты комитентам составляют и передают в ТД салоны. Далее на основании этих отчетов в ТД формируются отчеты комитентам для тех поставщиков, товары которых были приняты на реализацию. "Уникальное" штрихкодирование позволяет точно и быстро определить поставщика и договор, по которому в ТД поступило изделие, а также отследить всю цепочку его движения. Кроме того, при его использовании упрощается формирование возврата поставщику. Для оформления операции по возврату необходимо только выбрать организацию, от лица которой формируется возврат, и отсканировать штрихкоды возвращаемых изделий. После этого программа автоматически сформирует необходимые документы, при этом она "распределит" изделия по поставщикам и договорам поставки, а также "установит" цены на возвращаемые изделия.
Ассортиментная матрица
В программе предусмотрены формирование отчетов и анализ продаж в разрезе поставщиков и артикулов изделий. В то же время для разграничения ассортимента салонов, находящихся в районах с разной деловой активностью, например в торгово-развлекательных центрах и в спальных районах, специалисты компаний "Бронницкий ювелир" и "ЮвелирСофт" разработали специальный инструмент - "Ассортиментную матрицу".
Основное назначение матрицы заключается в разбиении изделий на товарные группы ("кольцо золото", "серьги серебро", "подвеска платина" и т.д.), товарные категории ("без вставок", "с фианитами", "с топазами" и т.д.), размеры и диапазон веса ("1-1,5", "2,0-3,5" и т.д.). Использование матрицы позволило формировать отчеты и анализировать продажи в разрезе характеристик ювелирных изделий. В результате экономически обоснованного распределения изделий по салонам, расположенным в разных районах, повысилась эффективность применения торговых площадей.
На основе "Ассортиментной матрицы" разработан инструмент "Оценка поставщиков". Предположим, по данным "Ассортиментной матрицы" необходимо приобрести "кольцо из золота 585 пробы, имеющее размер 17 и вес от 3 до 4 грамм со вставками "топаз". При этом данному набору характеристик соответствуют изделия четырех поставщиков. Выбор поставщика выполняется с помощью "Оценки поставщиков" с учетом цены, условий поставки, например "на реализацию", "с отсрочкой платежа", количества рекламаций по изделиям данного производителя, дизайна изделий и известности марки производителя.
Важной задачей для салонов является инвентаризация, которую необходимо проводить безошибочно и быстро. Использование "уникального" штрихкодирования также позволяет решить и эту проблему. При инвентаризации продавцы одновременно формируют несколько ведомостей, в которые с помощью сканирования вводят данные о фактическом наличии изделий. В итоге формируется сводная ведомость с результатами инвентаризации. Такая методика дает возможность проводить ее в ювелирном салоне с остатками в 4 тыс. изделий в течение 4 часов.
Условия поставки изделий поставщиками могут предусматривать отсрочку платежа, например в 20 рабочих дней, или 50%-ную предоплату с окончательным расчетом через 30 календарных дней и т.д. Для учета различных условий оплаты в программе реализован "График платежей". Использование данного графика позволило планировать финансовые потоки.
Заказчику требовалась отчетность по доходу от продажи, который рассчитывается как разница розничной и закупочной цен, с разбивкой наценки по каждому юридическому лицу в цепочке. Программа предусматривает получение этой информации в разрезе изделий, поставщиков и договоров поставки.
Для ведения бухгалтерского учета была установлена программа "1С:Бухгалтерия 8". Реализована автоматическая загрузка всех первичных документов из программы "ЮвелирСофт: Ювелирный торговый дом" в "1С:Бухгалтерию 8".
Внедрение программы "ЮвелирСофт: Ювелирный торговый дом" позволяет достаточно просто увеличить количество ювелирных салонов "Бронницкий ювелир", при этом время, необходимое для получения бухгалтерской и управленческой отчетности, останется прежним.
Прикладное решение "ЮвелирСофт: Ювелирный торговый дом" получило от фирмы "1С" сертификат "Совместимо! Система программ 1С:Предприятие".
Д. Румянцев,
1С:Франчайзи "ЮвелирСофт"
Контактный телефон (4942)39-20-37
"Финансовая газета", N 50, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71