г. Самара |
|
05 октября 2012 г. |
Дело N А55-12671/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Драгоценновой И.С., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лещенко А.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" - Чванова А.В. (доверенность N 11 от 30.12.2011),
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - Воложаниновой Ю.В. (доверенность N 266/5 от 16.01.2012),
представителя Гордеевой Анны Андреевны - Гордеева В.Е. (доверенность от 04.10.2011),
Повереннов Алексей Александрович - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01.10.2012 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2012 по делу N А55-12671/2012 (судья Лихоманенко О.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" (ИНН 6315222985, ОГРН 1026300956131), г.Самара,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, Повереннова Алексея Александровича, г. Чапаевск, Самарская область, Гордеевой Анны Андреевны, г. Самара,
об оспаривании решения, предписания, постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - ОАО "Самараэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 07.02.2012 по делу N 183-186-11/5, о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа от 10.05.2012 по делу N 74-186-12/5 (т.1,л.д.3-7;т.3,л.д.3-6).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Повереннов Алексей Александрович, Гордеева Анна Андреевна (далее - Повереннов А.А., Гордеева А.А.).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2012 по делу N А55-12671/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.5,л.д.158-167).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.6,л.д.6-9).
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал свою апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Гордеевой А.А возражал против апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Повереннов А.А. в судебное заседание не явился, извещен.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие Повереннова А.А., который был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Самарское УФАС России поступило обращение Повереннова А.А., содержащее сведения о злоупотреблении ОАО "Самараэнерго" доминирующим положением.
Приказом руководителя Самарского УФАС России от 05.09.2011 N 638 возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства N 147-186-11/5.
13.09.2011 в Самарское УФАС России поступило обращение Гордеевой А.А., содержащее сведения о нарушении ОАО "Самараэнерго" антимонопольного законодательства, выразившегося в неприменении при расчетах за потребленную электрическую энергию понижающего коэффициента 0,7.
Приказом руководителя Самарского УФАС России от 05.10.2011 N 735 возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства N 160-186-11/5.
Самарским УФАС России дела N 147-186-11/5 и 160-186-11/5 были объединены в одно производство по делу N 183-186-11/5.
По результатам рассмотрения дела N 183-186-11/5 Самарское УФАС России 07.02.2012 вынесло решение, которым признало в действиях ОАО "Самараэнерго" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в действиях (бездействии) ОАО "Самараэнерго", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов Повереннова А.А. и Гордеевой А.А. путем применения в расчетах за электрическую энергию, используемую Поверенновым А.А. для отопления и приготовления пищи в жилом доме, расположенном по адресу: г. Чапаевск, пер. Новый, д.11, с использованием электроплиты и электроотопительных установок, тарифа, установленного для населения проживающего в городских населенных пунктах в домах оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, что является нарушением установленного нормативными актами порядка ценообразования, а также путем предъявления Гордеевой А.А. необоснованного денежного требования об оплате потребленной ей электрической энергии в жилом доме, расположенном по адресу: п.г.т. Мирный, ул. Рабочая, д. 62, по тарифу для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами.
В соответствии с решением комиссии Самарского УФАС России 07.02.2012 выдано ОАО "Самараэнерго" предписание о прекращении нарушения.
Кроме того, принято решение о передаче материалов дела N 183-186-11/5 для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В ходе рассмотрения дела N 183-186-11/5 Самарским УФАС России установлено следующее.
Для энергоснабжения жилого дома Поверенновым А.А. и Гордеевой А.А. заключены договоры энергоснабжения с ОАО "Самараэнерго".
Согласно статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Объекты электросетевого хозяйства, расположенные в жилом доме Гордеевой А.А и жилом доме Повереннова А.А. имеют технологическое присоединение к сетям ЗАО "Самарская сетевая компания".
Согласно документам, представленным ЗАО "Самарская сетевая компания", подключение объекта Повереннова А.А. и объекта Гордеевой А.А. осуществлено в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (статья 424 ГК РФ).
Регулирование тарифов (цен) на электрическую энергию осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую энергию и иными нормативно-правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
До июля 2011 года органом, устанавливающим тарифы (цены) на услуги по передаче электрической энергии, на территории Самарской области, являлось Управление по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике по Самарской области (в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 323 "О ликвидации управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области" функции управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области переданы министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области).
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 13.11.2009 N 68 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Самарской области на 2010 год" пунктом 1.2 установлен тариф на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками. В соответствии с подпунктом 1.2.1 одноставочный тариф установлен в размере 1 руб. 62 коп. за 1 кВт. Подпунктом 1.2.2 установлен, дифференцированный по зонам суток тариф - дневная зона составляет 1 руб. 62 коп. за 1 кВт, ночная зона - 0 руб. 81 коп.
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 30.11.2010 N 66 установлен тариф на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Самарской области на 2011 год. В соответствии с подпунктом 1.2.1 пункта 1.2 одноставочный тариф на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками составляет 1 руб. 78 коп. за 1 кВт., тариф дифференцированный по зонам суток, установленный подпунктом 1.2.2 составляет: дневная зона - 1 руб. 78 коп. за 1 кВт; ночная зона - 0 руб. 89 коп.
При заключении договора энергоснабжения Гордеева А.А. и Поверенное А.А. получили от ОАО "Самараэнерго" расчетную книжку. На расчетной книжке указан действующий тариф, подлежащий применению в размере день - 2 руб. 55 коп., ночь 1 руб. 27 коп. (тариф для населения проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, утвержденный приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 30.11.2010 N 66).
В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Повереннов А.А. представил: копию разрешения на строительство индивидуального одноэтажного жилого дома с мансардой от 23.01.2008 N 94; согласованный в 2007 году с главным архитектором г.Чапаевска проект жилого дома, по адресу: г.Чапаевск, пер. Новый, д.11; копия технического паспорта на электрический котел.
Согласно представленному проекту жилой дома Повереннова А.А. будет подключен лишь к следующим сетям инженерно-технического обеспечения: канализация, водоснабжение, электроснабжение.
Повереннов А.А. также предоставил справку от 17.11.2010 N 850, выданную ООО "СВГК", о том, что жилой дом, расположенный по адресу: пер.Новый д.11, негазифицирован.
Гордеевой А.А. в ходе рассмотрения дела было представлено выданное отделом архитектуры градостроительства муниципального района Красноярский разрешение на строительство индивидуального одноквартирного жилого дома N RU630161022005001-097 от 29.06.2010, а также копия технической документации на электроотопительное оборудование, установленное в доме.
Таким образом, комиссией Самарского УФАС России установлено, что жилые дома Повереннова А.А. и Гордеевой А. А. оборудованы электроплитой и электроотопительным оборудованием и не имеют газового оборудования.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительным установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Письмом от 08.07.2011 N 12105, направленным в адрес Гордеевой А.А., ОАО "Самараэнерго" сообщило, что не имеет возможности применить в расчетах за поставленную электроэнергию тариф с понижающим коэффициентом 0,7.
Письмом от 04.02.2011 N 68, направленным в адрес Повереннова А.А., ОАО "Самараэнерго" сообщило, что отсутствие газоснабжения жилого помещения, а также самостоятельная установка бытовых электроплит без получения соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке, не дает основания для применения понижающего коэффициента 0,7 при оплате электроэнергии.
В обоснование своей позиции ОАО "Самараэнерго" указывает, что для применения понижающего коэффициента потребителями должен быть соблюден порядок, определенный Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденная Минтопэнерго РФ 24.11.1992.
Указанный довод обоснованно отклонен Самарским УФАС России по следующим обстоятельствам.
Как следует из общих положений инструкции, данный документ определяет порядок применения электроэнергии для различных целей в народном хозяйстве (п. 1.1 Инструкции).
Пункт 4.1 Инструкции предусматривает получение разрешения на установку в домах стационарных электроплит правительством республик, краев, областей при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения. В случае отсутствия центрального отопления вопрос применения кухонной плиты в жилом доме должен быть согласован с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительстве республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.
Однако, ни Положением об управлении по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.12.2005 N 161, ни Положением о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 337, не определены полномочия на согласование установки электроплит.
Также ОАО "Самараэнерго" указывает на то, что самостоятельная установка бытовых электроплит и электроустановок в домах, без получения разрешения, выданного соответствующими надзорными органами (Ростехнадзор) в установленном порядке, не дает основания для применения понижающего коэффициента.
В соответствии с пунктом 62 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, документ, подтверждающий надлежащее технологическое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору может быть запрошен только у заявителей с присоединенной мощностью энергопринимающих устройств свыше 100 кВт.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).
Присоединенная Поверенновым А.А. и Гордеевой А.А. мощность составляет лишь 15 кВт.
Письмом от 07.10.2011 N 318/119з ОАО "Самараэнерго" пояснило, что для применения понижающего коэффициента 0,7 жилые дома должны быть оборудованы электроплитами и электроустановками в установленном порядке, то есть в соответствии с утвержденным проектом, разрешением и выдачей технических условий, при наличии технической возможности.
Порядок технологического присоединения, а также перечень документов составляемых и подаваемых в сетевую организацию при осуществлении подключения определен Правилами технологического присоединения.
Правила технологического присоединения не содержат требований о предоставлении заявителем сведений об установке электроплиты и электроотопительного оборудования.
Согласно документам, представленным ЗАО "Самарская сетевая компания", подключение объекта Повереннова А.А. и объекта Гордеевой А.А. осуществлено в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения.
Таким образом, действия ОАО "Самараэнерго" по неприменению в расчетах с Гордеевой А.А. и Поверенновым А.А. при оборудовании жилого дома электроплитой и отопительными электроустановками в установленном порядке, тарифа, установленного для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками ущемляют права и законные интересы Повереннова А.А. и Гордеевой А.А.
Как усматривается из материалов дела, в ходе рассмотрения дела Гордеева А.А. и Повереннов А.А. представили в Самарское УФАС России квитанции об оплате потребленной электрической энергии.
Согласно указанным квитанциям Повереннов А.А. оплачивает потребленную им электрическую энергию по тарифу, установленному для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами.
Гордеева А.А., считая необоснованными требования ОАО "Самараэнерго" о применении в расчетах за потребленную электрическую энергию тарифа, установленному для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, оплачивала потребленную ею электрическую энергию по тарифу, установленному для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами электроотопительным установками.
Между тем, ОАО "Самараэнерго" в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило правового обоснования применения указанного тарифа при отсутствии у Повереннова А.А. и Гордеевой А.А. газовых плит и тем самым отнесения домов указанных лиц к категории домов, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Применение понижающего коэффициент 0,7 при расчетах за потребленную электрическую энергию с населением, проживающим в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами электроотопительным установками, предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444.
ОАО "Самараэнерго" в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не указало, на основании какого федерального закона потребители Повереннов А.А. и Гордеева А.А. ограничены в праве оплаты электрической энергии с применением понижающего коэффициента.
ОАО "Самараэнерго" является гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Приказом Самарского УФАС России от 08.09.2009 N 428 общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, как субъект, занимающий доминирующее положение на рынке оказания услуг по купле-продаже электрической энергии на территории Самарской области в границах зоны деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Самарское УФАС России указывает, что ОАО "Самараэнерго" вышло за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, злоупотребило своим доминирующим положением и ущемило права и законные интересы Гордеевой А.А. и Повереннова А.А.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод ОАО "Самараэнерго" о том, что при осуществлении расчетов с Гордеевой А.А. и Поверенновым А.А. общество руководствовалось разъяснениями Управления государственного регулирования и контроля в электроэнергетики Самарской области (далее - УГРиКЭ), в связи с чем, действия ОАО "Самараэнерго" не могут признаваться нарушением антимонопольного законодательства, исходя из следующего.
Письмо УГРиКЭ не может являться официальным разъяснением но применению официально опубликованных и доведенных до неопределенного круга лиц приказов, поскольку в полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не входит дача разъяснений утвержденных приказов об установлении тарифов.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов: устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов; осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проводят проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины указанных цен (тарифов) и правильности их применения.
Тарифы на электрическую энергию для населения на 2010 год и 2011 год установлены УГРиКЭ приказом от 13.11.2009 N 68 и приказом от 30.11.2010 N 66.
Ни федеральными законами, ни Положением об управлении по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области не определено полномочие УГРиКЭ давать разъяснения (толкования, рекомендации) по применению установленных тарифов.
Уполномоченный орган должен установить тариф, а участники правоотношений по купле-продаже электрической энергии должны применять установленный тариф.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу N А55-14777/2011.
Доводы ОАО "Самараэнерго" о том, что решение по делу N 183-186-11/5 принято Самарским УФАС России с превышением полномочий, не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства дела.
Согласно статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Статьей 23 Закона о защите конкуренции определено, что антимонопольный органа возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказ ФАС РФ от 26.01.2011 N 30 определено, что территориальный орган осуществляет полномочия: за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках (пункт 4.1.2): устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства (пункт 4.3.); возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 4.4.); выдает предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (пункт 4.5).
Территориальный орган имеет право рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства принимать по ним решения и давать обязательные для исполнения предписания в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации хозяйствующим субъектам (их объединениям) (пункт 5 и 5.1).
На основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции и Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 15.12.2006 N 324 Самарским УФАС России было возбуждено дело N 183-186-11/5 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Рассмотрев имеющиеся материалы, комиссия Самарского УФАС России по делу N 183-186-11/5 пришла к выводу, что действия ОАО "Самараэнерго", выразившиеся в неприменении в расчетах с Поверенновым А.А. и Гордеевой А.А. тарифа, установленного для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, являются злоупотреблением доминирующим положением и ущемляют права и законные интересы Повереннова А.А. и Гордеевой А.А., что является недопустимым в соответствии с части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Общество считает требование Самарского УФАС России об отзыве писем незаконным и затрагивающим права и законные интересы ОАО "Самараэнерго".
Между тем, согласно Закону о защите конкуренции и Положению о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказ ФАС РФ от 26.01.2011 N 30, антимонопольный орган рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, выдает предписания, направленные на устранение нарушений антимонопольного законодательства (статья 23 Закона о защите конкуренции).
Самарским УФАС России выдано предписание, направленное на устранение допущенного нарушения антимонопольного законодательства.
Письма ОАО "Самараэнерго" о не невозможности применения в расчетах за потребленную электрическую энергию понижающего коэффициента 0,7., направленные с Гордеевой А.А. и Поверенновым А.А. не соответствуют требованиям законодательства. В связи с чем, предписанием Самарское УФАС России указало обществу на необходимость отозвать письма, направленные в адрес Повереннов А.А. и Гордеевой А.А. о невозможности применения в расчетах за потребленную ими электрическую энергию понижающего коэффициента 0,7, что не противоречит указанным выше нормативным правовым актам.
ОАО "Самараэнерго" в заявлении указывает на то, что решение и предписание принято комиссией с превышением полномочий и противоречит решению Чапаевского суда.
Данное утверждение не соответствует действительности.
Решением Чапаевского городского суда Самарской области Повереннову А.А отказано в проведении перерасчета оплаты за потребленную электрическую энергию.
При рассмотрении дела N 183-186-11/5 Самарским УФАС России рассматривался вопрос о нарушении антимонопольного законодательства и правомерности (неправомерности) действий ОАО "Самараэнерго" по применению в расчетах с Поверенновым А.А. тарифа установленного для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами.
Чапаевским городским судом Самарской области рассматривался вопрос о произведении перерасчета произведенной Поверенновым А.А. оплаты за потребленную электрическую энергию.
Самарским УФАС России в рамках дела N 183-186-11/5 рассматривался вопрос, связанный с нарушением ОАО "Самараэнерго" установленного порядка ценообразования, путем использования в расчетах с Поверенновым А.А. не подлежащего применению, в расчетах с данным абонентом, тарифа, что запрещено в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Выданное ОАО "Самараэнерго" на основании решения предписание направлено на прекращение обществом нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно предписанию ОАО "Самараэнерго" необходимо осуществлять расчеты за электрическую энергию, потребленную Поверенновым А.А. (г. Чапаевск, пер. Новый, д. 11) и Гордеевой А.А. (п.г.т. Мирный, ул. Рабочая, д. 62) в жилых домах оборудованных стационарными электроплитами и отопительными электроустановками с применением тарифа, установленного для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и отозвать письма, направленные в адрес Повереннова А.А. и Гордеевой А.А. о невозможности применения в расчетах за потребленную ими электрическую энергию понижающего коэффициента 0,7.
Предписание Самарского УФАС России не противоречит решению Чапаевского городского суда Самарской области, так как не содержит выводов о необходимости произведения перерасчета произведенной Поверенновым А.А. оплаты за потребленную электрическую энергию.
Кроме того, Самарским УФАС России отмечается, что ОАО "Самараэнерго" не согласившись с тем, что Гордеева А.А. оплачивала потребленную электрическую энергию с применением тарифа установленного для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, обратилось с иском о взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию.
Решением мирового судьи судебного участка N 47 Самарской области вступившим в законную силу от 21.12.2011 в удовлетворении заявленных ОАО "Самараэнерго" требованиях отказано.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным решения и предписания от 07.02.2012 по делу N 183-186-11/5.
ОАО "Самараэнерго" так же оспаривает постановление Самарского УФАС России о наложении штрафа по делу N 74-186-121/5.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ.
Как усматривается из материалов данного дела, дело N 74-186-12/5 в отношении ОАО "Самараэнерго" возбуждено Самарским УФАС России в связи с вынесением комиссией Самарского УФАС России решения о нарушении ОАО "Самараэнерго" антимонопольного законодательства по делу N 183-186-11/5.
И.о. начальника отдела контроля законодательства в сфере естественных монополий и электроэнергетики Самарского УФАС России было вынесено определение N 1111/5 от 07.02.2012 о возбуждении дела об административном правонарушении.
Законный представитель ОАО "Самараэнерго" был извещен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении был составлен 03.04.2012 в присутствии представителя ОАО "Самараэнерго", действующего по доверенности.
Копия протокола была вручена представителю, о чем в протоколе сделана соответствующая запись.
03.04.2012 заместителем руководителя Самарского УФАС России было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия определения была направлена ОАО "Самараэнерго".
ОАО "Самараэнерго" были предоставлены объяснения по протоколу об административном правонарушении от 18.04.2012.
Рассмотрение дела определением (исх. N 4409/5 от 18.04.2012) откладывалось, лицо было уведомлено о дате и времени рассмотрения.
Заместитель руководителя Самарского УФАС России, руководствуясь статьей 23.48 КоАП РФ, рассмотрел протокол и материалы дела и в присутствии представителя общества и 10.05.2012 вынес оспариваемое постановление о наложении штрафа в размере 650000 руб. по ч.1 т.14.31 КоАП РФ (т.3,л.д.30-74).
Копия постановления была направлена в адрес ОАО "Самараэнерго" (т.3,л.д.74).
Таким образом, при проведении административного расследования, составлении протокола, а также рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о наложении штрафа существенных нарушений КоАП РФ, не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, Самарским УФАС России допущено не было.
Расчет административного штрафа произведен Самарским УФАС России в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ. Сам порядок расчета указан в оспариваемом постановлении.
При расчете размера административного штрафа, были учтены как смягчающие, так и отягчающие вину Общества обстоятельства, о чем указано в оспариваемом постановлении.
В соответствии с частью 3 и частью 3.1 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Наказание определено в пределах санкции, предусмотренной ч.1 ст.14.31 КоАП РФ. Оснований для снижения размера административного штрафа не усматривается.
Каких-либо нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 27.07.2012 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - ОАО "Самараэнерго".
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2012 по делу N А55-12671/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12671/2012
Истец: ОАО "Самараэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
Третье лицо: Гордеева Анна Андреевна, Повереннов Алексей Александрович