г. Москва |
|
09 октября 2012 г. |
Дело N А40-159799/09-65-878 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2012 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Банина И.Н., Юрковой Н.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Никифоровой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2012 г.
по делу N А40-159799/09-65-878, принятое судьей Дубовик О.В.,
по иску Государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" Республики Башкортостан (ОГРН 1020202765989, 450052, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса, д. 35)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9)
третье лицо: 1)Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан (ОГРН 1040203900230, 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Советская, д.18);
2) Республика Башкортостан в лице Министерства
финансов Республики Башкортостан (ОГРН 1030203917622, 450101, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Тукаева, д.46)
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Хасаншин И.Ф. по доверенности от 08.11.2011 г.;
от ответчика: Шиляев А.П. по доверенности N 01-06-08/86 от 02.12.2001 г.;
от третьих лиц: не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
ГУП "Башавтотранс" Республики Башкортостан обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации убытков в сумме 81 434 080 руб..
Решением суда от 08.04.2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 года и Федерального арбитражного суда Российской Федерации от 23.09.2010 года, в удовлетворении требований ГУП "Башавтотранс" Республики Башкортостан отказано.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2011 года отменено решение Арбитражного суда города Москвы от 08.04.2010 года по делу N А40-159799/09-65-878 по новым обстоятельствам.
При новом рассмотрении, решением суда от 30.05.2012 года требования ГУП "Башавтотранс" Республики Башкортостан удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
Министерство финансов Российской Федерации не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на несоответствие выводов, изложенных в решении суда фактическим обстоятельствам дела, ненадлежащую оценку судом представленных по делу доказательств и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
ГУП "Башавтотранс" Республики Башкортостан представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование заявленных требований истец указал, что являясь транспортным предприятием, осуществляющим перевозку населения автомобильным транспортом, оказал в период 2006 года льготные услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников, в связи с чем понес убытки в виде не возмещенных расходов в сумме 81 434 080 руб..
Согласно пункта 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ст.ст.ст.3, 44, 63 названного Закона, меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Как установлено судом, в целях оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в вопросах транспортного обслуживания, Распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 51-р от 28.01.2005 года утвержден Порядок приобретения единых социальных проездных билетов отдельными категориями граждан, имеющими право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, и пенсионерами. Стоимость единого социального проездного билета установлена из расчета 150 рублей на один календарный месяц.
Из ч. "а" п. 3 вышеназванного Порядка приобретения единых социальных проездных билетов, следует, что право на приобретение единого социального проездного билета имеют включенные в федеральный регистр граждане, финансирование мер социальной поддержки которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Соглашением об организации перевозок отдельных категорий граждан, пользующихся правом на меры социальной поддержки автомобильным транспортом N 1 от 28.12.2005 года, заключенного с Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, установлено, что истец обязался обеспечить перевозку отдельных категорий граждан, пользующихся правом на меры социальной поддержки, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, включенных в соответствующие федеральный и региональный регистры, а также пенсионеров и других категорий граждан, не включенных в федеральный и региональный регистры на автобусах по автобусным маршрутам регулярного сообщения в городском и пригородном сообщениях на территории Республики Башкортостан в период с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года по единым социальным проездным билетам (ЕСПБ).
Согласно Дополнительному соглашению от 02.02.2006 года к вышеуказанному Соглашению, возмещение выпадающих доходов, полученных в процессе перевозки отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, производится заказчиком за счет субвенций, запланированных в федеральном бюджете на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта.
Из пункта 2 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан N 545-р от 06.06.2006 года ("Об утверждении порядка распределения между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета, и выручки от реализации ЕСПБ") следует, что возмещение транспортным организациям расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, производится за счет фактически поступивших из федерального бюджета средств, с учетом выручки от реализации ЕСПБ.
Пунктом 3 Методики распределения выручки от реализации ЕСПБ транспортным организациям, утвержденной Приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству, архитектуре и транспорту N 36 от 11.03.2005 года, пунктом 6 Порядка распределения между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета, и выручки от реализации ЕСПБ, утвержденного Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 06.06.2006 года N 545-р, определена Методика расчета выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан.
Как установлено, расчет суммы выпадающих доходов произведен истцом в соответствии с данной методикой, с учетом количества проданных ЕСПБ отдельно по каждой категории льготников (выручка от реализации ЕСПБ), тарифов на перевозку (город, пригород), фактического количества перевезенных пассажиров по ЕСПБ отдельно по каждой категории льготников.
Общая сумма выпадающих доходов истца по федеральным льготникам, рассчитанная по утвержденной методике, составила 195 448 700 руб., что подтверждается ежемесячными Сводами количества перевезенных пассажиров и суммы выпадающих доходов от проезда пассажиров по ЕСПБ по федеральным льготникам, Отчетами о количестве перевезенных пассажиров по ЕСПБ и сумме выпадающих доходов от их перевозки, Реестрами распределения выручки от реализации ЕСПБ по всем категориям льготников.
Как установлено судом выручка от реализации ЕСПБ в 2006 году гражданам, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации, приходящаяся на долю истца, составила 25 115 920 руб., что подтверждается Расчетом выручки от реализации ЕСПБ за 2006 год, произведенным на основании ежемесячных Отчетов о реализации ЕСПБ и Реестров распределения выручки от реализации ЕСПБ.
Всего истцу за перевозку федеральных льготников в 2006 году выплачено в возмещение льготного (бесплатного) проезда федеральных льготников сумма 88 898 700 руб., которая не покрыла в полном объеме имущественную потерю истца, представляющую собой сумму не полученной от потребителя - федеральных льготников провозной платы.
Как правильно указал суд первой инстанции, расходы, или выпадающая провозная плата, рассчитаны истцом в соответствии со ст.ст. 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из тарифов на проезд, утвержденных в установленном порядке, и единообразной судебной практикой по данной категории дел.
Убытки истца представляют собой разницу между суммой не полученной истцом от потребителей - федеральных льготников провозной платы и суммой компенсации из бюджета.
Как установлено судом, ответчиком не представлено доказательств того, что выделенные бюджетом Российской Федерации бюджету Республики Башкортостан средства субвенций на равную доступность услуг общественного транспорта, возместили расходы истца в размере не полученной с потребителей - федеральных льготников провозной платы.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не исполнило своих обязанностей по возмещению расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, суд первой инстанции, на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что требования истца обоснованные и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно расчета убытков, порядка возмещения убытков уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2012 г. по делу N А40-159799/12-65-878 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
И.Н.Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-159799/2009
Истец: ГУП "Башавтотранс"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, РФ в лице Минфина РФ
Третье лицо: Государственного унитарного предприятия "Башавтотранс", Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, Республика Башкортостан в лице Министерства финансов Республики Башкортостан, Республика Башкортостан в лице Минстерства финансов РФ
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27766/12
30.05.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-159799/09
29.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-9817/10
29.09.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-22972/11