г. Ессентуки |
|
26 сентября 2012 г. |
Дело N А20-345/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626800494; ОГРН 1112651028676) на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.06.2012 по делу N А20-345/2012 (судья Сохрокова А.Л.) по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (ИНН 6165157156; ОГРН 1096165003791) о привлечении ООО "Авант-Алко" (ИНН 0702900370 ОГРН 1060702001360) к административной ответственности, заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка к ООО "Авант-Алко" об аннулировании лицензий и встречному заявлению ООО "Авант-Алко" об оспаривании решений и действий Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка,
при участии в судебном заседании представителей: от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (заинтересованное лицо) Рослякова Д.В. по доверенности от 14.05.12., Чичевой О.В. по доверенности от 24.01.12;
от ООО "Авант-Алко" - Геоня А.В. по доверенности.
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.06.2012:
отказано в удовлетворении заявления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее - Управление по ЮФО) о привлечении ООО "Авант-Алко" (далее - общество) к административной ответственности по статье 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП);
прекращено производство по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование) Росалкогольрегулирования об аннулировании лицензий общества N Б 068168 и N Б 068169;
удовлетворены встречные (уточненные) требования общества об оспаривании: решения от 19.07.2011 N 10/195-пр о приостановлении действия лицензии N Б 068168; решения от 09.11.2011 N10/265-пр о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии N Б 068168; решения от 14.11.2011 N10/268-пр об отказе в возобновлении действия лицензии N Б 068168; решения от 24.01.2012 N10/04-пр о приостановлении действия лицензии NБ 068168; решения от 16.02.2012 N10/11-пр о приостановлении действия лицензий общества NБ068168 и NБ068169; бездействия Росалкогольрегулирования по несвоевременному распломбированию оборудования.
Отказ в привлечении общества к административной ответственности мотивирован отсутствием состава правонарушения, т.к. административным органом не доказано несоответствие производимой обществом алкогольной продукции требованиям государственных стандартов и санитарных правил. Прекращая производство по требованию об аннулировании лицензий общества, суд указал на истечение срока их действия (29.05.2012) и отсутствие в этой связи предмета спора. Встречные требования общества удовлетворены со ссылкой на отсутствие законных оснований для принятия перечисленных ненормативных правовых актов и ущемление ими интересов общества, поскольку установленные нарушения устранены обществом, а Росалкогольрегулирование не принимало мер к возобновлению лицензий и препятствовало нормальному функционированию общества.
В апелляционной жалобе Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу (правопреемник Управления по ЮФО, далее по тексту - управление, заявитель) просит отменить судебный акт, удовлетворить заявленные требования и отказать во встречном иске, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение и нарушение материальных и процессуальных правовых норм. В частности, управление не согласно с выводами суда о недоказанности вменяемого административного правонарушения и ссылается на имеющиеся в материалах дела экспертные протоколы испытаний, подтвердившие несоответствие производимой обществом продукции требованиям ГОСТа и санитарных правил. Управление считает, что в виду признания статьи 6.14 КоАП утратившей силу, с учетом положений части статьи 1.7 КоАП суду следовало применить к данному правонарушению статью 14.43 КоАП. Управление также оспаривает выводы суда о незаконности решений о приостановлении действия лицензий и обращении в суд с заявлением об их аннулировании, полагая, что материалами дела доказаны факты нарушения обществом лицензионных условий и невыполнения выданных обществу предписаний об устранении данных нарушений. Кроме того, заявитель считает, что требования общества необоснованно квалифицированы судом как встречные, т.к. не отвечают установленным частью 3 статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) признакам встречного иска.
Общество в отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просит отказать в ее удовлетворении, указывая на законность и обоснованность судебного решения.
В судебном заседании представители участников дела поддержали заявленные доводы и настаивают на правомерности своих позиций.
Как видно из материалов дела, обществу выданы лицензии N Б 068168 от 29.05.2007 на производство, хранение и поставку произведенных вин и N Б 068169 от 29.05.2007 на производство, хранение и поставку произведенной спиртосодержащей пищевой продукции, сроком действия до 29.05.2012 (л.д. 5-6, т.7).
В ходе проведенной в период с 30.06.2011 по 08.07.2011 на основании приказа от 29.06.2011 N 878 внеплановой выездной проверки общества Управлением по ЮФО отобраны пробы (акт от 07.07.2011, л.д. 19-25, т.2) винодельческой продукции: вина столового полусладкого белого "Мечты любимой", вина столового полусладкого белого "Черный проказник", вина столового сладкого красного "Кагор", вина столового сладкого красного "Кагор 32", вина столового полусладкого красного "Монастырский замок", вина столового полусладкого красного "Свадебный букет", вина столового полусладкого белого "Мускат золотой", вина столового полусладкого белого "Мускат янтарный", вина столового полусладкого белого "Мускат", вина столового полусладкого белого "Совиньон", вина столового полусладкого красного "Мерло", вина столового полусладкого красного "Изабелла прекрасная", виноматериала столового сухого белого "Шардоне", виноматериала столового сладкого белого, виноматериала столового сладкого белого "Портвейнофф 777".
Данные пробы были направлены на исследование в Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности Россельхозакадемии, которое пришло к выводу том, что указанная винодельческая продукция не соответствует требованиям ГОСТа Р52523-2006 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия" и СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" по органолептическим показателям (протоколы испытаний - т.1.л.д.53-85).
По итогам проверки составлен акт от 08.07.2011, зафиксировавший наличие в цехе розлива 3 линий розлива (стационарно установлены, соединены между собой конвейером, но на момент проведения проверки не подключены к электропитанию и не оснащены приборами автоматизированного учета объемов производства алкогольной и спиртосодержащей продукции), не введенных в установленном порядке и учтенных на забалансовом счете (л.д. 108-150, т.3).
Решением от 19.07.2011 N 10/195-пр Росалкогольрегулирование приостановило действие лицензии общества N Б 068168 в связи с использованием для производства вина нового основного технологического оборудования с нарушением требований пункта 10 статьи 19 Федерального закона от 19.07.2011 N ФЗ-171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), обществу выдано предписание об устранении выявленных в результате проверке нарушений в срок до 01.09.2011, оборудование опломбировано в установленном порядке (л.д. 1, т. 4, далее - решение N10/195-пр).
15.08.2011 (и повторно 12.09.2011) общество направило в Росалкогольрегулирование письменное ходатайство о регистрации нового основного технологического оборудования с указанием его перечня и приложением сертификата соответствия (л.д. 4-9, т.4).
19.09.2011 в отношении общества с его участием Управление по ЮФО составило протокол об административном правонарушении по статье 6.14 КоАП за производство алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов и санитарных правил.
Административный материал и заявление о привлечении общества к административной ответственности направлены в суд, 07.10.2011 возбуждено производство по делу N А20-3209/2011 (л.д. 127, т.1).
28.10.2011 общество обратилось в Росалкогольрегулирование с просьбой о возобновлении действия лицензии, указав на отсутствие реагирования на предыдущее ходатайство от 12.09.2011 (л.д. 13-16, т.4).
На основании составленного Управлением по ЮФО заключения от 01.11.2011 N 185С о несоответствии идентификационных и количественных характеристик заявленного оборудования (л.д. 67-68, т.1) Росалкогольрегулированием принято решение от 09.11.2011 N10/265-пр о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии N Б 068168 в связи с неустранением в установленный срок обстоятельств, повлекших приостановление ее действия (л.д. 32, т.4, далее - решение N10/265-пр).
По этой же причине решением от 14.11.2011 N 10/268-пр Росалкогольрегулирование отказало обществу в возобновлении действия лицензии N Б 068168 (л.д. 31, т.4, далее - решение N10/268-пр).
Определением суда от 29.12.2011 по делу N А20-3209/2011 принято встречное заявление общества к Росалкогольрегулированию об оспаривании решений N 10/195-пр, N 10/265-пр и N 10/268-пр (л.д. 54-56, т.3).
Решением от 24.01.2012 N 10/04-пр Росалкогольрегулирование приостановило действие лицензии N Б 068168В, указав, что неустранение в установленный срок выявленных решением N10/195-пр обстоятельств, является основанием для аннулирования лицензии. Лицензия приостановлена до разрешения вопроса об аннулировании в судебном порядке (л.д. 221, т. 4, далее - решение N10/04-пр).
26.01.2012 суд возбудил производство по делу N А20-345/2012 по заявлению Росалкогольрегулирования об аннулировании лицензии N Б 068168 (л.д. 1 т.1).
Определением от 01.02.2012 арбитражные дела N А20-3209/2011 и N А20-345/2012 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А20-345/2012 (л.д. 122-124, т. 1).
Решением от 16.02.2012 N 10/11-пр Росалкогольрегулирование приостановило действий лицензий общества N Б 068168 и N Б 068169 в связи с обращением в суд с заявлением об их аннулировании по основанию несоответствия произведенной продукции государственным стандартам (л.д.19, т. 5, далее - решение N10/04-пр).
19.04.2012 суд возбудил производство по делу N А20-1233/2012 по заявлению Росалкогольрегулирования об аннулировании лицензий N Б 068168 и N Б 068169 и объединил его с делом А20-345/2012 (л.д. 114-117, т.6).
Кроме того, судом приняты дополненные и уточненные встречные требования об оспаривании решений N 10/04-пр, N 10/11-пр, а также бездействия Росалкогольрегулирования по несвоевременному распломбированию оборудования.
Проверив законность вынесенного судебного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 6.14 КоАП (в редакции, действовавшей на дату составления протокола об административном правонарушении) производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
В обоснование заявления о привлечении к ответственности административный орган представил вышеупомянутые протоколы испытаний.
Общество отклонило данные доказательства, ссылаясь на регулярно проводимую проверку качества продукции и имеющиеся заключения испытательной арбитражной лаборатории АНО "СОЭКС-Кабарда", ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в КБР" (л.д. 124-131, т.2).
Суд по ходатайству общества назначил судебную товароведческую экспертизу отобранных при проверке проб (л.д. 143, т.2), по результатам которой получено заключение о соответствии продукции требованиям названных ГОСТа и СанПин (л.д. 2-16, т.3).
Оценив экспертное заключение по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о привлечении к административной ответственности.
Дополнительным основанием к отказу суд посчитал утрату силы статьи 6.14 КоАП и отклонил довод заявителя о необходимости применения статьи 14.43 КоАП.
Апелляционный суд соглашается с заявителем и считает ошибочным такой вывод как постановленный на неверном толковании положений части 2 статьи 1.7 Кодекса, поскольку описанное в протоколе об административном правонарушении деяние содержится в диспозиции статьи 14.43 КоАП.
Вместе с тем, данный вывод не имеет практического значения, т.к. материалами дела не доказан факт производства обществом продукции, не соответствующей требованиям стандартов и санитарно-гигиенических правил.
Согласно абзацу 17 пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ производство продукции, не соответствующей государственным стандартам, является основанием для обращения лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии фактических и правовых оснований как для принятия управлением решения N 10/11-пр, так и для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии N Б 068168 по мотиву несоответствия продукции государственным стандартам, а также правомерность удовлетворения судом встречного требования общества об оспаривании решения N10/11-пр.
В соответствии с абзацами 2 и 13 пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ действие лицензии приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в следующих случаях:
невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии;
использование для производства этилового спирта и алкогольной продукции нового основного технологического оборудования с нарушением требований пункта 10 статьи 19 настоящего Закона.
Указанные обстоятельства в силу пункта 3 данной статьи также являются основаниями для аннулирования лицензии в судебном порядке.
В пункте 10 статьи 19 Закона N 171-ФЗ установлено, что одним из условий для получения лицензии является представление в лицензирующий орган схемы оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, содержащая информацию об указанных оборудовании, автоматических средствах и о коммуникациях в соответствии с перечнем информации, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как указано выше решением N 10/195-пр управление приостановило действие лицензии N Б 068168 в виду несоблюдения обществом требований пункта 10 статьи 19 Закона N 171-ФЗ, а решения N10/265-пр, N10/268-пр и N10/04-пр принимались в виду неустранения выявленных нарушений.
Между тем, в соответствии с абзацем 17 пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии в течение десяти дней после получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Материалами дела доказано, что общество своевременно обращалось в управление с соответствующими заявлениями (ходатайства от 15.08.2011 и 12.09.2011).
Апелляционный суд отклоняет ссылку управления на заключение от 01.11.2011 N 185С, поскольку оно не опровергает принятие обществом надлежащих мер к введению нового технологического оборудования в установленном порядке. Изложенные в данном документе фактические идентификационные и количественные характеристики оборудования совпадают с информацией, содержащейся в ходатайствах общества от 15.08.2011 и 12.09.2011.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о необоснованности заявления управления об аннулировании лицензии N Б 068168 по этому основанию и правомерности встречных требований общества, апелляционный суд находит убедительными.
Кроме того, апелляционная коллегия считает, что основания для принятия управлением решения N 10/195-пр отсутствовали, поскольку в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ управление не доказало использование обществом нового оборудования в производственной деятельности, оно находилось на стадии монтажа.
Суд отклоняет и довод апелляционной жалобы о недопустимости прекращения производства по требованиям об аннулировании лицензий.
Частью 1 статьи 27 АПК РФ, установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу Закона N 171-ФЗ аннулированию в судебном порядке подлежит только действующая лицензия.
В этой связи прекращение производства по делу в данной части применительно к положениям пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ апелляционный суд находит правомерным.
Требование общества об оспаривании длительного бездействия управления по распломбированию используемого оборудования основано на несвоевременном исполнении управлением судебных определений о принятии обеспечительных мер, которыми приостанавливалось действие оспариваемых решений о приостановлении лицензий.
Материалами дела подтверждается, что предписания названных судебных актов исполнялись управлением в течение 11-13 дней с момента поступления соответствующих исполнительных листов с учетом пробега почтовой корреспонденции (л.д. 149, т.7, л.д.1,3,22,24,46,47, т.8).
Общество не пояснило и суд первой инстанции не указал по каким критериям указанные сроки отнесены к неразумным (длительным).
Кроме того, апелляционный суд учитывает положения абзаца 18 пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, в соответствии с которым непринятие лицензирующим органом решения о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии в течение десяти дней после получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, означает фактическое возобновление действия такой лицензии с присущими последствиями.
При данных обстоятельствах, встречные требования общества в этой части не подлежали удовлетворению, что означает необходимость отмены судебного решения и обоснованность апелляционной жалобы в соответствующих частях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить частично. Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.06.2012 по делу N А20-345/2012 в части признания незаконными действий Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по длительному не распломбированию оборудования отменить. В удовлетворении требований ООО "Авант-Алко" в этой части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.06.2012 по делу N А20-345/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-345/2012
Истец: Межрегиональное управление фед. службы по регулированию алкогольного рынка по СКФО, ООО "Авант-Алко", Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Ответчик: ООО "Авант-Алко"
Третье лицо: Межрегиональное управление фед. службы по регулированию алкогольного рынка по СКФО, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-957/12
13.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5209/12
14.08.2012 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5205/12
13.06.2012 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-345/12
28.04.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-957/12
19.04.2012 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-345/12