О юридическом статусе врача в Российской Федерации
Конституционный принцип осуществления прав и свобод человека и гражданина, при котором не должны нарушаться права и свободы других лиц, проходит красной линией через Конституцию РФ. При осуществлении своей деятельности медицинские работники законодательно поставлены в неравное положение с другими гражданами, что ни в коей мере не отражается на возложенных на них обязанностях. При этом путь, который должен пройти человек, чтобы получить звание врача, несравним по самоотдаче ни с одной профессией.
"Теперь, когда я собираюсь приступить к обязанности своей профессии, поддержи меня, Всемогущий Бог, в праведных трудах моих, чтобы они принесли пользу людям, ибо без твоей помощи даже малейшая вещь не будет иметь успеха" (из Молитвы врача Маймонида (1132-1204)).
Придворный врач египетского правителя Салладина Маймонид (Абу Амран Муса Ибн Мамуна) в своей молитве для поддержки врачебной деятельности обращался к Богу, а не к государству. Складывается впечатление, что законодательные проблемы, с которыми сталкивался врач, преследуют эту профессию со времени зарождения жизни на Земле; и по сей день они неразрешимы.
Исходя из смысла ст. 2 Конституции РФ для Российской Федерации высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Статья 150 Гражданского кодекса РФ относит жизнь и здоровье к неотчуждаемым и не передаваемым иным способом нематериальным благам. Ни одно из прав человек и гражданин не может осуществить, не реализовав в первую очередь свое право на жизнь и здоровье. И врач в этой ситуации является выразителем гарантированных государством прав пациентов. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I*(1) - основной нормативный акт, регулирующий правовой статус и обязанности врача, права пациентов при оказании медицинской помощи. В соответствии со ст. 54 Основ право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, получившие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Подготовка специалиста с высшим профессиональным образованием (лечебное дело) занимает шесть лет. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура - три или четыре года, ординатура - два года). Таким образом, законодатель установил в среднем восьмилетний период обучения для врача. Кроме того, экзамен на подтверждения сертификата специалиста сдается один раз в пять лет, т.е. если пятилетний срок истек, медицинский работник утрачивает право на занятие данным видом деятельности.
Статья 63 Основ установила для медицинских работников ряд прав, носящих, к сожалению, лишь общий, декларативный характер (работа по трудовому договору, получение квалификационных категорий и т.д.) и не отражающих полноту возложенных на них профессиональных обязанностей. Правовой статус врача активно обсуждался и обсуждается как в нашей стране*(2), так и за рубежом, однако выводы авторов довольно неоднозначны, но, по сути, едины - необходимо законодательно закрепить статус врача*(3). Как справедливо отметил профессор С.А. Корсаков, "в основе деятельности любого врача лежат три кита: профессиональная подготовка, профессиональная этика и профессиональное законодательство. Так получилось, что на фоне прекрасной специальной подготовки и высоких этических принципов наиболее слабым звеном в деятельности медицинских работников в настоящее время является отсутствие адекватной законодательной базы"*(4).
Законодатель, установив жесткий временной и процессуальный порядок становления врача, не определил его место в российском обществе. Отсутствие реальных прав медицинского персонала приводит к укреплению корпоративности и кастовости среди медицинских работников как к средству самозащиты (хотя гражданское законодательство определяет самозащиту как реакцию на противоправные действия другой стороны). Растет количество "врачебных" дел, имеющих как законное основание, так и носящих явно скандальный характер*(5). В этой ситуации необходимость принятия нового Федерального закона "О медицинской помощи в Российской Федерации" с установлением правовых гарантий для медицинских работников стала очевидна для всех.
Насколько необходимо для нас, жителей России, законодательное закрепление правового статуса врача? Сейчас установлен статус судьи, прокурора, адвоката, сотрудника милиции и т.д., но не врача. А ведь это нужно прежде всего потенциальным пациентам: первыми и последними, кто сопровождает нас в момент рождения и смерти являются именно медицинские работники.
Подведя итог, можно с уверенностью утверждать: вопрос законодательного регулирования правового статуса врача - жизненно необходимый для Российской Федерации, в соответствии с законодательством которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
А.В. Риффель,
кандидат медицинских наук,
ведущий юрисконсульт ООО "Бытпласт" (г. Москва)
"Адвокат", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318; Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.- М., 1993.
*(2) Сергеев Ю.Д. Профессия врача. Юридические основы. - Киев, 1988.
*(3) См.: Сергеев Ю.Д. Медицинское право - верный компас и надежная защита для врача и пациента // Вестник медицинского права. 2001. N 1. С. 1.; Рифель А.В. Юридический статус российского врача // Финансы, экономика, безопасность. 2006. N 11 (28). С. 43, 44.
*(4) Корсаков С.А. О трудностях формирования медицинского права в России // http://www.med-pravo.ru/Articles/MedLawQuest/ProbFormingMedLaw.htm.
*(5) См., напр.: Врачи-убийцы: страшные сказки для взрослых // http://medgazeta.rusmedserv.com/2005/19/article_1253.html
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О юридическом статусе врача в Российской Федерации
Автор
А.В. Риффель - кандидат медицинских наук, ведущий юрисконсульт ООО "Бытпласт" (г. Москва)
"Адвокат", 2007, N 11