г. Томск |
|
20 сентября 2012 г. |
Дело N А45-15657/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2012 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Колупаевой Л.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Чернова С.В. по доверенности от 28.08.2012 г.
от заинтересованного лица: Бердников Д.В. по доверенности от 12.01.2012 г.
от третьих лиц: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хладотехника"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 25 июня 2012 года по делу N А45-15657/2012 (судья Чернова О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хладотехника"
к Мэрии города Новосибирска
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Сибпромвентсервис", Филиал государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области
о признании недействительным постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Хладотехника" (далее - заявитель, ООО "Хладотехника", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Мэрии города Новосибирска (далее - заинтересованное лицо, Мэрия) о признании недействительным постановления Мэрии города Новосибирска от 10.02.2012 N 1155 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Варшавской, 5 в Советском районе" и приостановлении его действия до вынесения решения по существу, с участием в деле третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Сибпромвентсервис", Филиала государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда материалам дела, просит отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.06.2012, требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы мотивированы отсутствием необходимости осуществления действий по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте при условии того, что земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера, в связи с чем, вывод суда о том, что оспариваемое постановление является частью процедуры, предусмотренной статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ошибочен.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, представитель заинтересованного лица - заявленную в суде первой инстанции.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц по имеющимся у суда апелляционной инстанции материалам дела, в порядке статьи 262 АПК РФ отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, ООО "Хладотехника" является собственником сооружения-пожарный водоем на основании свидетельства о государственной регистрации права от 05.10.2011 54 АД 460470, расположенного на земельном участке площадью 19806 кв.м. с кадастровым номером 54:35:092435:46, местоположение: установлено относительно ориентира здания склада, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Варшавская, 5.
На указанном земельном участке, в том числе, расположены иные объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ООО "Сибпромвентсервис".
Постановлением мэрии города Новосибирска от 10.02.2012 N 1155 по заявлению ООО "Сибпромвентсервис" в соответствии со статьей 36 ЗК РФ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:35:092435 площадью 25130 кв.м., необходимого для эксплуатации здания (склада ГСМ), здания (крытой стоянки), здания (мойки), по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Варшавская, 5 в Советском районе.
24.02.2012 ООО "Хладотехника" обратилось в мэрию города Новосибирска с заявлением о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 08.04.2010 (регистрационный номер 54-54-01/167/2010-286) с кадастровым номером 54:35:092435:46, включив в число арендаторов ООО "Хладотехника".
Письмом от 02.04.2012 N 31-5236 Мэрия г.Новосибирска ссылаясь на предоставление земельного участка с кадастровым номером 54:35:092435:46 в соответствии с распоряжением мэра города Новосибирска от 23.10.2008 N 19927-р в аренду ООО "Сибпромвентсервис", отказала ООО "Хладотехника" в связи с отсутствием согласия ООО "Сибпромвентсервис" на внесение изменений в договор аренды, а также с утверждением схемы расположения земельного участка по адресу: г. Новосибирск, ул.Варшавская, 5 в Советском районе на основании постановления от 10.02.2012 N 1155.
Заявитель, полагая, что постановление Мэрии города Новосибирска от 10.02.2012 N 1155 нарушает его права как собственника сооружения, расположенного на нем в связи с возникновением угрозы прекращения существования спорного земельного участка (кадастровый номер 54:35:092435:46), лишает возможности формирования земельного участка, необходимого для обслуживания принадлежащего ему на праве собственности сооружения и передаче его в дальнейшем в собственность, аренду, принято в нарушение норм статьи 36 ЗК РФ, а также требований к образованию земельных участков, предусмотренных главой I.1 ЗК РФ, чем создает препятствия для ведения предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что материалами дела не подтверждается довод заявителя о нарушении его прав.
Согласно пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники здании, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 названной статьи).
Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ предусмотрен случай, когда государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, в связи с чем, для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является основанием для выполнения заинтересованным лицом за свой счет в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, изготовление и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории являются промежуточными этапами процедуры предоставления в порядке статьи 36 ЗК РФ земельного участка в собственность или в аренду собственнику объекта недвижимости, расположенному на данном участке.
Статьей 34 ЗК РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении земельного участка и направляет ему копию такого решения. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в двухнедельный срок со дня принятия указанного решения.
В связи с чем, апелляционный суд считает, что нормы земельного законодательства не содержат прямой запрет органу местного самоуправления утверждать схемы расположения земельных участков, границы которых пересекают границы иных земельных участков, в том числе в отношении которых проведен их кадастровый учет, поскольку утвержденная схема расположения земельного участка является первоначальным этапом, предшествующим его предоставлении заинтересованному лицу на том или ином праве.
С учетом изложенного, вывод суд первой инстанции о том, что утверждение схемы расположения земельного участка является одной из процедур предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ и само по себе правовых последствий для участников гражданского оборота не влечет, является правомерным.
В рассматриваемом случае, схема расположения земельного участка с кадастровым номером 54:35:092435 утверждена ООО "Сибпромвентсервис", в границах которого находится земельный участок с кадастровым номером 54:35:092435:46, где расположены сооружения как собственника ООО "Сибпромвентсервис", так и собственника ООО "Хладотехника" (пожарный водоем), в связи с чем, у ООО "Хладотехника" не возникло безусловного права на получение спорного земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ, без учета прав и законных интересов ООО "Сибпромвентсервис".
Из представленной в материалы дела обзорной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:35:092435 (месторасположение: обл. Новосибирская, г. Новосибирск, Советский район, ул. Варшавская, 5, площадью 25130 кв.м) усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 54:35:092435:46 площадью 19806 кв.м находится в границах земельного участка площадью 25130 кв.м.
Следуя материалам дела, Мэрией города Новосибирска земельный участок с кадастровым номером 54:35:092435:46 предоставлен в аренду ООО "Сибпромвентсервис" по договору аренды от 22.12.2009 N 88308.
На момент заключения указанного договора аренды ООО "Хладотехника" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:35:092435:46 в аренду не обращалось.
Законных оснований для включения ООО "Хладотехника" на стороне арендатора в заключенный ранее договор аренды без согласия стороны по договору у Мэрии города Новосибирска не имелось.
С учетом изложенного, заявитель не лишен возможности защищать нарушенные права путем оспаривания распоряжения о предоставлении ООО "Сибпромвентсервис" спорного земельного участка в аренду и договора аренды земельного участка, заключенного с ООО "Сибпромвентсервис".
Доказательств обращения с заявлением о разделе данного земельного участка и выделении части земельного участка, необходимой для эксплуатации сооружения, принадлежащего на праве собственности и передачи ему в дальнейшем на предусмотренных законом основаниях, заявитель также не представил.
Согласно одному из принципов ведения государственного кадастра недвижимости (пункт 9 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости) сведения, которые носят временный характер и внесены в государственный кадастр недвижимости, до утраты ими в установленном названным Законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Статья 25 указанного Закона в качестве особенности осуществления кадастрового учета земельного участка предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о нем при постановке на учет носят временный характер.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости такие сведения могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению собственника (собственников) объектов недвижимости (статья 24 названного Закона).
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 27 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер.
Как следует из имеющихся в деле материалов, позиции заявителя по делу, приводимых им в обоснование заявленных требований правовых оснований, в том числе и положений главы I.1. Земельные участки ЗК РФ, регламентирующих порядок образования, раздела, выдела, объединения и перераспределения земельных участков, ссылки заявителя на возникшую угрозу прекращения существования земельного участка с кадастровым номером 54:35:092435:46, в границах которого расположено принадлежащее ООО "Хладотехника" сооружение ООО "Сибпромвентсервис" и ООО "Хладотехника" претендуют на части одного и того же земельного участка, ссылаясь на то, что он необходим для эксплуатации находящихся у них в собственности объектов недвижимого имущества, то есть, фактически межу сторонами возник спор относительно границ земельного участка и его площади, который не является предметом заявленных по настоящему делу ООО "Хладотехника" требований.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку факт утверждения ООО "Сибпромвентсервис" схемы расположения земельного участка не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку, как указывалось выше, утверждение схемы расположения земельного участка, является первоначальным этапом в процедуре предоставления земельного участка на том или ином праве.
Не подтверждение заявителем несоответствия оспариваемого постановления органа, осуществляющего публичные полномочия закону и (или) иному нормативному правовому актам, отсутствие нарушенных прав и законных интересов заявителя является основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку в данном случае в нарушение положений статьи 198 АПК РФ отсутствует совокупность оснований, необходимых для признания ненормативного акта недействительным.
Доводы заявителя в части не исследования судом вопроса о возможности образования земельного участка, необходимого для обслуживания сооружения в соответствии с требованиями закона не входят в предмет заявленных требований, в связи с чем, отклоняются.
В целом, доводы, приведенные заявителем жалобы с учетом вышеизложенного, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними.
По мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющимися в силу статей 268, 270 АПК РФ основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решением суда первой инстанции, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25 июня 2012 года по делу N А45-15657/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-15657/2012
Истец: ООО "Хладотехника"
Ответчик: Мэрия города Новосибирска
Третье лицо: ООО "Сибпромвентсервис", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Новосибирской области, Филиал государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО