г. Санкт-Петербург |
|
27 сентября 2012 г. |
Дело N А26-2426/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Стригиной О.П. по доверенности от 15.08.2012, Козодаева В.Н. по доверенности от 15.08.2012.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15153/2012) Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08 июня 2012 года по делу N А26-2426/2012 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению ООО "ОРС-Мурманск"
к Администрации Петрозаводского городского округа
о признании незаконными действий
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОРС-Мурманск" (183038, Мурманск, Привокзальная ул., 18, ОГРН 1045100180058, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконными действий Администрации Петрозаводского городского округа (185910, Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, далее - Администрация) по выдаче обществу лицензии от 28.12.2011 N 265 на розничную продажу в поездах N 17/18 Петрозаводск - Москва - Петрозаводск (два вагона - ресторана) и N 657/658 Петрозаводск - Санкт-Петербург - Петрозаводск (два вагона-ресторана) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 % объема готовой продукции. Также заявитель просил обязать Администрацию выдать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции без ограничений в указанных выше поездах.
Решением от 08.06.2012 заявленные ООО "ОРС-Мурманск" требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, что действия Администрации по выдаче заявителю лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с ограничением - с содержанием этилового спирта не более 16,5 % объема готовой продукции не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с решением суда, Администрация направила апелляционную жалобу, в которой просила решение от 08.06.2012 отменить. Податель жалобы, ссылаясь на Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Гражданский кодекс Российской Федерации, положения ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", считает, что вагон-ресторан относится к нестационарным торговым объектам, в которых запрещена продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более чем 16,5 % объема готовой продукции.
Администрация в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представители ООО "ОРС-Мурманск" возражали против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения поступивших от ООО "ОРС-Мурманск" документов для выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, Администрацией Петрозаводского городского округа 28.12.2011 принято постановление N 5612 "О выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции", в соответствии с которым ООО "ОРС-Мурманск" выдана лицензия Б 378112 регистрационный номер 265 на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 % объема готовой продукции в поездах N 17/18 Петрозаводск - Москва - Петрозаводск (два вагона-ресторана) и N 657/658 Петрозаводск - Санкт-Петербург - Петрозаводск (два вагона-ресторана).
Полагая, что действия Администрации по выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с ограничением содержания этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции, не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что вагон-ресторан относится к предприятиям общественного питания, расположенным на транспорте, ограничения по продаже алкогольной продукции на которых Законом N 171-ФЗ не установлены.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав выступления представителей общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной
продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 данного Закона лицензированию подлежат все виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции, в том числе на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции.
В соответствии с пунктом 10 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке.
Статьей 4 Закона Республики Карелия от 06.03.2000 N 399-ЗРК "Об упорядочении производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 399-ЗРК) определено, что выдача лицензий на виды деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензирование которых отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации, осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Правительством Российской Федерации, а также органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в порядке, определенном настоящим Законом.
Порядок выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции определен в статье 19 Закона N 171-ФЗ и в статье 6 Закона N 399-ЗРК.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) осуществляется
организациями.
Пунктом 2 данной статьи установлены запреты на розничную продажу алкогольной продукции.
Как следует из ответа Главы Петрозаводского городского округа от 01.02.2012 исх. N 111-34-6, основанием для ограничения лицензируемого вида деятельности - розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процентов объема готовой продукции, послужил вывод лицензирующего органа о том, что вагон-ресторан является нестационарным торговым объектом, продажа алкогольной продукции в котором в соответствии с абзацем 7 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается.
Общество считает, что вагон-ресторан является предприятием общественного питания, в котором в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ допускается продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5 процентов объема готовой продукции. Оснований рассматривать вагон-ресторан как нестационарный торговый объект не имеется.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Таким образом, основными характеристиками нестационарных торговых объектов является временный характер использования сооружения (конструкции) торгового объекта и отсутствие прочной связи сооружения (конструкции) с земельным участком.
При этом под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживанием покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно ГОСТ Р 50762-2007 "Общественное питание. Классификация предприятий", утвержденному приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст, ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая заказные и фирменные блюда и изделия; алкогольные, прохладительные, горячие и другие виды напитков, мучные кондитерские и булочные изделия, табачные изделия, покупные товары с высоким уровнем обслуживания и, как правило, в сочетании с организацией отдыха и развлечений.
При этом под предприятием общественного питания понимается предприятие, предназначенное для производства, реализации и (или) организации потребления продукции общественного питания, включая кулинарную продукцию, мучные кондитерские и булочные изделия (пункт 3.1 ГОСТ Р 50762-2007).
Рестораны различают:
- по местонахождению - в жилых и общественных зданиях, в том числе в отдельно стоящих зданиях, зданиях гостиниц, вокзалов, в культурно-развлекательных и спортивных объектах, в зонах отдыха (ландшафтные), на транспорте (вагон-ресторан и пр.);
- по составу и назначению помещений - стационарные и передвижные (рестораны на морских и речных судах, в поездах).
Согласно пункту 8 Приложения А к ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения", утвержденному постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35 (01.01.2012 введен в действие ГОСТ Р 50647-2010 "Услуги общественного питания. Термины и определения"), вагон-ресторан - это ресторан в специально оборудованном вагоне поезда дальнего следования, предназначенный для обслуживания питанием пассажиров в пути.
Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах, к которым не относятся предприятия общественного питания (рестораны), а такой вид общественного транспорта, как железнодорожные поезда дальнего следования, в абзаце 4 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не указан, вывод суда первой инстанции о неправомерном ограничении розничной продажи алкогольной продукции в части содержания этилового спирта не более 16,5 процентов объема готовой продукции в вагонах-ресторанах пассажирских поездов сообщением Петрозаводск-Москва и Петрозаводск-Санкт-Петербург является законным и обоснованным.
Учитывая вышеизложенное, основания для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 08.06.2012 отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08 июня 2012 года по делу N А26-2426/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2426/2012
Истец: ООО "ОРС-Мурманск"
Ответчик: Администрация Петрозаводского городского округа
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5469/13
16.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5469/13
23.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5469/13
15.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8006/12
27.09.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15153/12
08.06.2012 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-2426/12