г. Санкт-Петербург |
|
05 октября 2012 г. |
Дело N А56-4223/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Душечкиной А.И.
при участии:
от истца (заявителя): Волкова О.В. по доверенности от 16.01.2012, Поликарпова В.В. по доверенности от 16.01.2012
от ответчика (должника): Романова Е.Ю. по доверенности от 29.12.2011 N 04-26/27878
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16905/2012) Межрайонной ИФНС России N 7 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2012 по делу N А56-4223/2012 (судья В.В. Захаров), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ленпромтранс"
к Межрайонной ИФНС России N 7 по Ленинградской области
о признании недействительными решений N 22636 от 19.09.2011, N 4819 от 20.12.2011
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ленпромтранс" (далее - налогоплательщик, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 7 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) N 22636 от 19.09.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, N 4819 от 20.12.2011 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств.
Решением суда первой инстанции от 16.07.2012 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить и отказать Обществу в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам. По мнению налогового органа у налогоплательщика отсутствует право на применение ставки 0%, поскольку отсутствуют условия, определенные ст. 164 НК РФ.
В судебном заседании представитель инспекции доводы по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Общества с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Материалами дела установлено, что 15.04.2011 Обществом в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДС по ставке 0 процентов за 1 квартал 2011 года. Заявителем был представлен пакет документов для подтверждения правомерности применения НДС 0 % (п. 3.1. ст. 165 НК РФ) при реализации услуг по международной перевозке предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ в Инспекцию.Кроме этого,заявителем в налоговый орган были представлены : реестр подтвержденных перевозок за декабрь 2010, январь, февраль 2011 г.; счета-фактуры и акты выполненных работ и приложения к актам ( в том числе акты перетарок) за декабрь 2010, январь, февраль 2011; СМК; товарные листы товаро-транспортных накладных; квитанции о приеме контейнеров с грузом портом, поручения экспедитору, экспедиторские расписки. Требований в адрес Общества о предоставлении дополнительных документов Инспекцией не направлялось.
Инспекция провела камеральную проверку декларации по результатам которой составлен акт N 18342 от 29.07.2011. На акт проверки Обществом представлены возражения.
По итогам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика инспекцией приняты решения:
- N 22636 от 19.09.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 116 484 руб.20 коп. и доначислен НДС в размере 612 054 руб. по срокам уплаты 20.04.2011,20.05.2011 и 20.06.2011.
- N 4819 от 20.12.2011 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также электронных денежных средств в сумме 116 484 руб.20 коп.
Апелляционная жалоба налогоплательщика решением Управления ФНС России по Ленинградской области от 03.11.2011 N 16-21-05/17003 оставлена без удовлетворения.
На основании вступившего в силу решения инспекции в адрес налогоплательщика выставлено требование N 4195 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 09.11.2011.
Считая решения налогового органа не соответствующими требованиям налогового законодательства и нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов инспекции.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал, что Обществом правомерно применена ставка НДС 0% в отношении оказанных транспортно-экспедиционных услуг по международной перевозке товаров.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Основанием для доначисления НДС, отказа в возмещении налога, явился вывод налогового органа о применении Обществом нулевой ставки НДС в отношении услуг, оказанных по договорам возмездного оказания услуг, в нарушении положений п. 2.1 ст. 164 НК РФ. По мнению налогового органа услуги по организации перевозки ввозимых на территорию Российской Федерации товаров подлежат налогообложению по ставке 18%.
Законом N 245-ФЗ изменены формулировки ст. 164 НК РФ, определяющей налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость. Пункт 1 ст. 164 НК РФ распространяет свое действие на реализацию товаров (работ, услуг), обложение по которым производится по налоговой ставке 0 процентов.
В силу пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение налогом на добавленную стоимость (НДС) производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.
Абзацем 3 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что положения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также на другие перечисленные ниже услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями: в силу абз. 4 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды - лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок, а в силу абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (в ред., действующей до 01.10.2011) - на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам относятся:
- участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
- оформление документов;
- прием и выдача грузов;
- завоз-вывоз грузов;
- погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
- информационные услуги;
- подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
- услуги по организации страхования грузов;
- платежно-финансовые услуги;
- таможенное оформление грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
- розыск груза после истечения срока доставки;
- контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
- перемаркировка грузов;
- обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
- обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
При этом договор транспортной экспедиции должен соответствовать положениям главы 41 "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30 июня 2003 г. "О транспортно-экспедиционной деятельности", а услуги, включенные в указанный перечень, - Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. N 148-ст.
В силу п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка; уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Кроме того, осуществление транспортно-экспедиционной деятельности определяется Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) как порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
Материалами дела установлено, что между ООО "Ленпромтанс" и ООО "Финтранс ГЛ" заключен договор N 04/К от 01.12.2009 г. и дополнительные соглашения к данному договору. Предметом данного договора являются транспортно-экспедиционные услуги, связанные с организацией международной перевозки грузов Клиента между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами территории РФ, с использованием одного или нескольких видов транспорта, в том числе: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора и иные услуги, поименованные в гл. 41 Налогового кодекса РФ.
Согласно условиям договоров Общество, как экспедитор, приняло на себя обязанности по выгрузке, погрузке, перегрузке и складированию грузов, контейнеров на территории терминалов Антропшино, Горелово, оформление соответствующих документов, обеспечение сохранности грузов и контейнеров на территории терминала, организация доставки грузов в пункт назначения (порт) и выдача их уполномоченному на получение груза лицу.
В рамках данного договора Общество привлечено в качестве экспедитора для приема прибывших экспортных грузов по железной дороге на станции Антропшино и отправке порожних вагонов, организации терминальных работ по обработке экспортных грузов на терминале, а также организация доставки грузов, находящихся под таможенным режимом "Экспорт" в порт Санкт-Петербурга для дальнейшей отправке грузов конечному покупателю.
Услуги, выполненные Обществом в рамках договора N 04/к от 01.12.2009 г., являлись необходимым условием реализации товаров на экспорт.
Факт нахождения товаров, отношении которых оказаны услуги, в режиме международной перевозки (пункт их направления располагался за пределами Российской Федерации) установлено судом и не оспаривается налоговым органом.
Обществом в целях исполнения обязательств по указанным договорам от своего имени заключены договоры перевозки.
Нулевая ставка НДС по транспортно-экспедиционным услугам применяется, если такие услуги соответствуют Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования".
В соответствии с ГОСТом Р 52298-2004 "Услуги транспортно экспедиторские", поименованные услуги оказываемые грузоотправителю и грузополучателю экспедитором, подразделяют следующим образом на погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
- погрузку и выгрузку транспортных средств, в том числе автомобильного транспорта, соответственно на станциях (в портах) отправления и назначения, на складах грузоотправителей и грузополучателей;
- сортировку грузов;
- хранение, подработку и перевалку грузов;
- комплектование мелких партий товаров в поездные отправки и укрупнение грузовых единиц;
- разукрупнение поездных отправок для доставки грузополучателям;
- формирование и расформирование пакетов;
- прием и выдачу товаров, проверку количества мест, веса, внешнего вида груза, состояния тары и упаковки;
- погрузку грузов в контейнеры и выгрузку из них;
- маркировку грузов;
- упаковку, увязку, обшивку грузов;
- ремонт транспортной тары и упаковки".
Услуги, оказываемые 000 "Ленпромтранс" подпадают под перечень услуг, относящихся к транспортно-экспедиционным услугам, оказываемым в рамках международной перевозки.
Поскольку налогоплательщиком оказаны услуги, определенные п. 1 ст. 164 НК РФ Обществом правомерно применена ставка 0 процентов при исчислении НДС.
Доводы жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, оценены, и обоснованно отклонены судом.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2012 по делу N А56-4223/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4223/2012
Истец: ООО "Ленпромтранс"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N7 по Ленинградской области