г. Самара |
|
28 сентября 2012 г. |
Дело N А55-11439/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Рогалевой Е.М., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - Невзорова О.Ф., доверенность от 10.04.2012 г.,
от ответчиков:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - Якушева А.А., доверенность от 25.06.2012 г. N 4858,
Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 сентября 2012 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2012 года по делу N А55-11439/2012 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Билдинг" (ОГРН 1106315002826), г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва,
третье лицо:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными решения, действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Билдинг" (далее - заявитель, ООО "Инвест-Билдинг", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - первый ответчик, ТУ Росимущества в Самарской области, Территориальное управление), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - второй ответчик, Росимущество) с заявлением, с учетом изменения предмета требований и отказа от требований в части, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ,
о признании незаконным решения Росимущества, изложенного в письме от 19.03.2012 г. N ПП-10/7977, при рассмотрении запроса ТУ Росимущества в Самарской области от 21.10.2011 г. N 24/653 по обращениям ООО "Инвест-Билдинг" от 04.03.2011 г. N 90-юр, N 91-юр о предоставлении в собственность земельных участков, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, завод ЖБИ, площадью 3059,00 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0335005:30 и площадью 358,90 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0335005:31 в части отказа в предоставлении в собственность указанных земельных участков;
о признании незаконными действий ТУ Росимущества в Самарской области по возврату представленного комплекта документов по обращениям ООО "Инвест-Билдинг" от 04.03.2011 г. N 90-юр, N91-юр о предоставлении в собственность земельных участков, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, завод ЖБИ, площадью 3059,00 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0335005:30 и площадью 358,90 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0335005:31,
об обязании Росимущества в лице ТУ Росимущества в Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Инвест-Билдинг" путем принятия решения о предоставлении в собственность Обществу земельных участков площадью 3059,00 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0335005:30 и площадью 358,90 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0335005:31, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, завод ЖБИ, направления в адрес ООО "Инвест-Билдинг" проектов договоров купли-продажи и актов приема-передачи указанных земельных участков в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 23 июля 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что понятие гидротехнического сооружения, данное в Федеральном законе от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений, учитывая специальный характер нормативного акта, не может быть использовано применительно к п.п. 10 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации без учета иных нормативных положений (ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения"). Доводы заявителя о том, что артезианские скважины не относятся к гидротехническим сооружениям, необоснованны. Согласно нормам о гидротехнических сооружениях основополагающим признаком гидротехнического сооружения является его назначение по использованию водных ресурсов. Кроме того, документы, подтверждающие, что артезианская скважина не используется, заявителем не представлены.
Выводы суда о том, что в соответствии с п. 1 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации земли, занятые гидротехническими сооружениями, входят в состав водного фонда; отсутствие в кадастровом паспорте указания на отнесение земельного участка к категории земель водного фонда также подтверждает, что на испрашиваемом земельном участке не имеется гидротехнических сооружений, противоречат нормам земельного законодательства.
Учитывая, что Территориальное управление исключительно по поручению Росимущества вправе принимать решение о предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность физических и юридических лиц, оно не вправе рассматривать по существу заявления Общества о предоставлении в собственность указанных участков.
Кроме того, требование об обязании вынести решение о предоставлении земельного участка с условием по цене 2,5% кадастровой стоимости не может быть рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ. Согласно п. 1 ст. 485 Гражданского кодекса Российской Федерации цена определяется сторонами в момент заключения договора.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Инвест-Билдинг", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель первого ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители второго ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей второго ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи Комплекса объектов недвижимости от 30.06.2010 г. заявитель является собственником объектов недвижимости:
скважина артезианская, глубина: 125 кв.м., объем: 48 куб.м., площадь: 8,70 кв.м., Литера Л; подземная установка, площадь: 33,3 кв.м., Литера Н; резервуар для воды, объем: 250 куб.м., площадь: 68,2 кв.м., Литера Р1; резервуар для воды, объем: 250 куб.м., площадь: 68,2 кв.м., Литера Р2; резервуар для воды, объем 600 куб.м., площадь: 101,3 кв.м., Литера Р3; скважина артезианская, глубина: 125 м, объем: 46 куб.м., площадь: 8,40 кв.м., Литера Г, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 15.07.2010 г. и 22.07.2010 г. (т. 1 л.д. 65-70).
Данные объекты недвижимости расположены по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки, на земельных участках площадью 3059,00 кв.м. с кадастровом номером 63:01:0335005:30 и площадью 358,90 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0335005:31, которые были образованы путем разделения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0335005:14 и в силу положений п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1 л.д. 21-24).
Земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0335005:30 и 63:01:0335005:31 были образованы и поставлены на государственный кадастровый учет 07.02.2006 г., что подтверждается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами земельных участков (л.д. 35-48).
04.03.2011 г. заявитель обратился в ТУ Росимущества в Самарской области с заявками (исх. N N 90-юр, 91-юр от 04.03.2011 г.) на приватизацию находящихся в федеральной собственности вышеуказанных земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 21.10.2011 г. N 24/653 сообщило заявителю о направлении в адрес Росимущества обращений заявителя с приложением необходимого пакета документов для рассмотрения и направления поручения Территориальному управлению о предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность ООО "Инвест-Билдинг" (т. 1 л.д. 109-115).
Росимущество письмом от 19.03.2012 N ПП-10/7977 "О приватизации земельных участков" сообщило ТУ Росимущества в Самарской области о невозможности представления Обществу в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0335005:30 и 63:01:0335005:31, которые ограничены в обороте на основании п.п. 10 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду расположения на них артезианских скважин, которые относятся к гидротехническим сооружениям (т. 1 л.д. 125-126).
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 04.05.012 г. N 3535 сообщило заявителю о результатах рассмотрения Росимуществом поданных им заявок от 04.03.2011 г. N 90-юр и N 91-юр и возвратило Обществу представленный им комплект документов (т. 1 л.д. 123-124).
Считая решение Росимущества об отказе в предоставлении в собственность земельных участков и действия ТУ Росимущества в Самарской области по возврату документов незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.05.2011, а также сведений из ФГБУ "Кадастровая палата" в отношении спорных земельных участков указаны ограничения (обременения) права в пользу МП "Самараводоканал" и ОАО "Самараэнерго".
Как следует из материалов дела, для выяснения вопроса о причинах обременений заявитель письмами от 05.03.2011 г. N N 98-юр, 99-юр обратился в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары.
В ответ на указанные обращения Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары письмами от 31.03.2011 г. N Д05-01-01/2783-0-1, N Д05-01-01/2784-0-1 сообщил заявителю, что данные земельные участки расположены в охранных зонах инженерных коммуникаций (водопровод, ливневая канализация), принадлежащих ООО "Инвест-Билдинг", и, следовательно, не могут считаться обременениями. Сведения об иных обременениях в Департаменте отсутствуют.
Данные письма были направлены заявителем в ТУ Росимущества в Самарской области сопроводительными письмами исх. N N 137-юр, 138-юр от 07.04.2011 г.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п.п. 10 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций (за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
При этом данное определение представляет собой открытый перечень объектов, относимых к гидротехническим сооружениям. Обобщающими признаками являются вид объекта и функциональное назначение указанных объектов - сооружение, предназначенное для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Как правильно указал суд первой инстанции, при вынесении оспариваемого решения Росимуществом не было учтено, что данные артезианские скважины с 2010 года по настоящее время не используются по своему функциональному назначению (затампонированы) ввиду невозможности их использования для данных целей.
Согласно представленному заявителем в материалы дела письмам Средне-Поволжского управления Ростехнадзора от 26.06.2012 г. N N 07-12/4484-12, 07-12/4483-12 расположенные на испрашиваемых земельных участках артезианские скважины не относятся к гидротехническим сооружениям, а входят в состав объектов центральных систем водоснабжения и водоотведения (т. 5 л.д. 115 - 119).
Проанализировав нормы права, суды первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае объекты недвижимости, принадлежащие Обществу, а именно артезианские скважины не являются гидротехническими сооружениями.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для отказа в приватизации испрашиваемых земельных участков.
С учетом изложенного оспариваемое решение Росимущества, изложенное в письме от 19.03.2012 г. N ПП-10/7977, в части отказа в предоставлении в собственность Обществу земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0335005:30 и 63:01:0335005:31 противоречит действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судом первой инстанции установлено, что Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемых земельных участках; при обращении в ТУ Росимущества в Самарской области ООО "Инвест-Билдинг" были представлены все необходимые документы; законные основания для отказа в предоставлении в собственность земельных участков отсутствуют.
Территориальное управление в силу возложенных на него обязанностей и представленных ему полномочий обязано было в установленный ст. 36 ЗК РФ срок рассмотреть обращение ООО "Инвест-Билдинг" и принять соответствующее решение.
Между тем ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 04.05.012 г. N 3535 возвратило Обществу представленный им комплект документов
Довод ТУ Росимущества в Самарской области о том, что Территориальное управление не может самостоятельно принять решение по заявлению собственника объектов недвижимого имущества и осуществляет указанные полномочия исключительно по конкретному поручению Федерального агентства, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с п. 4 Положения о Росимуществе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Полномочия ТУ Росимущества в Самарской области определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 г. N 278.
В соответствии с пунктом 4.1. Положения ТУ Росимущества в Самарской области осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Анализ полномочий ТУ Росимущества в Самарской области, закрепленных в Положении, свидетельствует о том, что именно Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 ЗК РФ принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков.
Пунктом 4.8 Положения, на который ссылается ТУ Росимущества в Самарской области, не предусмотрено наличие или необходимость "поручений" Росимущества в адрес Территориального управления для рассмотрения конкретных заявлений собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении в собственность земельного участка, на которых расположены объекты недвижимого имущества и принятия соответствующих решений.
При этом подобные "поручения" не предусмотрены положениями ЗК РФ.
С учетом приведенных норм ссылка ТУ Росимущества в Самарской области на отсутствие полномочий необоснованна и не может служить препятствием для реализации собственником объектов недвижимости права на выкуп земельных участков, занятых такими объектами.
При таких обстоятельствах действия ТУ Росимущества в Самарской области по возврату представленного комплекта документов не соответствуют положениям ст. 36 ЗК РФ и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, препятствуя заявителю в полной мере реализовать его право на выкуп земельных участков, занимаемых объектами недвижимости, принадлежащими Обществу на праве собственности.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Исходя из изложенного, субъектами применения льготного порядка расчетов приватизируемого земельного участка за плату выступают собственники тех зданий, строений, сооружений, которые ранее находились в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При этом право приватизации земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников указанных зданий, строений и сооружений, но и на последующих.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и ТУ Росимущество в Самарской области не оспаривается, что Общество является собственником расположенных на земельных участках объектов недвижимости, отчужденных ранее из государственной собственности, что в совокупности позволило суду сделать вывод о том, что ООО "Инвест-Билдинг" имеет право на приобретение испрашиваемых земельных участков по льготной цене.
Документы, подтверждающие право Общества на применение льготной цены были приложены к заявлениям в адрес ТУ Росмущества в Самарской области.
Требования заявителя об установлении цены обусловлены нормами Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и вытекают из публичных полномочий ТУ Росимущества в Самарской области.
Правомерность предъявления требований в порядке главы 24 АПК РФ и рассмотрения данных требований по существу подтверждена судебной практикой - Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.04.2009 г. N 14649/08.
Довод Территориального управления о необходимости определения цены продажи земельного участка на момент заключения договора купли-продажи противоречит пунктам 5, 6 ст. 36 ЗК РФ, из содержания которых следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенных на нем объектов недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
Доводы, приведенные ТУ Росимущества в Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2012 года по делу N А55-11439/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11439/2012
Истец: ООО "Инвест-Билдинг"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
Третье лицо: ФГБУ ФКП Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области