город Ростов-на-Дону |
|
08 октября 2012 г. |
дело N А32-43563/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей Герасименко А.Н., Николаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Салпагаровой А.Р.
при участи:
от МИФНС России N 13 по Краснодарскому краю: представитель Снежков И.А. доверенности от 20.01.2012 г.;
от УФНС России по Краснодарскому краю: представитель Деренченко А. Н. по доверенности от 17.03.2012;
от ИП Долгой Л.В.: представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N 13 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2012
по делу N А32-43563/2011 по заявлению ИП Долгой Л.В. к МИФНС России N13 по Краснодарскому краю, УФНС России по Краснодарскому краю о признании недействительным решения принятое в составе судьи Шкира Д.М.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Долгая Лидия Владимировна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 13 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган, ранее - ИФНС России по г. Армавиру Краснодарского края) и Управлению ФНС России по Краснодарскому краю о признании незаконными и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю от 29.08.2011 N1555 в части доначисления земельного налога за 2010 г. в сумме 3244540 рублей, штрафа в сумме 648 908 рублей, решения Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 18.10.2011 N20-13-980.
Решением суда от 24.04.2012 г. признаны недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю от 29.08.2011 N 1555 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на землю в сумме 3 244 540 руб. и привлечения к налоговой ответственности по части 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 648 908 руб., решение Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 18.10.2011 N 20-13-980.
Решение мотивировано тем, что текст распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" был опубликован в газете "Кубанские новости" лишь 13.03.2009 в N 37.
МИФНС России N 13 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение отменить.
Податель жалобы полагает, что решение вынесено с нарушением норм права. Кадастровая стоимость на 2010 г. была утверждена распоряжением от 29.12.2007 N 1202-р и постановлением от 05.02.2010 г.N58.
ИП Долгая Л.В. о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Долгая Л.В. является индивидуальным предпринимателем (свидетельство серии 23 N 0044898272), имеет в собственности земельные участки с кадастровыми номерами:
23:38:0139001:1 г. Армавир, район трассы Ростов-Баку (ФАД "Кавказ", д.288), с категорией - земли поселений - для организации производственной деятельности, площадью 1883кв.м.,
23:38:0139001:2 г. Армавир, район трассы Ростов-Баку (ФАД "Кавказ", д.288), с категорией - земли поселений - для организации производственной деятельности, площадью 30202кв.м.,
23:38:0139001:5 г. Армавир, ФАД "Кавказ" км. 160+420м., слева, с категорией - земли поселений - для строительства автозаправочной станции, площадью 9720,1кв.м.,
23:38:0104052:24 _ общая долевая собственность, г. Армавир, ул. Советской Армии, 74, с категорией - земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, площадью 1068кв.м, что подтверждается представленными выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.11.2011 г.
ИФНС России по г. Армавиру Краснодарского края была проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем 18.02.2011 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, по результатам которой составлен акт от 19.07.2011 N 1680.
Заместителем начальника инспекции по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено решение от 29.08.2011 N 1555 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 649 066,40 руб., и предложено уплатить земельный налог, зачисляемый в бюджеты городских округов по ставке 1,2%, в размере 3 245 332 руб.
Решением Управления ФНС РФ по Краснодарскому краю от 18.10.2011 N 20-13-980 апелляционная жалоба предпринимателя была удовлетворена в части, отменено решение инспекции в части штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 158,40 руб. и в части уплаты недоимки по земельному налогу в сумме 792 руб., в остальной части в сумме доначисленного земельного налога 3 244 540 руб. и штрафа в сумме 648 908 руб. жалоба оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанными решениями, предприниматель обратился в суд в порядке ст. 137-138 НК РФ.
Как следует из решения инспекции, основанием для доначисления налога послужил вывод инспекции о неправомерном применении предпринимателем налоговой ставки в размере 0,3 % и 0,037% от кадастровой стоимости земельных участков с номерами 23:38:0139001:1, 23:38:0139001:2, 23:38:0139001:5.
Суд первой инстанции правильно указал, следующее:
На территории муниципального образования г. Армавир налоговые ставки земельного налога на 2010 год установлены Решением Армавирской городской Думы "О земельном налоге" от 25.11.2008 г. N 506 "О земельном налоге".
В соответствии с пунктом 3 Решения N 506 ставка земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки составляет 0,055%, ставка земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных 0,055%, ставка 0,037% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений коммунального хозяйства, ставка 0,3% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, земельных участков, находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, ставка 1,2% в отношении прочих земельных участков.
Как следует из материалов дела, предпринимателем при исчислении земельного налога применялась ставка 0,037% в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:38:01 39 001: 1 г. Армавир, район трассы Ростов-Баку (ФАД "Кавказ", д.288), с категорией - земли поселений - для организации производственной деятельности, площадью 1883кв.м.; 23:38:01 39 001: 2 г. Армавир, район трассы Ростов-Баку (ФАД "Кавказ", д.288), с категорией - земли поселений - для организации производственной деятельности, площадью 30202кв.м. и ставка 0,3% в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:38:01 39 001: 5 г. Армавир, ФАД "Кавказ" км. 160+420м., слева, с категорией - земли поселений - для строительства автозаправочной станции, площадью 9720,1кв.м.
При исчислении суммы налога инспекцией применена ставка 1,2%.
В соответствии с пунктом 2 статьи 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Как видно из материалов дела, предприниматель является инвалидом 2 группы по общему заболеванию.
Согласно подпункту 3.6.4. пункта 3.6 Решения Армавирской городской Думы "О земельном налоге" от 25.11.2008 N 506 "О земельном налоге" освобождены от уплаты земельного налога за земельные участки, не используемые для ведения предпринимательской деятельности инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства.
Установлено, что предпринимателю предоставлены земельные участки для ведения предпринимательской деятельности, а именно 23:38:0139001:1 г. Армавир, район трассы Ростов-Баку (ФАД "Кавказ", д.288), с категорией - земли поселений - для организации производственной деятельности, площадью 1883кв.м.; 23:38:01 39001:2 г. Армавир, район трассы Ростов-Баку (ФАД "Кавказ", д.288), с категорией - земли поселений - для организации производственной деятельности, площадью 30202кв.м.; 23:38:0139001: 5 г. Армавир, ФАД "Кавказ" км. 160+420м., слева, с категорией - земли поселений - для строительства автозаправочной станции, площадью 9720,1 кв.м.
При этом, сам факт не осуществления предпринимательской деятельности на данных участках в определенный период времени не может служить основанием для применения установленной льготы.
Следовательно, льгота не распространяется на указанные земельные участки.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что при исчислении суммы налога инспекцией правомерно применена ставка 1,2% согласно Решению Армавирской городской Думы "О земельном налоге" от 25.11.2008 N 506 "О земельном налоге".
Вместе с тем, суд первой инстанции признал недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю от 29.08.2011 N 1555 и Решение Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 18.10.2011 N 20-13-980, судом не учтено следующее:
Как следует из материалов дела, при расчете и доначислении предпринимателю земельного налога налоговым органом использована кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 23:38:0139001:1, 23:38:0139001:2, 23:38:0139001:5 установленная в размере 9 700 934,55 руб., 156 842 702,62 руб. и 111 121 350,20 руб. соответственно на основании сведений полученных из Управления Росреестра на запрос от 25.03.2011 N 914.
По мнению инспекции, кадастровая стоимость на 2010 г. была утверждена распоряжением от 29.12.2007 N 1202-р и постановлением от 05.02.2010 г.N58
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 НК РФ в ред. федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ в целях налогообложения постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" подлежит применению с 01.01.2010.
Суд первой инстанции указал, что постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" отменено, а поэтому не подлежит применению, а принятое постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" в соответствии со статьей 5 Кодекса не может применяться на период 2010 года.
Между тем, отмена постановления от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности или изменении данной налоговой обязанности.
Таким образом, налоговая база по земельному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ по состоянию на 01.01.2010 установлена и не изменялась в течение налогового периода - 2010 года.
Указанная правовая позиция сформирована на основании Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24.05.2012 по делу N А32-5437/2011.
Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 23:38:0139001:1, 23:38:0139001:2, 23:38:0139001:5 сформированы и сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости. В государственном земельном кадастре сформированы сведения о кадастровой стоимости принадлежащих предпринимателю земельных участков по состоянию на 01.01.2010. При исчислении суммы подлежащего уплате земельного налога инспекция использовала сведения о кадастровой стоимости земельных участков, предоставленные уполномоченным органом и указанные в кадастровом паспорте земельного участка.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" надлежащим образом доведено до сведения неопределенного круга лиц 13.03.2009, в связи с чем, налогоплательщик, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 НК РФ, имел реальную возможность и обязан был самостоятельно определить свои налоговые обязательства в соответствии с этим постановлением.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении требований ИП Долгой Л.В. о признании недействительными решений налоговой инспекции следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2012 по делу N А32-43563/2011 отменить. В удовлетворении заявления ИП Долгой Л.В. отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43563/2011
Истец: ИП Долгая Лидия Владимировна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N13 по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация Краснодарского края, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодаркому краю, УФНС по Краснодарскому краю