г. Москва |
|
09 октября 2012 г. |
Дело N А40-13213/12-56-126 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2012 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Банина И.Н., Юрковой Н.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Никифоровой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2012 г.
по делу N А40-13213/12-56-126, принятое судьей Пономаревой Т.В.,
по иску Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (ОГРН 1022701291766, 680009, г.Хабаровск, проспект 60 лет Октября, д. 188)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9)
третье лицо: Хабаровский край в лице Министерства социальной защиты населения Хабаровского края
(680000, г.Хабаровск, ул. Фрунзе, 67)
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца:Чарковский Р.В. по доверенности от 20.12.2009 г.;
от ответчика: Шиляев А.П. по доверенности N 01-06-08/86 от 02.12.2011 г.;
от третьего лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
МУП г.Хабаровска "ХПАТП N 1" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации убытков в сумме 197 984 977 руб.88 коп..
Решением суда от 13.07.2012 года требования МУП г.Хабаровска "ХПАТП N 1" удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
Министерство финансов Российской Федерации не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на несоответствие выводов, изложенных в решении суда фактическим обстоятельствам дела, ненадлежащую оценку судом представленных по делу доказательств и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
МУП г.Хабаровска "ХПАТП N 1" представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование заявленных требований истец указал, что, являясь коммерческой транспортной организацией, осуществил в 2008 году перевозку автобусным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении льготных категорий граждан на основании единого социального проездного билета, в связи с чем понес убытки в виде не возмещенных расходов в сумме 197 984 977 руб. 88 коп..
Согласно пункту 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ст.ст.ст.3, 44, 63 названного Закона, меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Как установлено судом, во исполнение Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, Губернатором Хабаровского края принято Постановление N 122 от 17.05.2005 года "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края".
В соответствии с п. 7.3 Постановления, Министерству социальной защиты населения края поручено обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготной категории граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели.
Для определения величины установленного расхода транспортных организаций Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.05 года N 122 установлена стоимость проезда по единому социальному проездному билету с 01.01.2008 года в сумме 375 руб., с 01.08.2008 года в сумме 430 руб..
Между тем, Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 года N 122 не установлен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций (исходя из провозной платы) на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края и стоимостью единого социального проездного билета.
Постановление N 122 от 17.05.2005 года не содержит правил учёта, документирования или расчёта фактических расходов транспортных предприятий, выпадающей провозной платы.
Поэтому суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Постановление N 122от 17.05.2005 года являясь нормативным актом, направленным на реализацию порядка распределения компенсаций, ограничивается размером выделенного на эти цели финансирования, и не устанавливает какого-либо механизма расчета расходов истца с учетом неполученной провозной платы.
Как правильно указал суд первой инстанции, применение истцом расчетного способа определения размера убытков, ввиду отсутствия на законодательном уровне (федеральном и региональном) способа расчета размера не полученной провозной платы от льготных категорий пассажиров, соответствует нормам гражданского законодательства и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении по делу N 9621/10 от 25.01.2011 года, и в Постановлении от 23.06.2009 года по делу N 2992/09.
Расчет суммы выпадающих доходов произведен истцом в соответствии ст.ст.789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из тарифов на проезд, утверждённых в установленном порядке, и единообразной судебной практики по данной категории дел и основан на количестве реализованных федеральным льготникам в месяц ЕСПБ, стоимости проездного билета на автобус, стоимости оказанных услуг, суммы компенсации, полученной из бюджета.
Как установлено судом общая неполученная провозная плата с льготников федерального регистра (произведение количества приобретенных льготниками ЕСПБ на стоимость проездного билета для граждан, не пользующихся льготами) составила в 2008 году 223 525 600 руб., выручка от реализации ЕСПБ в 2008 году гражданам, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации, приходящаяся на долю истца, составила 13 025 773 руб.35 коп., в возмещение льготного (бесплатного) проезда федеральных льготников истцу перечислено 12 514 848 руб.77 коп., которая не покрыла в полном объеме имущественную потерю истца, представляющую собой сумму не полученной от потребителя - федеральных льготников провозной платы.
Убытки истца составили 197 984 977 руб.88 коп. и представляют собой разницу между суммой не полученной истцом от потребителей - федеральных льготников провозной платы и суммой компенсации из бюджета.
Как установлено судом, ответчиком не представлено доказательств того, что выделенные бюджетом Российской Федерации бюджету г.Хабаровска средства субвенций на равную доступность услуг общественного транспорта, возместили расходы истца в размере не полученной с потребителей - федеральных льготников провозной платы.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не исполнило своих обязанностей по возмещению расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, суд первой инстанции, на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что требования истца обоснованные и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно расчета убытков, порядка возмещения убытков уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2012 г. по делу N А40-13213/12-56-126 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
И.Н.Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-13213/2012
Истец: МУП г. Хабаровска "Хабаровское пассажироское автотранспортное предприятие N 1", МУП Г. ХАБАРОВСКА ХПАТП N1
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ
Третье лицо: Министерство социальной защиты наеления Хабаровского края, Хабаровский край в лице Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, правительсво хабаровского края и Администрация Хабаровска