г. Хабаровск |
|
02 октября 2012 г. |
А73-3214/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Деревоперерабатывающий Холдинг": представитель не явился;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю: Останин Андрей Юрьевич, представитель по доверенности от 29.09.2011 N 02035/12; Бургасова Анастасия Сергеевна, представитель по доверенности от 10.04.2012 N 02-35/17;
от третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Анисимова Ирина Владимировна, представитель по доверенности от 15.03.2012 N 05-21; Бургасова Анастасия Сергеевна, представитель по доверенности от 20.03.2012 N 05/22;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Деревоперерабатывающий Холдинг"
на решение от 16.07.2012
по делу N А73-3214/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Никитиной Т.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Деревоперерабатывающий Холдинг"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю
о признании недействительными решений от 25.11.2011 N 19 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и N 19/1 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки
третьи лица Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Деревоперерабатывающий Холдинг" (далее - общество, ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг") обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Хабаровскому краю, Инспекция, налоговый орган), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений от 25.11.2011 N 19 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и от 25.11.2011 N 19/1 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
Решением суда от 16.07.2012 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда Общество, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Инспекция, Управление в представленных отзывах, их представители в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее выслушав представителей Инспекции, Управления, Шестой арбитражный апелляционный суд, пришел к следующему.
20.07.2011 Обществом с ограниченной ответственностью "Деревоперерабатывающий Холдинг" в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2011 года. Согласно представленной декларации заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость в размере 1 833 755 руб.
25.10.2011 Межрайонной ИФНС России N 8 по Хабаровскому краю принято решение N430/2 о возмещении Обществу суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, частично в размере 1 650 433 руб.
Камеральной налоговой проверкой установлено неправомерное заявление вычетов в сумме 183 322 руб., а именно в нарушение пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг" в книгу покупок за 2 квартал 2011 года включены счета-фактуры:
- N 7/1 от 01.04.2011 на сумму 615 796 руб. (в т.ч. НДС 93 934,98 руб.);
- N 14/1 от 03.05.2011 на сумму 113 280 руб. (в т.ч. НДС 17 280 руб.);
- N 16/1 от 10.05.2011 на сумму 407 376,38 руб. (в т.ч. НДС 62 142,16 руб.) - частично;
- N 23 от 02.06.2011 на сумму 65 324,80 руб. (в т.ч. НДС 9 964,80 руб.) - частично.
Всего на сумму 1 201 777,18 руб. (в т.ч. НДС 183 321,94 руб.).
Тогда как в представленной книге продаж за 2 квартал 2011 года ООО "Восточный Альянс" указанные счета-фактуры отсутствуют. В книге продаж отражены следующие счета-фактуры (сумма НДС указана в полном объеме):
- N 8 от 01.04.2011 всего на сумму 615 795,98 руб. (в т.ч. НДС 93 934,98 руб.);
- N 18 от 03.05.2011 всего на сумму 219 480 руб. (в т.ч. НДС 33 480 руб.);
- N 22 от 10.05.2011 всего на сумму 3 350 000 руб. (в т.ч. НДС 511 016,65 руб.);
- N 30 от 02.06.2011 всего на сумму 88 688,80 руб. (в т.ч. НДС 13 528,80 руб.0.
Нарушения зафиксированы в акте камеральной проверки от 28.10.2011 N 372/2090.
В ходе камеральной проверки установлено завышение налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета, за 2 квартал 2011 года в сумме 183 322 руб.
По результатам проверки налогоплательщику предложено уменьшить, предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 2 квартал 2011 года в сумме 183 322 руб., внести исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
Обществом по акту проверки от 28.10.2011 N 372/2090 представлены возражения от 10.11.2011 N 193.
08.11.2011 в Межрайонную ИФНС России N 8 по Хабаровскому краю от ООО "Восточный Альянс" поступили следующие документы: уточненная книга продаж по НДС за 2 квартал 2011 года с пояснениями о том, что в книге продаж за 2 квартал 2011 допущены ошибки по причине сбоя в программе 1С, а также копии счета-фактуры и товарной накладной N 7/1 от 01.04.2011, счета-фактуры и акта оказанных услуг N 14/1 от 03.05.2011, счета-фактуры и товарной накладной N16/1 от 10.05.2011, счета-фактуры и акта оказанных услуг N23 от 02.06.2011, платежного поручения от 10.05.2011 N 613 на сумму 25 960 руб., акта о зачете взаимных требований от 03.04.2011, акта о зачете взаимных требований от 31.05.2011.
Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки от 28.10.2011 N 372/2090, возражения налогоплательщика, дополнительные документы, поступившие в отношении ООО "Восточный Альянс", начальник Межрайонной ИФНС России N8 по Хабаровскому краю принял решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 25.11.2011 N 19.
Решение о проведении дополнительных мероприятий послужило основанием для принятия решения от 25.11.2011 N 19/1 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки до 22.12.2011 на основании пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ.
Общество, полагая, что решения по проведению дополнительных мероприятий налогового контроля и о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки являются незаконными, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и интересы налогоплательщика, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Апелляционной инстанцией установлено что, первичные учетные документы были истребованы у общества и его контрагента в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки и представленных обществом возражений.
Согласно пункту 6 статьи 101 НК РФ дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть назначены в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения налогового правонарушения или отсутствия такового.
Поскольку данные мероприятия налогового контроля направлены на сбор дополнительных доказательств, истребование первичных учетных документов у проверяемого лица как дополнительное мероприятие налогового контроля допустимо при условии наличия у налогового органа оснований для истребования указанных документов в ходе самой проверки.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
К числу налоговых проверок статьей 87 Кодекса отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Вместе с тем Кодекс различает указанные формы налогового контроля, определив в рамках каждой из них права и обязанности как налогоплательщика, так и налогового органа.
Согласно пункту 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Если проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (пункты 3 и 4 статьи 88 Кодекса).
Согласно пункту 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено указанной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, по смыслу статей 169, 171, 172 НК РФ налогоплательщик вправе применить налоговый вычет в момент, когда возникает совокупность следующих условий: поступление к нему счета-фактуры и принятие им товара к учету.
Инспекция в ходе камеральной налоговой проверки установила, что товарно-материальные ценности, приобретенные налогоплательщиком у контрагента, оформлены счетами-фактурами, НДС предъявлен, счета-фактуры получены, товар принят к учету, оприходован на балансе, счета-фактуры зарегистрированы в книге покупок, сумма НДС включена в налоговую декларацию по НДС и позднее оплачена поставщиком, то есть все требования, применяемые к налогоплательщику со стороны действующего законодательства, налогоплательщиком выполнены, все условия для возникновения права на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость соблюдены.
Названные обстоятельства не оспаривались налоговым органом в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция полагает, что у инспекции в рамках проведения камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации не имелись основания для проведения мероприятий налогового контроля и в отношении контрагента налогоплательщика, и по установлению фактов реальности хозяйственных операций между обществом и его контрагентом.
Следовательно, при камеральной налоговой проверке у инспекции не было оснований для осуществления мероприятий налогового контроля, касающихся взаимоотношений общества с ООО "Восточный Альянс".
Фактически запрашиваемые сведения и документы были направлены на выяснение обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности Общества в целом, что свойственно выездной налоговой проверке, но не может быть предметом исследования камеральной налоговой проверки декларации по НДС.
С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, об обоснованности заявленных требованиях Общества и признает недействительным решение от 25.11.2011 N 19 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, а следовательно и решения N 19/1 от 25.11.2011 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.07.2012 по делу N А73-3214/2012 отменить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю по принятию решения N 19 от 25.11.2011 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и решения N 19/1 от 25.11.2011 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Деревоперерабатывающий Холдинг" судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 4 000 рублей, за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Деревоперерабатывающий Холдинг" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 110 от 26.07.2012 государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3214/2012
Истец: ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5206/13
21.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6318/12
02.10.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4009/12
16.07.2012 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-3214/12