Некоторые вопросы налогообложения
О налогообложении налогом на добавленную стоимость операций по
реализации товаров резидентам особых экономических зон
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (закон N 116-ФЗ) товары помещаются резидентами особой экономической зоны под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях ведения ими промышленно-производственной деятельности. При этом под таможенный режим свободной таможенной зоны помещаются товары:
- ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации с территории иностранных государств;
- ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Российской Федерации;
- находящиеся на территории особой экономической зоны и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.
Территория особой экономической зоны является зоной таможенного контроля. Таможенный контроль осуществляется таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс) налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% в отношении товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, установлен подпунктом 5 пункта 1 статьи 165 Кодекса.
В данный перечень включена таможенная декларация с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.
Вместе с тем по данным ФТС России в связи с тем, что работы по обустройству и оборудованию созданных в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации (от 21.12.2005 г. NN 779, 780, 781, 782, 783, 784) шести особых экономических зон до настоящего времени не завершены, таможенное оформление товаров, ввозимых на территорию особых экономических зон в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, в 2006 году не производилось. Таможенное оформление товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны производилось только при их ввозе на территории Калининградской области и Магаданской области на основании Федерального закона от 10.01.2006 г. N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 31.05.1999 г. N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области".
Таким образом, поскольку таможенное оформление и таможенный контроль товаров, ввозимых на территорию особых экономических зон в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенными органами не производится, налогоплательщики не имеют возможности подтвердить обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в виду отсутствия таможенной декларации с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.
На основании пункта 9 статьи 165 Кодекса, если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенном режиме свободной таможенной зоны налогоплательщик не представил документы (их копии), предусмотренные подпунктом 5 пункта 1 статьи 165 Кодекса, операции по реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 Кодекса.
Поскольку исключений из указанного выше порядка, связанных с неисполнением требований Кодекса в указанных выше нормах не содержится, операции по реализации товаров, подлежащих согласно положениям Федерального закона N 116-ФЗ помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, в случае не представления налогоплательщиком таможенной декларации с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, подлежат налогообложению по налоговой ставке 18 (10)%. При этом сумма налога на добавленную стоимость должна быть уплачена за счет собственных средств, так как у налогоплательщика не возникает право на предъявление соответствующей суммы налога на добавленную стоимость покупателям товаров. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки в размере 0 %, то он имеет право на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость, ранее уплаченных по товарам, по которым применение налоговой ставки 0% ранее не было документально подтверждено. При этом уплаченные суммы налога на добавленную стоимость подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса.
По вопросу налогообложения налогом на прибыль процентного
(купонного) дохода, начисляемого по российским ценным бумагам
В соответствии с пунктом 4 статьи 280 НК РФ под накопленным процентным (купонным) доходом понимается часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги, рассчитываемая пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты совершения сделки (даты передачи ценной бумаги).
Согласно пункту 2 статьи 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ доход, полученный иностранной организацией, который не связан с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относится к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты дохода.
Пунктом 4 статьи 309 НК РФ установлено, что только при определении налоговой базы по доходам, указанным в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 НК РФ, из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном статьями 268, 280 НК РФ.
Учитывая изложенное, при определении налоговой базы налога на прибыль иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, организация (источник выплаты дохода) не вправе уменьшить доходы данной иностранной организации в виде накопленного купонного дохода на расходы в виде суммы уплаченного накопленного купонного (процентного) дохода на дату приобретения ценных бумаг. Указанный порядок налогообложения применяется и в случае представления иностранной организацией документов, подтверждающих данные о таких расходах в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 312 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 НК РФ, в валюте выплаты дохода.
Учитывая изложенное, процентный (купонный) доход по ценным бумагам (в том числе по ценным бумагам эмитированным хозяйственными обществами) подлежит налогообложению у источника выплаты дохода (организация покупатель, организация брокер, выплачивающая доходы организации нерезиденту, не осуществляющему деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство) при выплате купонного (процентного) дохода в соответствии с пунктами 2, 4 статьи 287, пунктом 1 статьи 310 НК РФ.
Данный порядок налогообложения не применяется, если в Договоре между Российской Федерацией и договаривающей стороной об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы предусмотрено налогообложение доходов в другом договаривающемся государстве.
При осуществлении операций купли-продажи ценных бумаг начисленные суммы накопленного купонного дохода обложению налогом у источника выплаты (налогового агента) не подлежат согласно пункту 2 ст. 310 НК РФ.
О порядке предоставления стандартных налоговых вычетов при
единовременной выплате банком процентов дохода по срочному пенсионному
вклад, а также на содержание детей одиноким родителям
Стандартные налоговые вычеты, установленные статьей 218 Кодекса, предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, то есть стандартный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы на соответствующий установленный размер вычета.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса дата фактического получения дохода в денежной форме (за исключением оплаты труда) определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
В соответствии со статьей 834 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
При заключении договора срочного пенсионного вклада банк определяет порядок начисления процентов: ежемесячно (в последний рабочий день месяца за полный календарный месяц), ежеквартально, либо в конце срока договора. При этом проценты причисляются к остатку вклада по истечении каждого месячного либо трехмесячного периода, определяемого с даты открытия каждого счета по вкладу, а также по истечении основного (пролонгированного) срока.
В связи с этим может быть уменьшена налоговая база в целях исчисления налога на доходы физических лиц на сумму стандартного налогового вычета, установленного статьей 218 Кодекса, за каждый месяц срока действия договора.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса стандартный налоговый вычет в размере 600 руб. предоставляется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся, в частности, родителями.
Статьей 61 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). В соответствии со статьей 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов).
Согласно статье 218 Кодекса вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям указанный налоговый вычет предоставляется в двойном размере.
При этом подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса установлено, что под одинокими родителями понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.
На какой федеральный орган исполнительной власти возложены
полномочия по принятию в собственность государства земельных участков
сельскохозяйственного назначения, являющихся выморочным имуществом?
Подпункт "к" пункта 18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 г. N 340, предусматривает в качестве функции налоговых органов - осуществление работы по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству.
Порядок учета, оценки и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству, установлен Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 г. N 683, и Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 г. N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов".
Указанные Положение и Инструкция не регулируют порядок учета, оценки и реализации земельных участков, являющихся выморочным имуществом.
Вместе с тем согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 г. N 691 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В соответствии с пунктом 5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 г. N 691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, включая земельные участки (кроме земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения).
О правомерности действий по возврату налога с продаж
В соответствии со статьей 347 главы 27 "Налог с продаж" Налогового кодекса Российской Федерации налог с продаж устанавливался Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводился в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и был обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 349 Кодекса было предусмотрено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признавались объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществлялась за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
Налог с продаж является косвенным налогом. В соответствии с пунктом 1 статьи 354 сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявленную к оплате покупателю (заказчику, отправителю).
В соответствии с пунктом 8 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 г. N 2-П признание факта, что налог с продаж не подлежал уплате, не означает, что признается право налогоплательщика на возврат зачисленных в областной и местный бюджеты сумм налога с продаж, а также на их зачет в счет предстоящих платежей по этому налогу. Право на возврат или зачет налога с продаж не признается на том основании, что сумма налога включалась налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги) и фактически взималась не за счет прибыли налогоплательщика (результатов его хозяйственной деятельности), а с покупателей (клиентов), то есть с фактических, но не с юридических плательщиков налога.
Таким образом, отказ в возврате налога с продаж, будет правомерным.
По вопросу возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины. С 1 января 2005 года порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины регулируется как общими правилами, установленными статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, так и правилами, установленными статьей 333.40 "Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины" НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Согласно нормам статьи 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах зачисляется по нормативу 100% в доходы федерального бюджета.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 статьи 333.40 заявление о возврате излишне уплаченной государственной пошлины по делам, рассматриваемым Арбитражным судом должно быть подано в налоговый орган по месту нахождения указанного суда. При этом возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата, в данном случае - за счет средств федерального бюджета.
О возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленного в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации и не являются составной частью единого социального налога (постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 22.04.2003 г. N 12355/02; информационное письмо Президиума ВАС Российской Федерации от 11.08.2004 г. N 79).
Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 05.02.2004 г. N 28-О и от 04.03.2004 г. N 49-О разъясняет следующее: "В отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая, а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальной лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обуславливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж".
Таким образом, положения статей 78, 79 Кодекса не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации администраторы поступлений в бюджет осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Вместе с тем, положения Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ расщепляют функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование между двумя ведомствами - Федеральной налоговой службой и Пенсионным Фондом. Так, в соответствии со статьей 25 указанного закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующем деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Также необходимо отметить, что согласно статье 24 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Вместе с тем, вышеуказанным законом не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения.
По вопросу возврата излишне уплаченных налогов
Возврат страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемым в Пенсионный фонд на выплату накопительной части трудовой пенсии, то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленного в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации и не являются составной частью единого социального налога (постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 22.04.2003 г. N 12355/02; информационное письмо Президиума ВАС Российской Федерации от 11.08.2004 г. N 79).
Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 05.02.2004 г. N 28-О и от 04.03.2004 г. N 49-О разъясняет следующее: "В отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая, а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальной лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обуславливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж".
Таким образом, положения статей 78, 79 Кодекса не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 08.12.2006 г. N 168н, администраторы поступлений в бюджет осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ расщепляет функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование между двумя ведомствами - Федеральной налоговой службой и Пенсионным Фондом. Так, в соответствии со статьей 25 указанного закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующем деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Также необходимо отметить, что согласно статье 24 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Вместе с тем, вышеуказанным законом не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения.
В настоящее время разрабатывается проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ, который должен установить порядок проведения зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и определить орган федеральной исполнительной власти, уполномоченный проводить эту работу.
По вопросу возврата излишне уплаченной суммы
государственной пошлины
Согласно нормам статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со статьей 333.17 Кодекса плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
Статьей 26 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Кодекса).
Согласно положениям статьи 29 Кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
О сроках подачи налоговых деклараций
Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность налогоплательщиков за непредставление ими в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налоговых деклараций в налоговый орган по месту учета.
В соответствии со статьей 240 Кодекса налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами - квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно пункту 7 статьи 243 Кодекса налогоплательщики представляют налоговую декларацию по единому социальному налогу не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Положениями пункта 3 статьи 243 Кодекса предусмотрено, что данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган.
Таким образом, налоговая декларация по единому социальному налогу представляется налогоплательщиком по окончании налогового периода, то есть периода времени, по окончании которого определяется налоговая база по налогу и исчисляется сумма налога к уплате. Налоговый период по единому социальному налогу состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, которые засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Согласно разъяснениям Минфина России от 16.08.2006 г. N 03-02-07/1-224, налоговый орган вправе привлечь налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 119 Кодекса за несвоевременное представление им декларации по единому социальному налогу и взыскать штраф с суммы налога, исчисленного за год.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с правовой позицией, высказанной, в частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 10.10.2006 г. N 6161/06, при применении пункта 2 статьи 119 Кодекса базой для определения суммы штрафа определена сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет, а не сумма, указанная в декларации.
Л.П. Самсонова,
советник налоговой службы III ранга
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 16, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427