г. Пермь |
|
04 октября 2012 г. |
Дело N А60-16317/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С. П.
судей Варакса Н.В., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.
при участии:
от заявителя ООО "Клиф-А" (ОГРН 1026602328268, ИНН 6658130962): Рыжков А.В., предъявлено водительское удостоверение, доверенность от 12.01.2010;
от заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ОГРН 1106670035834, ИНН 6670324273): Булгакова В.В., предъявлен паспорт, доверенность от 22.06.2011;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 июня 2012 года
по делу N А60-16317/2012,
вынесенное судьей Италмасовой Е.Г.
по заявлению ООО "Клиф-А"
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области
о признании незаконными действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Клиф-А" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ - л.д. 104) о признании незаконными действий Департамента лесного хозяйства Свердловской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) по непринятию лесной декларации на 2012 год, в связи с истечением срока действия договора аренды лесного участка N 197 от 01.10.2008 г., и обязании принять лесную декларацию.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 июня 2012 года заявленные ООО "Клиф-А" требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с судебным актом, Департамент лесного хозяйства Свердловской области обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на истечение срока договора аренды лесного участка, заключенного по результатам конкурса на право аренды участка лесного фонда в 2001 г., просит отменить решение суда. Полагает также, что в 2008 году новый договор не был заключен, а произведено переоформление договора ввиду приведения его в соответствие с требованиями Лесного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель Департамента на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Заявитель с доводами жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Указывает, что срок действия договора должен исчисляться в соответствии с условиями, определенными непосредственно договором.
В судебном заседании представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании протокола N 53 (итоговый) заседания конкурсной комиссии по вопросу определения победителя лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда от 26.10.2001 г. (л.д. 59-62), ГУ "Красноуфимский лесхоз" (далее - арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Клиф-А" (далее - арендатор) заключили договор аренды участка лесного фонда от 30.11.2001 г. (л.д. 49-57) в границах Красноуфимского лесничества кв. 30-39, 79-80, 99-100, общей площадью 2613 га. для заготовки древесины от рубок главного пользования, прочих рубок и промежуточного пользования. Договор аренды заключен сроком на 10 лет (раздел 3 договора) - до 30.11.2011 г., права и обязанности у арендатора возникают после государственной регистрации договора и получения лесорубочного билета (раздел 5 договора). Регистрация сделки произведена Красноуфимским филиалом учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области 29.01.2002 г. N 66-01/05-6/2002-38 (л.д. 58).
01.10.2008 г. между Министерством природных ресурсов Свердловской области и ООО "Клиф-А" заключен договор аренды лесного участка N 197, в соответствии с условиями которого ООО "Клиф-А" приняло во временное пользование (Пригородное участковое лесничество Красноуфимский участок кв. 30-39, 79-80, 99-100) лесной участок площадью 2613,0 га для заготовки древесины (л.д. 13-38).
07.11.2008 г. указанный договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (л.д. 39).
Согласно, указанному договору арендатор обязуется ежегодно подавать лесную декларацию, что и было сделано заявителем в 2012 г.
Письмом от 08.02.2012 г. N 24-01-95-562/12 Департамент лесного хозяйства отказал в приеме декларации по мотиву истечения срока действия договора N197 (л.д. 40).
Суд первой инстанции, признавая отказ в принятии декларации не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, исходил из буквального толкования текста договора N 197, срок действия которого определен как 10 лет с момента государственной регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службе по Свердловской области.
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке ст.71 АПК РФ фактические обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований по следующим мотивам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного акта (незаконными действий) государственного органа или органа местного самоуправления являются одновременно их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение таким актом (действием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) до 01.01.2009 в порядке переоформления (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 г. N 13269/11).
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Кодексом устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (действовал в спорный период), для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом лица, использующие участки лесного фонда, подают заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка. Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении, уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка. Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствие со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Кодекса. Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.12.2011 г. N 5342/11).
Из материалов дела усматривается, что в результате приведения договорных отношений в соответствие с вступившим в законную силу Лесным кодексом РФ, договор аренды участка лесного фонда переоформлен в договор аренды лесного участка с уточнением вида использования - заготовка древесина (ст.ст.25, 29 ЛК РФ), с соблюдением законодательно установленных минимального и максимального сроков аренды. Суду апелляционной инстанции представителем Департамента для обозрения было представлено оформленное согласно требованиям ст.4 Федерального закона N 201-ФЗ соответствующее заявление ООО "Клиф-А". Заявителем по делу факт подачи такого заявления в уполномоченный орган не оспорен.
Как установлено арбитражным судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, договор аренды лесного участка N 197 заключен на основании протокола заседания конкурсной комиссии по вопросу определения победителя лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда N 53 от 26.10.2001 г., и в соответствии с требованиями ст.72, 74 Лесного кодекса РФ, п.п.2,3 ст.4 Федерального закона N 201-ФЗ "О введении в действие лесного кодекса РФ" (раздел 1 договора).
Как верно указано судом 1 инстанции, в силу п. 3 ст. 433, п.2 ст.609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В п. 21 договора аренды N 197 стороны установили, что настоящий договор вступает в силу с момента его государственной регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Свердловской области и действует 10 лет. Условия настоящего договора распространяются на отношения сторон, возникшие с момента его подписания.
При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. При этом, буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абз. 1 ст. 431 ГК РФ).
Суд апелляционной инстанции, оценивая п. 21 в его взаимосвязи с иными условиями договора, учитывая смысл такого договора в целом, а также требования действующего в момент его заключения, пришел к выводу, что заключенный по результатам конкурса в 2001 г. договор аренды лесного участка, фактически представляет собой приведенную в соответствие с требованиями вступившего в силу Лесного кодекса РФ новую редакцию договора аренды участка лесного фонда, подлежащий в силу ч.3 ст.433, 452 ГК РФ, государственной регистрации. Поскольку основанием для возникновения законного права на такую аренду явились результаты лесного конкурса, то и срок действия договора исчисляется с даты его регистрации 29.01.2002 г. Иной подход свидетельствовал бы о заключении нового договора в отсутствие законодательно установленной процедуры предоставления лесных участков заинтересованным лицам.
При этом, как действующим Лесным кодексом, так и Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года установлено, что лесные участки (участки лесного фонда) предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов (аукционов).
С учетом изложенного следует признать, что заключение договора аренды N 197 произведено в порядке приведения ранее подписанного договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом, действующим в настоящее время, то есть предоставление лесного участка не производилось вновь.
Иных правовых оснований для заключения нового договора аренды лесного участка по настоящему делу, помимо конкурса (аукциона), законодателем не предусмотрено. Не представлено ООО "Клиф-А" также обоснования возможности заключения нового договора аренды на тот же объект (предмет) договора, при наличии не расторгнутого, не признанного недействующим или незаключенным, договора аренды 2001 г.
Кроме того, учитывается апелляционным судом также тот факт, что Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях заготовки древесины ООО "Клиф-А" разработан в отношении лесного участка, переданного в аренду по договору аренды лесного участка N 197 от 01.10.2008 г. со сроком аренды 10 лет, с 19 января 2002 г. (л.д. 70), срок действия заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов по проекту освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООЛ "Клиф-А" по договору N 197 от 01.10.2008 и дополнительному соглашению к договору аренды от 10.11.2009 для заготовки древесины из земель лесного фонда ГУ СО "Красноуфимское лесничество" также ограничен сроком действия договора аренды - до 29.01.2012 г. (л.д. 68).
Таким образом, действия Департамента лесного хозяйства Свердловской области по непринятию лесной декларации на 2012 год, в связи с истечением срока действия договора аренды лесного участка N 197 от 01.10.2008 г., являются законными и обоснованными.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы государственного органа правомерны, основаны на требованиях действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (часть 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а заявленные ООО "Клиф-А" требования о признании незаконными действий Департамента лесного хозяйства Свердловской области по непринятию лесной декларации ООО "Клиф-А" на 2012 год в связи с истечением срока действия договора аренды лесного участка N 197 от 01.10.2008 г. и обязании принять указанную декларацию удовлетворению не подлежат.
Распределение расходов по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в порядке ст.110 АПК РФ не производится, поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от ее уплаты (ст.333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, ч.1 ст.270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 июня 2012 года по делу N А60-16317/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Клиф-А" требований о признании незаконными действий Департамента лесного хозяйства Свердловской области по непринятию лесной декларации ООО "Клиф-А" на 2012 год в связи с истечением срока действия договора аренды лесного участка N 197 от 01.10.2008 г. и обязании принять указанную декларацию - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.П.Осипова |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-16317/2012
Истец: ООО "Клиф-А"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Свердловской области