г. Санкт-Петербург |
|
27 сентября 2012 г. |
Дело N А42-75/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Арибджанова Р.Т. по доверенности от 11.01.2012.
от ответчика: Пившиевой А.В. по доверенности от 09.12.2011 N 25-21/21844, Тропникова А.А. по доверенности от 09.03.2011 N 25-21/4307.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12720/2012) Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05 мая 2012 года по делу N А42-75/2012 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ЗАО "Морское содружество"
к Мурманской таможне
о признании незаконным и отмене решений
установил:
Закрытое акционерное общество "Морское содружество" (183010, г. Мурманск, ул. Шмидта, д.6, офис 5, ОГРН 1025100831766, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными решений Мурманской таможни (183010, г. Мурманск, ул.Горького, д.15, ОГРН 1025100864095, далее - Таможня, таможенный орган) от 28.11.2011, которыми не разрешено убытие товаров по причине непредставления обществом таможенной декларации либо иного документа, допускающего вывоз заявленного товара.
Решением суда от 05.05.2012 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Мурманская таможня, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просила решение от 05.05.2012 отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы, ссылаясь на статью 195 Федерального закона РФ от 27.11.2010 N 311 "О таможенном регулировании в РФ", считает, что, если товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу, то при их убытии не требуется представления таможенной декларации и иных документов, допускающих вывод товаров с таможенной территории Таможенного союза, однако для вывоза данных товаров из РФ необходимо их таможенное декларирование с помещением под таможенную процедуру и последующий выпуск.
В судебном заседании Мурманская таможня поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя возражал против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В составе суда произведена замена судьи Есиповой О.И., находящейся в отпуске, на судью Шульга Л.А., рассмотрение дела начато сначала.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.11.2011 во исполнение предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2008 N 486 требования о доставке добытых (выловленных) водных биоресурсов на таможенную территорию РФ, в порт Мурманск прибыло судно М-0188 "Комарно", принадлежащее обществу, с грузом рыбопродукции - трески потрошеной обезглавленной мороженой в количестве 125 798 кг с целью последующего убытия с указанным грузом на борту в порт Киркенес (Норвегия). Капитаном судна в таможенный орган поданы следующие документы, касающиеся рыбопродукции, находящейся на борту судна:
- грузовая декларация на рыбопродукцию в количестве 53 969 кг нетто, выловленную в исключительной экономической зоне РФ;
- грузовая декларация на рыбопродукцию в количестве 71 829 кг нетто, выловленную за пределами исключительной экономической зоны РФ.
- генеральная (общая) декларация, в графе 13 которой указано: "Для вывоза за пределы таможенной территории РФ".
При убытии 28.11.2011 обществом вновь поданы указанные документы.
Однако таможенный орган в тот же день соответствующими отметками на грузовых декларациях не разрешил убытие товаров (рыбопродукции) по причине непредставления таможенной декларации или иного документа, допускающего вывоз заявленного товара, в соответствии со статьей 163 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Считая, что у таможенного органа отсутствовали законные основания для отказа в убытии (вывозе) спорной рыбопродукции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав выступления сторон, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3.2. статьи 19 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке на таможенную территорию Российской Федерации. Уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства в иных определенных Правительством Российской Федерации районах, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке на территорию, установленную Правительством Российской Федерации. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации указанных в части 3.2 настоящей статьи уловов водных биоресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3.3 статьи 19 Закона N 166-ФЗ).
Такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12,2008 N 990 "О ввозе (вывозе) на таможенную территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции" (далее - Постановление N 990).
Пунктом 1 Постановления N 990 определено, что оформление и государственный контроль в отношении ввоза (вывоза) на таможенную территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции осуществляются в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 г. N 184 "О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных настоящим Постановлением. Согласно пункту 3 названного Постановления, оформление и государственный контроль в отношении вывоза с таможенной территории Российской Федерации после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации без выгрузки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции осуществляются в установленном порядке последовательно и непрерывно при их доставке в морской порт в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 N 184 утвержден Порядок оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации (далее - Постановление N 184). В соответствии с пунктом 2 названного Постановления в морских портах в Российской Федерации при оформлении захода (выхода) судов рыбопромыслового флота, а также ввозе (вывозе) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки применяются уведомительный порядок и выборочный государственный контроль в отношении судов рыбопромыслового флота, ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки (далее соответственно - уведомительный порядок, выборочный государственный контроль).
Согласно пункту 5 утвержденного Постановлением N 184 Порядка оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации оформление и государственный контроль судов и продукции морского промысла, добытой (выловленной) в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, при ввозе (вывозе) на таможенную территорию Российской Федерации без выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации - осуществляются комиссией, в состав которой входят представители таможенных и пограничных органов.
Оформление и государственный контроль судов и продукции морского промысла осуществляются у причалов или на рейде морского порта (пункт 8 Порядка).
В соответствии с понятиями, данными в пункте 1 статьи 4 ТК ТС, под вывозом товаров с таможенной территории таможенного союза понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза до фактического пересечения таможенной границы; под выпуском товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Пунктом 1 статьи 163 ТК ТС установлено, что для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 настоящего Кодекса (абзац 2 пункта 1 статьи 163 ТК ТС).
Пунктом 2 статьи 159 ТК ТС регламентирован перечень сведений, которые перевозчик должен представить таможенному органу при международной перевозке водными судами: общую декларацию; декларацию о грузе; декларацию о судовых припасах; декларацию о личных вещах экипажа судна; судовую роль; список пассажиров; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; транспортные (перевозочные) документы; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения: о регистрации судна и его национальной принадлежности; наименование и описание судна; фамилия капитана; фамилия и адрес судового агента; о количестве пассажиров на судне, их фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порт посадки и высадки; о количестве и составе членов экипажа; наименование порта отправления и порта захода судна; наименование, общее количество и описание товаров; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров; номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в этом порту; наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров; наименование первоначальных портов отправления товаров; наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и указание их количества; описание размещения товаров на судне; о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений; о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества; о наличии (об отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы.
Из абзаца 3 пункта 1 статьи 163 ТК ТС следует, что для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу, не представляется только таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза.
Согласно пункту 4 статьи 163 ТК ТС убытие товаров с таможенной территории таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа.
Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.
Установив обстоятельства дела и проанализировав содержание приведенных выше норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при соблюдении требований законодательства, установленных, в том числе в статьях 163, 164, 166 ТК ТС, товары без их помещения под определенную таможенную процедуру могут быть вывезены с разрешения таможенного органа с таможенной территории таможенного союза.
Доводы таможни о неисполнении Обществом обязанности декларирования товаров отклоняются судом, как противоречащие постановлениям Правительства Российской Федерации N 990 и N 184 о порядке оформления ввоза (вывоза) продукции в морских портах.
Как следует из материалов дела, в порту Мурманск 26.11.2011 капитаном судна поданы две грузовые, а также генеральная (общая) декларация, содержащая сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 159 ТК ТС.
Судом первой инстанции на основании материалов дела также установлено и не оспаривается подателем жалобы, что товар, указанный в грузовой декларации "Для вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации", Обществом под определенную таможенную процедуру не помещался и на момент обращения с заявлением в таможенный орган не покидал место прибытия.
Доводы апелляционной жалобы судом не принимается, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, запрет таможенного органа в вывозе спорной рыбопродукции в связи с необходимостью представления таможенной декларации или иного документа, допускающего вывоз с таможенной территории этой рыбопродукции, не основан на нормах таможенного законодательства, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы Мурманской таможни и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05 мая 2012 года по делу N А42-75/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-75/2012
Истец: ЗАО "Морское содружество"
Ответчик: Мурманская таможня
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 5868/13
05.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5868/13
27.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5868/13
29.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5868/13
24.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8249/12
27.09.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12720/12
05.05.2012 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-75/12