г. Красноярск |
|
04 октября 2012 г. |
Дело N А69-604/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" октября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Иванцовой,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "14" июня 2012 года по делу N А69-604/2012, принятое судьей Павловым А.Г.,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва (ИНН 1701037515, ОГРН 1041700531707) (далее -УФНС России по Республике Тыва, налоговый орган) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва (ИНН 1701025968, ОГРН 1021700513010) (далее -УПФР в г. Кызыле Республики Тыва, фонд) о признании решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 23.01.2012 N 018/018/100-2012 недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 14 июня 2012 года заявление удовлетворено. Признано недействительным и отменено полностью фонда от 23.01.2012 N 018/018/100-2012.
Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы УПФР в г. Кызыле Республики Тыва указывает следующее:
- в силу положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) при обнаружении ошибок в расчете плательщик страховых взносов обязан внести изменения в указанный расчет по форме, действовавшей в тот отчетный период, в котором выявлено занижение базы для начисления страховых взносов и представить уточенный расчет в порядке, установленном статьей 17 Федерального закона N 212-ФЗ. Поскольку ошибка в определении базы для начисления страховых взносов была выявлена УФНС России по Республике Тыва по окончании расчетного периода (2010 год) за предыдущие отчетные периоды, то ее следует исправлять путем внесения изменения в расчеты по форме РСВ-1, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.11.2009 N 894н, соответственно за 1 квартал, за первое полугодие, 9 месяцев 2010 года и календарный 2010 год, в которых занижены суммы начисленных страховых взносов. При этом плательщиком страховых взносов должны быть уплачены недоимки по страховым взносам и соответствующие пени;
- поскольку в резолютивной части акта выездной проверки налоговому органу предложено уплатить пени за несвоевременно уплаченные страховые взносы в размере 6 785 рублей 07 копеек, которые были уплачены в полном объеме только 19.12.2011, основания для вынесения решения о привлечении к ответственности имелись;
- суд первой инстанции неправомерно применил нормы части 8 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которым зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно, поскольку суммы переплаты страховой части трудовой пенсии нельзя зачесть в счет погашения штрафа в фонды обязательного медицинского страхования.
УФНС России по Республике Тыва в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что налоговым органом были исправлены ошибки путем представления уточненного отчета за 2010 год. Поскольку расчет в течение года идет нарастающим итогом, сумма дополнительно исчисленных страховых взносов остается неизменной. Пени были оплачены до вынесения оспариваемого решения. Начисление пени в сумме 4 899 рублей 12 копеек за неуплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии необоснованно, так как на конец 2010 года у налогового органа имелась переплата в сумме 23 390 рублей.
Судом апелляционной инстанции установлено, что к отзыву УФНС России по Республике Тыва на апелляционную жалобу приложены: копии платежных поручений от 26.01.2011 N 3667; от 18.02.2011 NN 12579, 12580, 12581; от 16.12.2011 N 241398; от 19.12.2011 NN 246933, 246931, 246932.
В дополнительным пояснениях УФНС России по Республике Тыва представлены: копия расчета формы РСВ-1 от 24.01.2011, уточненного расчета формы РСВ-1 от 22.02.2011, платежные поручения от 26.01.2011 N 3667; от 18.02.2011 12579, 12580, 12581.
К пояснениям фонда приложены: копия расчетов формы РСВ-1 по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2010 года полугодие 2010 года, 9 месяцев 2010 года, календарный 2010 год (первичный отчет) и календарный 2010 год (уточненный отчет); копии протоколов проверки представленной отчетности за 1 квартал 2010 года от 26.04.2010, полугодие 2010 года от 21.07.2010, 9 месяцев 2010 года от 18.10.2010, календарный 2010 год (первичный отчет) и календарный 2010 год (уточненный отчет); копия письма ФНС России по Республике Тыва о приеме корректирующей формы отчета за 2010 год от 17.02.2011 N 09-14/0908; копия справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 21.03.2011; копия уведомления от 21.03.2011 о наличии излишне уплаченной суммы страховых взносов; копия почтового реестра от 22.03.2011 N 35 и квитанции о подтверждении направления уведомления о переплате заказным письмом от 22.03.2011 N 35; копия письма УФНС России по Республике Тыва о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов от 19.04.2011 N 09-14/1927; копия заявления о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов от 19.04.2011; копия решения о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов от 19.04.2011.
В соответствии со статьями 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая положения пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции, приобщил к материалам дела копию платежного поручения от 16.12.2011 N 241398; копии платежных поручений от 19.12.2011 NN 246933, 246931, 246932; копии расчетов формы РСВ-1 по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2010 года полугодие 2010 года, 9 месяцев 2010 года; копии протоколов проверки представленной отчетности за 1 квартал 2010 года от 26.04.2010, полугодие 2010 года от 21.07.2010, 9 месяцев 2010 года от 18.10.2010; копию справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 21.03.2011; копию уведомления от 21.03.2011 о наличии излишне уплаченной суммы страховых взносов; копию почтового реестра от 22.03.2011 N 35 и квитанции о подтверждении направления уведомления о переплате заказным письмом от 22.03.2011 N 35; копию письма УФНС России по Республике Тыва о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов от 19.04.2011 N 09-14/1927; копию заявления о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов от 19.04.2011; копию решения о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов от 19.04.2011, как необходимые для проверки обоснованности привлечения к ответственности, а также в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Копии платежных поручений от 26.01.2011 N 3667; от 18.02.2011 NN 12579, 12580, 12581; копии расчетов формы РСВ-1 за 2010 год; копия протокола проверки представленной отчетности формы РСВ-1 от 22.02.2011; копия письма ФНС России по Республике Тыва о приеме корректирующей формы отчета за период 2010 год от 17.02.2011 N 09-14/0908 имеются в деле, поэтому к материалам дела не приобщаются.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 30.07.2012 о назначении судебного заседания, определения об отложении судебного заседания от 13.08.2012, лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отложении судебного заседания на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: www.arbitr.ru/grad/)), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
24.01.2011 налоговым органом был представлен отчет по форме РСВ-1 за 2010 год в УПФР в г. Кызыле Республики Тыва.
После сдачи отчетности за 2010 год налоговым органом были выявлены ошибки в отчете, 22.02.2011 налоговым органом был представлен уточненный расчет за 2010 год.
Согласно уточненному отчету, по страховой части трудовой пенсии у налогового органа имелась переплата в сумме 23 390 рублей.
Фондом проведена выездная проверка налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
По результатам выездной проверки налогового органа был составлен акт от 07.12.2011 N 018/018/100-2011, в котором фонд отразил факт нарушения налоговым органом законодательства о страховых взносах, в том числе факт несвоевременного исчисления обязательных платежей в общей сумме 139 881 рубль.
В Пенсионный фонд Российской Федерации сумма несвоевременно исчисленных обязательных платежей составила 121 110 рублей, в том числе по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии (СЧТП) - 105 509 рублей; на накопительную часть трудовой пенсии (НЧТП) - 15 601 рублей.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 6 660 рублей.
В Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 12 111 рублей.
По результатам проверки предложено взыскать с УФНС России по Республике Тыва пени в размере 6 785 рублей 07 копеек, в том числе:
- по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 5 750 рублей 16 копеек (за недоимку на СЧТП в размере 4 899 рублей 12 копеек; за недоимку на НЧТП в размере 851 рубль 04 копейки);
- по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в размере 367 рублей 19 копеек;
- по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в размере 667 рублей 72 копейки.
Платежным поручением от 16.12.2011 N 241398 налоговым органом погашена пеня на СЧТП в сумме 4 899 рублей 12 копеек.
Платежными поручениями от 19.12.2011 N 246933, N 246931, N 246932 налоговым органом погашены пени на НЧТП, ФФОМС, ТФОМС в сумме 851 рубль 04 копейки, 367 рублей 19 копеек, 667 рублей 72 копейки соответственно.
На основании акта выездной проверки от 07.12.2011 N 018/018/100-2011 фондом вынесено решение от 23.01.2012 N 018/018/100-2012 о привлечении налогового органа к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 27 976 рублей 20 копеек за несвоевременную уплату обязательных платежей (21 101 рубль 80 копеек на СЧТП, 3120 рублей 20 копеек на НЧТП, 1332 рубля на ФФОМС, 2422 рубля 20 копеек на ТФОМС) (пункт 1 резолютивной части решения).
УФНС России по Республике Тыва предложено: уплатить штрафы (пункт 2.1.1 резолютивной части решения); внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета (пункт 2.1.2 резолютивной части решения); представить корректирующие формы сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц за 2010 год (пункт 2.1.3 резолютивной части решения).
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 27.02.2012 N 018/018/100-2012 налоговому органу предложено в срок до 15.03.2012 уплатить штрафы в сумме 24 222 рубля (21 101 рубль 80 копеек на СЧТП, 3120 рублей 20 копеек на НЧТП, 1332 рубля на ФФОМС, 2422 рубля 20 копеек на ТФОМС).
Не согласившись решением от 23.01.2012 N 018/018/100-2012, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что фондом проведена выездная проверка налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов.
По результатам проверки составлен акт от 07.12.2011 N 018/018/100-2011, акт проверки вместе с уведомлением о времени и месте рассмотрения материалов проверки направлен посредством почтовой связи 14.12.2011.
Налоговый орган, воспользовавшись своим правом, представил в фонд возражения на акт камеральной проверки.
Рассмотрение материалов проверки проводилось фондом 23.01.2012 с участием представителя налогового органа.
По результатам рассмотрения материалов проверки вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 23.01.2012 N 018/018/100-2012.
Таким образом, рассмотрение материалов проверки производилось фондом с соблюдением положений статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ, с участием представителя налогового органа, что свидетельствует о реализации права на участие в рассмотрении материалов проверки и представление объяснений, предусмотренного нормами Федерального закона N 212-ФЗ.
При таких условиях суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении фондом процедуры вынесения оспариваемого решения.
Из решения фонда от 23.01.2012 N 018/018/100-2012 следует, что основанием привлечения налогового органа к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, явился вывод фона о несвоевременном исчислении обязательных платежей в общей сумме 139 881 рубль.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год является расчетным периодом.
В силу пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 12.11.2009 N 894н утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1).
Таким образом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (форма РСВ-1) должен представятся налоговым органом за 1 квартал, за первое полугодие, 9 месяцев 2010 года и календарный 2010 год.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей (часть 1).
Учитывая указанные положения законодательства, а также принимая во внимание, что фондом выявлены факты занижения налоговой базы за период с января 2010 года по ноябрь 2010 года, тогда как исправления в отчетность были внесены только при сдаче отчетности за 2010 год, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами фонда о несвоевременном исчислении налоговым органом обязательных платежей в общей сумме 139 881 рубль.
При таких условиях, соответствующее начисление пеней в сумме 6 785 рублей 07 копеек также является правомерным.
Арифметический расчет указанных сумм сторонами не оспаривается.
В силу части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно положениям части 4 статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени;
2) представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что фондом начислен и предложен к уплате штраф без учета наличия у фонда обязанности по проведению самостоятельного зачета переплаты по страховым взносам в счет имеющейся у страхователя задолженности по пеням и (или) штрафам вследствие чего почитал возможным применение положений пункта 1 части 4 статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ.
УФНС России по Республике Тыва также настаивает на применении пункта 1 части 4 статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ указывая, что налоговым органом были исправлены ошибки, путем представления уточненного отчета за 2010 год. Указывает, что поскольку расчет в течении года идет нарастающим итогом, сумма дополнительно исчисленных страховых взносов остается неизменной. Пени были оплачены до вынесения оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, 24.01.2011 управлением был представлен отчет по форме РСВ-1 за 2010 год в УПФР в г. Кызыле Республики Тыва.
После сдачи отчетности за 2010 год налоговым органом были выявлены ошибки в отчете, недостающие суммы обязательных платежей были уплачены, 22.02.2011 налоговым органом был представлен уточненный расчет за 2010 год.
Согласно уточненному отчету, по страховой части трудовой пенсии у налогового органа имелась переплата в сумме 23 390 рублей.
Фондом проведена выездная проверка налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов.
По результатам выездной проверки налогового органа был составлен акт от 07.12.2011 N 018/018/100-2011, в котором фонд отразил факт нарушения налоговым органом законодательства о страховых взносах, в том числе факт несвоевременного исчисления обязательных платежей в общей сумме 139 881 рубль.
Платежным поручением от 16.12.2011 N 241398 налоговым органом погашена пеня на СЧТП в сумме 4 899 рублей 12 копеек;
Платежными поручениями от 19.12.2011 N 246933, N 246931, N 246932 налоговым органом погашены пени на НЧТП, ФФОМС, ТФОМС в сумме 851 рубль 04 копейки, 367 рублей 19 копеек, 667 рублей 72 копейки соответственно.
Таким образом, сумма пеней была погашена налоговым органом после представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам; после получения акта проверки.
В соответствии с пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.
В соответствии с частью 9 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 8 данной статьи, решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась, или со дня вступления в силу решения суда.
Согласно уточненному отчету, по страховой части трудовой пенсии у налогового органа имелась переплата в сумме 23 390 рублей.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что фондом начислен и предложен к уплате штраф без учета наличия у фонда обязанности по проведению самостоятельного зачета переплаты по страховым взносам в счет имеющейся у страхователя задолженности по пеням и (или) штрафам.
Поскольку страховые взносы на финансирование страховой и накопительной части пенсии перечисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на один счет территориального управления Федерального казначейства, поэтому переплата страховых взносов по одной из частей пенсии, перекрывающая неуплату страховых взносов по другой части, не приводит к непоступлению средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Учитывая, что по страховой части трудовой пенсии у налогового органа имелась переплата в сумме 23 390 рублей, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности привлечения налогового органа к ответственности по факту неправильного исчисления страховых взносов на СЧТП и НЧТП уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации (пени за недоимку на СЧТП в размере 4 899 рублей 12 копеек; за недоимку на НЧТП в размере 851 рубль 04 копейки подлежали зачету в счет переплаты).
В то же время судом первой инстанции решение от 23.01.2012 N 018/018/100-2012 признано недействительным также в части привлечения к ответственности по факту неправильного исчисления страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
В силу части 21 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ не допускается зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что выводы в данной части сделаны судом первой инстанции без учета положений части 21 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции считает, что привлечение налогового органа к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ за несвоевременное исчисление обязательных платежей на ФФОМС в сумме 6 660 рублей, на ТФОМС в сумме 12 111 рублей является правомерным.
Из оспариваемого решения от 23.01.2012 N 018/018/100-2012 следует, что сумма штрафа за несвоевременно исчисленные обязательные платежи на ФФОМС составила 1 332 рубля (20 % от 6660 рублей), за несвоевременно исчисленные обязательные платежи на ТФОМС составила 2422 рубля 20 копеек (20 % от 12 111 рублей).
Согласно пункту 4 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к ответственности.
Из оспариваемого решения следует, что фондом при вынесении решения не установлено наличия обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, смягчающих или отягчающих ответственность.
Принимая во внимание, что смягчающие ответственность обстоятельства не были учтены фондом при вынесении оспариваемого ненормативного акта, руководствуясь положениями статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ, суд апелляционной инстанции принимает в качестве смягчающих ответственность обстоятельств:
- финансирование деятельности налогового органа за счет средств бюджета;
- самостоятельное выявление ошибок в отчете и представление уточненного расчета;
- неправильно рассчитанные суммы страховых взносов уплачены до проведения проверки и представления уточненного расчета;
- уплата пеней до вынесения оспариваемого решения.
Поскольку статьей 44 Федерального закона N 212-ФЗ не установлены пределы уменьшения сумм штрафов при установлении обстоятельств, смягчающих ответственность, суд уменьшает размер штраф за совершенное правонарушение до 1 000 рублей. Данное обстоятельство является основанием для признания пункта 1 решения от 23.01.2012 N 018/018/100-2012 недействительным только в части привлечения налогового органа к ответственности за несвоевременную уплату обязательных платежей на ФФОМС и на ТФОМС в виде штрафа в сумме 2754 рубля 20 копеек.
Как следует из оспариваемого решения УФНС России по Республике Тыва предложено: уплатить штрафы (пункт 2.1.1 резолютивной части решения); внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета (пункт 2.1.2 резолютивной части решения); представить корректирующие формы сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц за 2010 год (пункт 2.1.3 резолютивной части решения).
Суд апелляционной инстанции считает, что пункты 2.1.2, 2.1.3 решения от 23.01.2012 N 018/018/100-2012 подлежат признанию недействительным в силу следующего.
В силу части 9 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Таким образом, законодательством не предусмотрена возможность указания в решении на обязательное внесение исправлений в документы бухгалтерского учета плательщика страховых взносов.
Кроме того, из решения не ясно, в какие именно документы и что конкретно необходимо в них внести.
При таких обстоятельствах пункт 2.1.1 резолютивной части решения не соответствует нормам Федерального закона N 212-ФЗ и подлежит признанию недействительным.
Пунктом 2.1.2 резолютивной части обжалуемого решения фонда, налоговому органу предложено представить корректирующие формы сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц за 2010 год.
Вместе с тем из материалов дела следует, что после сдачи отчетности за 2010 год налоговым органом были выявлены ошибки в отчете, и затем был представлен уточненный расчет за 2010 год. При этом фонд в описательной части решения указывает, что нарушение выразилось в непредставлении налоговым органом корректирующих отчетов за 1,2,3 кварталы 2010 года, суд апелляционной инстанции считает, что пункт 2.1.2 резолютивной части обжалуемого решения не соответствует выявленному нарушению.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку выводы суда первой инстанции о незаконности в полном объеме решения от 23.01.2012 N 018/018/100-2012 сделаны в связи с неправильным применением норм материального права, то решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа привлечения УФНС России по Республике Тыва к ответственности в сумме 1000 рублей с принятием нового судебного акта в указанной части.
Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "14" июня 2012 года по делу N А69-604/2012 отменить в части признания пункта 1 решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва от 23.01.2012 N 018/018/100-2012 недействительным - в части привлечения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва к ответственности в сумме 1000 рублей.
В отмененной части принять новый судебный акт - в удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-604/2012
Истец: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Тыва, УФНС по РТ
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Кызыле, Управление пенсионного фонда РФ в г. Кызыле Республики Тыва
Третье лицо: Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кызыле