Изменения в оплате труда работников бюджетной сферы:
отказ от Единой тарифной сетки
Правительство РФ сделало новый серьезный шаг на пути дифференциации оплаты труда работников различных отраслей, приняв Постановление от 22 сентября 2007 г. N 605 г. "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
Тем самым осуществлен окончательный переход на новую отраслевую систему оплаты труда и, по сути дела, для этой категории работников это означает отмену Единой тарифной сетки (ЕТС).
Тарифная сетка, подразделяющая всех работников бюджетной сферы на 18 разрядов, была удобна во времена высокой инфляции, так как позволяла оперативно и просто индексировать зарплаты всем бюджетникам. Расходы на оплату труда были в этой ситуации хорошо прогнозируемы. Но у ЕТС имеются и отрицательные стороны. ЕТС не учитывает специфики труда работников различных отраслей. Кроме того, ЕТС - это очень жесткая конструкция - если уж происходит повышение, то одновременно у всех работников бюджетной сферы вне зависимости от ситуации в каждой отдельно взятой отрасли. А потому каждая индексация требовала серьезных бюджетных расходов, либо сопровождалась относительно небольшим повышением уровня оплаты труда.
Разговоры об отмене ЕТС велись не первый год. Особенности труда каждой отрасли, каждой профессиональной группы требовали дифференцированного подхода и к принципам формирования оплаты труда. Предлагалось начислять зарплату бюджетникам не по уравнительной ЕТС, а на основе так называемых "отраслевых систем".
Обращаем внимание на то, что данное постановление касается систем оплаты труда только работников федеральных бюджетных учреждений. Юридической основой принятия данного постановления явилась статья 4.1 Федерального закона N 22-ФЗ, в соответствии с которой по решению Правительства Российской Федерации для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться иная система оплаты труда, отличная от Единой тарифной сетки.
Формально с 2005 года в соответствии с Федеральным законом 122-ФЗ единая сетка осталась действовать только на федеральном уровне. Федеральный закон N 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" в новой редакции стал называться "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений". Регионы же получили право разрабатывать свои собственные региональные системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Однако в целом отказаться от единой сетки так и не удалось: большинство регионов (за редким исключением, например, Санкт-Петербурга), разрабатывали свои региональные системы оплаты труда работников бюджетной сферы, фактически опираясь на ту же самую Единую тарифную сетку, внося модификацию лишь в части надтарифной оплаты.
Ныне же предлагается принципиально поменять подход к установлению величины заработка. Зарплата будет зависеть от таких факторов, как объем работы, диапазон профессиональных обязанностей и должностных требований внутри одной квалификационной группы, уровень образования и квалификации конкретного работника. Для каждой из квалификационных групп планируется установить утверждаемый правительством базовый оклад. А все остальное будут регулировать повышающие коэффициенты двух видов: компенсационные и стимулирующие.
Закономерен вопрос: насколько введение системы расчета зарплаты предполагает ее обязательный рост? Конечно, сама такая возможность логично следует из нового подхода к формированию заработков. Тем более, что в постановлении указано, что снижение уровня зарплаты невозможно. Однако гарантий существенного повышения уровня оплаты труда нет. Для начала в качестве ориентира для уровня будущих зарплат будут использованы нынешние бюджетные ассигнования. Суммы эти примерно одинаковы для всех федеральных бюджетных учреждений в расчете на одного занятого.
Правда, существенно повысится самостоятельность руководителей бюджетных учреждений. Тем не менее, нельзя абсолютизировать этот момент. Уже приходится столкнуться с комментариями о том, что новая система обещает максимум самостоятельности руководителям бюджетных организаций: поскольку не будет ни жесткой тарифной сетки, ни нормативного утверждения штатного расписания в организации, руководитель сам сможет перераспределять средства, чтобы стимулировать наиболее ценных работников. Однако это не совсем так. Основные положения новых систем оплаты труда будут достаточно жестко регламентированы. В частности, Минздравсоцразвития России должен разработать целый ряд документов, определяющих содержание новых систем оплаты труда:
- утвердить перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;
- утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами;
- внести предложения по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам;
- разработать и утвердить методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда.
Как видим, должна быть проведена серьезная работа для того, чтобы данное постановление могло быть реализовано. Между тем, в постановлении закреплены жесткие сроки введения новых систем оплаты труда - до 31 декабря 2008 года.
Новая схема оплаты для работников федеральных бюджетных учреждений - это опять не окончательный, а очередной шаг в реформировании оплаты труда работников бюджетной сферы. Дальше настанет очередь окончательного перевода систем оплаты труда на новые рельсы и на региональном, и на муниципальном уровнях. И хотя эта работа во многих регионах уже началась, региональные системы, основой которых осталась Единая тарифная сетка, очевидно, будут подвергнуты новому пересмотру.
Ф.Н. Кадыров,
д.э.н.
"Менеджер здравоохранения", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru