г. Томск |
|
1 октября 2012 г. |
Дело N А45-11999/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей Л.И. Ждановой, М.Х. Музыкантовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А. Лачиновой с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - Т.Н. Булыга по доверенности от 18.06.2012, паспорт,
от заинтересованного лица - не явился (извещен),
от третьего лица - не явился (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Региональные электрические сети"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28 июня 2012 г. по делу N А45-11999/2012 (судья Г.М. Емельянова)
по заявлению открытого акционерного общества "Региональные электрические сети" (ИНН 5406291470, 630005, г. Новосибирск, ул. С. Шамшиных, д. 80)
к Департаменту по тарифам Новосибирской области (630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 96)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "КраснообскМонтажспецстрой" (630112, г. Новосибирск, ул. Державина, д. 73)
о признании недействительным приказа от 24.11.2011 N 530-ТП в части пункта 3 и приложения N 3,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - заявитель, Общество, ООО "РЭС") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту по тарифам Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным приказа от 24.11.2011 N 530-ТП в части пункта 3 приложения N 3, которым установлен размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту энергопринимающих устройств ООО "КраснообскМонтажспецстрой" (максимальная мощность энергопринимающих устройств 315 кВт) без учета расходов на мероприятия по установке ячеек; об обязании Департамента по тарифам Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "РЭС" путем установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту энергопринимающих устройств ООО "КраснообскМонтажспецстрой" (максимальная мощность энергопринимающих устройств 315 кВт) с учетом расходов на мероприятия по установке ячеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "КраснообскМонтажспецстрой" (далее - третье лицо, ООО "КраснообскМонтажспецстрой").
Решением суда от 28.06.2012 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "РЭС" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 28.06.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что обжалуемое решение принято при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела при неправильном применении статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). Также, судом неправильно применены положения пунктов 11-12 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ РФ от 30.11.2010 N 365-э/5. Так, по мнению апеллянта, спорные мероприятия по установке на секциях Т-1, Т-2 РУ-10 кВ ТП-1594 ячеек КСО с высоковольтным выключателем на напряжении 10 кВ не подпадают ни под одно из мероприятий, не подлежащих учету при расчете индивидуальной платы: - указанные мероприятия не относятся к развитию существующей инфраструктуры (статья 23.2 Закона об электроэнергетике); - указанные Мероприятия не относятся к мероприятиям по усилению существующей сети (инфраструктуры) - пункты 11-12 Методических указаний ФСТ; - при этом мероприятия относятся к строительству "последней мили" (статья 23.2 Закона об электроэнергетике, разъяснения ФСТ РФ).
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Департамент по тарифам Новосибирской области представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению Департамента, решение суда законно и обоснованно.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
Заинтересованное и третье лицо, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей перечисленных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, в ЗАО "РЭС" обратилось ООО "КраснообскМонтажспецстрой" с заявкой об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства жилого 2-х секционного 16-ти этажного дома с офисными помещениями и подземной автостоянкой, встроенной ТП по ул. Романова в Центральном районе г. Новосибирска к электрическим сетям ЗАО "РЭС" посредством перераспределения присоединяемой мощности по индивидуальному проекту.
ОАО "СИБЭКО", действуя в интересах ЗАО "РЭС" на основании агентского договора от 01.02.2010 N 6048, обратилось 07.11.2011 в Департамент по тарифам Новосибирской области с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в отношении ООО "КраснообскМонтажспецстрой". Основанием для обращения ОАО "СИБЭКО" в Департамент по тарифам Новосибирской области с указанным заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в отношении жилого 2-х секционного 16-ти этажного дома с офисными помещениями и подземной автостоянкой, встроенной ТП по ул. Романова в Центральном районе г. Новосибирска явилась необходимость выполнения мероприятий, по установке на секциях Т-1, Т-2 РУ-10 кв ТП-1594 ячеек КСО с высоковольтным выключателем на напряжении 10 кв.; по прокладке кабелей 10 кв.
Приказом от 24.11.2011 N 530-ТП Департамент по тарифам Новосибирской области за технологическое присоединение объектов ООО "КраснообскМонтажспецстрой" посредством перераспределения присоединяемой мощности установлена плата согласно приложение N 3 в размере 5784,867 тыс. руб. (без НДС), также из размера платы исключил расходы по монтажу ячеек в РУ-10 кв ТП-1954.
Заявитель, расценив указанный приказ в части исключения из размера платы расходов по монтажу ячеек в РУ-10 кВ ТП-1954, как незаконный, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, руководствуясь статьей 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными Приказом ФСТ России от 30.11.20010 N 365-э/5, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) к пришел к выводу о том, что мероприятия по установке ячеек в распределительном устройстве не относятся к мероприятиям по строительству объектов электросетевого хозяйства, и независимо от того, подпадают ли мероприятия по установке ячеек под понятие "развитие", "усиление", "расширение" существующей электросети, спорные мероприятия в силу норм права не могут быть включены в плату за технологическое присоединение, так как не являются расходами на строительство объектов электросетевого хозяйства.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 861 любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с названными Правилами.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Пунктами 28 - 33.1 Правил N 861 установлены критерии наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения, из которых следует, что при отсутствии технической возможности присоединения к энергоснабжению сетевая организация обязана обратиться в государственный орган ценообразования для определения размера платы за присоединение по индивидуальному проекту.
Проверив на соответствие вышеназванным нормам права действия ОАО "РЭС" по обращению в Департамент в целях установления размера платы за технологическое присоединение, суд первой инстанции счел обоснованным и необходимым такое обращение, поскольку имелась совокупность критериев отсутствия технической возможности технологического присоединения объектов ООО "КраснообскМонтажспецстрой" с заявленной обществом мощностью и подключение объектов без монтажа ячеек в РУ-10 кВ ТП-1954.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 16 Правил N 861 размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики является одним из существенных условий договора технологического присоединения (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил).
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23.2 Закона об электроэнергетики (в редакции действующей с 29.07.2010), в состав платы за услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети включаются: - средства, компенсирующие собственные расходы организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на оказание таких услуг (экономически обоснованные затраты на их оказание, а также прибыль, обеспечивающая экономически обоснованную доходность капитала, используемого при оказании таких услуг); - сумма, которая обеспечивает возврат собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, доходов, получаемых в результате осуществления их прав, и которая уменьшена на сумму текущих расходов организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на эксплуатацию указанных объектов.
При этом в силу положений статьи 37 Правил N 861 размер платы за технологическое присоединение для заявителя, в пользу которого предполагается перераспределить присоединенную мощность, определяется по индивидуальному проекту исходя из расходов сетевой организации на осуществление мероприятий, связанных исключительно с мероприятиями по перераспределению присоединено к мощности конкретных энергопринимающих устройств (электрических сетей) и сооружением сетевой инфраструктуры от границ участка заявителя до электрической сети сетевой организации.
Из анализа приведенных положений следует, что в части осуществления мероприятий по технологическому присоединению, владельцы электростанций приравнены законодателем к сетевым организациям, распространив на них обязательства сетевых организаций по выполнению существенных условий договора технологического присоединения, в том числе и о порядке установления платы за технологическое присоединение.
Вместе с тем, из положений части 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике следует, что затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктами 10, 11, 12 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 30.11.2010 N 365-э/5, инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, не учитываются при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Данные расходы учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
При установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту учитываются расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя, включающие стоимость мероприятий, перечисленных в пункте 12 Методических указаний, кроме стоимости выполнения технических условий сетевой организации в части обоснованных требований к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей.
Для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих мероприятий:
а) подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) выполнение технических условий сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению Устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
г) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;
д) осмотр (обследование) присоединяемых Устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и Заявителя);
е) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
По указанным мероприятиям сетевая организация представляет калькуляцию согласно Приложению 2.
Согласно представленным Обществом в Департамент предварительным индивидуальным техническим условиям технологического присоединения N РЭлС-04-11/67721 среди мероприятий, выполняемых ОАО "РЭС" по индивидуальному проекту, были указаны мероприятия по установке ячейки на секции Т-1 РУ-10 кВ ТП-1954 (пункт 3.1.1.1 технических условий), расходы, связанные с такой реконструкцией в силу норм статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, пунктов 10, 11, 12 Методических указаний, относятся к инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, при этом фактическое наличие (отсутствие) данных затрат в инвестиционной программе ОАО "РЭС" на 2011 год, не изменяет статуса этих затрат как "инвестиционной составляющей", поскольку в таком случае сетевая организация в произвольном порядке может изменять состав расходов перенося их либо в состав платы за технологическое присоединение, либо в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии, что не соответствовало бы вышеуказанным нормам.
Такой вывод следует также из положений пунктов 30, 30.1 Правил N 861, которые предусматривают, что в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами, с учетом особенностей, установленных данным разделом. Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Апеллянт ссылается на неправильное применение судом статьи 23.2 Закона об электроэнергетике указывая на то, что мероприятия по установке ячеек КСО в ТП-1594 не связаны с развитием существующей сети, поскольку существо мероприятий, связанных с развитием существующей сети, определено в Постановлении Правительства РФ от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики".
Между тем, согласно пункту 2 Правил разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 823, данные правила применяются исключительно при разработке генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, схемы и программы развития Единой энергетической системы России, схемы и программы перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации. То есть, указанные правила определяют именно порядок разработки схем и программ перспективного развития объектов электроэнергетики в целом Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и не определяют схемы и программы развития конкретных сетевых организаций. При этом Правила не раскрывают понятие "развитие существующей инфраструктуры" сетевой организации.
По мнению Общества, мероприятия по установке ячеек в ТП являются мероприятиями по строительству объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики и относятся к мероприятиям по строительству "последней мили", поскольку по своему назначению служат для присоединения кабельных линий. Вследствие чего в силу положений абзаца 4 пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетики мероприятия по установке ячеек должны быть включены в состав платы за технологическое присоединение.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным доводом, поскольку согласно прямому указанию закона (абзац 4 пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетики) и положениям пунктов 9-11 Методических указаний в состав платы за технологическое присоединение с 1 января 2011 года включаются исключительно мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. В указанных нормах отсутствует указание на возможность включения в состав платы за технологическое присоединение каких-либо мероприятий, осуществляемых на существующем объекте электросетевого хозяйства, даже если эти мероприятия необходимы для осуществления присоединения строящихся объектов.
Из системного толкования указанных норм с учетом новелл основ ценообразования в электроэнергетике, вступивших в силу с 31.01.2012, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", любые мероприятия, осуществляемые на существующих объектах электросетевого хозяйства, действующим законодательством отнесены к мероприятиям, связанным с развитием (усилением) существующей инфраструктуры.
Кроме того, в данном конкретном случае также следует учитывать то обстоятельство, что установка ячеек была предусмотрена на ТП-1954 первоначальным проектом в целях осуществления технической возможности технологического присоединения к указанной ТП любого заявителя, а не конкретно ООО "КМС". Однако, до настоящего времени ЗАО "РЭС" установка ячеек не была произведена.
В силу положений пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетики договор технологического присоединения является публичным для сетевой организации, и на сетевую организацию, как сторону публичного договора об осуществлении технологического присоединения, возложена обязанность по осуществлению мероприятий, обеспечивающих создание технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к ней заявителя.
Таким образом, на ОАО "РЭС" как на сетевую организацию указанными нормами Закона об электроэнергетики возложена обязанность по созданию технической возможности технологического присоединения любого обратившегося к ней заявителя. И мероприятия, связанные с установкой ячеек в трансформаторных подстанциях, которые по своему предназначению являются оборудованием, необходимым для осуществления физического присоединения линий электропередач присоединяемых объектов к электрической подстанции, то есть фактической возможности технологического присоединения любого обратившегося к сетевой организации заявителя, должны быть включены в инвестиционную программу ОАО "РЭС" и в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отнесении мероприятий по установке ячеек в ТП-1954 к мероприятиям, связанным с развитием существующей сети, а не к мероприятиями по строительству объектов электросетевого хозяйства.
Общество, приводя обоснование невозможности отнесения мероприятий по установке ячеек к мероприятиям по расширению распределительных устройств со ссылкой на РД 153-34.3-20.409-99, указывает, что установка ячеек не является строительством ни новых объектов электросетевого хозяйства, ни его отдельных частей. Также Общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции пунктов 11 и 12 Методических указаний и неприменении РД 153-34.3-20.409-99.
По мнению апеллянта, мероприятия по установке ячеек в ТП-1954 не относятся к мероприятиям, "связанным с усилением существующей сети". Вследствие чего судом не верно применены положения пункта 11 Методических указаний, запрещающих включать в состав платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту мероприятия, связанные с усилением существующей сети. В обоснование своей позиции ОАО "РЭС" ссылается на определение "усиления существующей сети", данного в Правилах технологического присоединения, а также на соответствующее определение "расширения в электрических сетях", данного в РД 153-34.3-20.409-99. Так, по мнению Общества, поскольку к усилению относится расширение распределительных устройств, а под "расширением в электрических сетях" понимается строительство отдельных частей электросетевых объектов, а для установки ячейки не требуется строительство ячеек распределительных устройств, то мероприятия по установке ячейки не относятся к развитию (усилению) существующей сети.
Апелляционный суд не может согласиться с указанной позицией Общества и поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в силу положений абзаца 4 пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетики и пунктов 9 - 11 Методических указаний с 1 января 2011 года какие-либо мероприятия, осуществляемые на существующем объекте электросетевого хозяйства, являются развитием (усилением) существующей инфраструктуры (существующей электрической сети), и расходы на их осуществление не могут быть учтены в составе платы за технологическое присоединение как в общем случае, так и в случае установления платы по индивидуальному проекту. Вследствие чего применение судом первой инстанции положений пунктов 11 и 12 Методических указаний является правомерным.
Кроме того, так как мероприятия по установке ячеек в распределительном устройстве не относятся к мероприятиям по строительству объектов электросетевого хозяйства, то независимо от того, подпадают ли мероприятия по установке ячеек под понятие "развитие", "усиление", "расширение" существующей электросети, данные мероприятия в силу указанных выше норм права не могут быть включены в плату за технологическое присоединение, поскольку не являются расходами на строительство объектов электросетевого хозяйства. При этом представленное заявителем заключение от 23.05.2012 ЗАО "Е4-СибКОТЭС" не ставит под сомнение законность исключения Департаментом по тарифам расходов на мероприятия по установке ячеек из размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Оценивая данные и иные доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемого приказа и доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приказ Департамента по тарифам Новосибирской области в части пункта 3 приложения N 3, соответствует требованиям вышеперечисленных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия обжалуемого приказа положениям Закона об электроэнергетики. Принятый уполномоченным заинтересованным лицом приказ от 24.11.2011 N 530-ТП в части пункта 3 приложения N 3, которым установлен размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту энергопринимающих устройств ООО "КраснообскМонтажспецстрой" (максимальная мощность энергопринимающих устройств 315 кВт) без учета расходов на мероприятия по установке ячеек обоснован, соответствует и не противоречит действующему законодательству в области электроэнергетики, не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого приказа и об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28 июня 2012 г. по делу N А45-11999/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Региональные электрические сети" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-11999/2012
Истец: ЗАО "РЭС" "Региональные электрические сети"
Ответчик: Департамент по тарифам Новосибирской области
Третье лицо: ООО "Краснообск.Монтажспецстрой"