г. Чита |
|
24 ноября 2010 г. |
Дело N А78-5223/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Желтоухова Е.В., Ячменева Г.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паньковой Н.М, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения "Город Краснокаменск" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 августа 2010 года по делу N А78-5223/2009, по заявлению Администрации городского поселения "Город Краснокаменск" к Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" о признании незаконным бездействия (суд первой инстанции Сидоренко В.А.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Федосеев Г.В. (доверенность N 3392 от 22.10.2010);
установил:
Администрация городского поселения "Город Краснокаменск" обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" о признании незаконным бездействия, выразившегося в не направлении принятых правовых актов: постановления администрации городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края N 179 от 25.05.2009 и постановления администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края N 469 от 12.05.2009 с пакетом документов, необходимых для принятия нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края, в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, и обязании совершить действия по их направлению в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 11 августа 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование суд указал, что у администрации муниципального района отсутствовали правовые основания для направления постановления администрации городского поселения N 179 от 25.05.2009 и постановления администрации муниципального района от 12.05.2009 N 469 с пакетом документов, необходимых для принятия нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края. Принятие решений о передаче объектов муниципальной собственности муниципального района в федеральную собственность Российской Федерации, государственную собственность Забайкальского края и муниципальную собственность иных муниципальных образований находится в ведении Совета муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края". Решение о передаче имущества из муниципальной собственности муниципального района в муниципальную собственность городского поселения, перечень которого согласован постановлением администрации муниципального района от 12.05.2009 N 469, Советом муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края" не принималось. Постановлением от 10.09.2009 постановлением администрации муниципального района постановление от 12.05.2009 N 469 отменено. В связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии волеизъявления муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края" о передаче имущества, указанного в приложении к постановлению администрации муниципального района от 12.05.2009 N 469. Бездействие администрации муниципального района, выразившееся в не направлении указанных документов, не повлекло нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация городского поселения "Город Краснокаменск" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указано, что в нарушение пункта 1 статьи 3 Закона Забайкальского края N 64-ЗЗК, Постановления от N 469 N 179 с приложениями N 1 и N 2 в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края передающей стороной направлены не были. Суд при рассмотрении дела не учел положения части 1 статьи 2 Закона Забайкальского края N 64-ЗЗК, что согласованными предложениями органов местного самоуправления являются правовой акт руководителя исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, владеющего муниципальным имуществом, об утверждении перечней муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, иного имущества, подлежащего передаче, и правовой акт руководителя исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, в собственность которого указанное имущество передается (далее - принимающая сторона), о согласовании перечней. Кроме того, при принятии решения принято во внимание Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края", утвержденное Решением Совета муниципального района от 27.05.2009 N 119 и не дано абсолютно ни какой правовой оценки тому, что указанное решение представительного органа муниципального района принято позже издания Постановления Администрации муниципального района от 12.05.2009 N 469. Таким образом, судом первой инстанции существенно нарушены нормы материального права, не учтены и не исследованы должным образом обстоятельства имеющие существенное правовое значение для более правильного и объективного рассмотрения дела по существу. Бездействие Администрации муниципального района, выразившееся в не совершении действий предписанных действующим федеральным и краевым законодательством, повлекло в свою очередь нарушение прав Администрации городского поселения в части того, что до настоящего времени в собственности городского поселения отсутствует имущество, которое согласованно сторонами в установленном законом порядке и которое необходимо городскому поселению для решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом N 131 - ФЗ.
Представитель ответчика в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился. Дал пояснения согласно письменному отзыву. Просит решение суда первой инстанции оставить в силе, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 672000 31 50104 9 от 01.11.2010. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
12.05.2009 Администрацией муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" вынесено постановление N 469 "Об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края в муниципальную собственность городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края".
Сопроводительным письмом от 12.05.12009 N 903 указанное постановление Администрации муниципального района с прилагаемыми перечнями направлены для согласования в Администрацию городского поселения.
25.05.2009 Администрацией городского поселения "Город Краснокаменск" вынесено постановление N 179 "О согласовании перечня имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края в муниципальную собственность городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края".
26.05.2009 сопроводительным письмом N 1241 указанное постановление с прилагаемым согласованным перечнем имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности муниципального района в муниципальную собственность городского поселения (Приложение N 1) и с дополнительным перечнем объектов, не включенных в перечень имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности муниципального района в муниципальную собственность городского поселения (Приложение N 2) направлено в Администрацию муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район".
В установленный срок Постановление Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" N 469 от 12.05.2009 с необходимым пакетом документов и постановление Администрации городского поселения "Город Краснокаменск" N 179 от 25.05.2009 с приложениями N 1 и N 2 в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края передающей стороной - Администрацией муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" направлены не были.
Полагая, что данное бездействие Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, Администрация городского поселения "Город Краснокаменск" обратилась в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
В статье 154 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрены процедура и порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, в том числе находящегося в муниципальной собственности между муниципальными районами и вновь создаваемыми поселениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Забайкальского края от 20.10.2008 N 64-ЗЗК "О некоторых вопросах разграничения муниципального имущества" установлен порядок согласования перечней муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, иного имущества, подлежащего передаче.
Согласованными предложениями органов местного самоуправления являются правовой акт руководителя исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, владеющего муниципальным имуществом (далее - передающая сторона), об утверждении перечней муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, иного имущества, подлежащего передаче (далее - перечни), и правовой акт руководителя исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, в собственность которого указанное имущество передается (далее - принимающая сторона), о согласовании перечней (пункт 1).
Согласование перечней осуществляется принимающей стороной в двухнедельный срок с даты их поступления. Принимающая сторона вправе исключить из перечней спорные объекты, уведомив об этом передающую сторону в недельный срок с даты их поступления (пункт 3).
Возникновение спора о праве собственности на имущество, в отношении которого ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, не является основанием для приостановления согласования перечней. Споры о праве собственности по исключенным из перечней объектам, а также по не включенным в перечни объектам разрешаются судом в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 5).
Согласно п.1 статьи 3 Закона Забайкальского края от 20.10.2008 N 64-ЗЗК "О некоторых вопросах разграничения муниципального имущества" согласованное предложение передающая сторона направляет в недельный срок со дня получения согласованного предложения от принимающей стороны в исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, реализующий государственную политику в области разграничения и перераспределения государственной и муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).
Из журнала регистрации входящей корреспонденции N 3 2009 (986-1475) следует, что постановление N 179 "О согласовании перечня имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края в муниципальную собственность городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края", направленное сопроводительным письмом N1241, поступило в Администрацию муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" - 26.05.2009.
Следовательно, в силу п.1 статьи 3 Закона Забайкальского края от 20.10.2008 N 64-ЗЗК Администрация муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" обязана была в недельный срок направить согласованное предложение в соответствующий исполнительный орган государственной власти Забайкальского края.
Не исполнение данной обязанности Администрацией муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" фактически повлекло прекращение установленной законом процедуры согласования перечня муниципального имущества, подлежащего передаче.
Следовательно, бездействие Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район", выразившееся в не направлении согласованного предложения в уполномоченный государственный орган Забайкальского края в установленный срок, не соответствует вышеуказанным положениям законов и нарушает права и законные интересы заявителя по передаче имущества в собственность городского поселения, которое согласовано сторонами в установленном законом порядке и необходимо городскому поселению для решения вопросов местного значения. Недельный срок для направления согласованного предложения в уполномоченный государственный орган в данном случае следует исчислять с момента вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему делу.
При этом суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии волеизъявления муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края" о передаче имущества, указанного в приложении к постановлению администрации муниципального района от 12.05.2009 N 469, со ссылкой на Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края", утвержденного решением Совета муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края" от 27.05.2009 N 119, и на постановление от 10.09.2009 N893, которым отменено постановление администрации муниципального района от 12.05.2009 N 469.
Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края", утверждено решением Совета муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края" N 11 - 27.05.2009.
Постановление N 469 "Об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" принято Администрацией муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" - 12.05.2009.
Учитывая, что указанное Положение было утверждено позже издания постановления N 469, оно не подлежало применению.
В период вынесения постановления N 469 действовало Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования г.Краснокаменска и Краснокаменского района Читинской области", утвержденное решением Думы города Краснокаменска и Краснокаменского района Читинской области от 29.09.2004 N 77.
Из данного Положения не следует, что принятие решений о передаче объектов муниципальной собственности муниципального района в муниципальную собственность иных муниципальных образований находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального района.
Пункт 3.2.2 названного Положения, на который ссылался представитель ответчика в ходе своих пояснений, относит к ведению представительного органа муниципального образования вопросы принятия решений о передаче объектов муниципальной собственности муниципального района в федеральную и государственную собственность субъектов Российской Федерации.
Устав муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район", зарегистрированный 02.04.2009, также не относит к исключительному ведению представительного органа муниципального района принятие решений о передаче объектов муниципальной собственности муниципального района в муниципальную собственность иных муниципальных образований.
В пункте 4 части 1 статьи 24 Устава предусмотрено, что Совет муниципального района определяет только порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.
Подпунктом 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ также к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено только определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а не принятие решений о передаче объектов муниципальной собственности муниципального района в муниципальную собственность иных муниципальных образований.
Таким образом, ответчиком не приведено нормативного обоснования тому, что Постановление N 469 от 12.05.2009 "Об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" принято руководителем исполнительно-распорядительного органа муниципального образования с превышением установленных полномочий.
Доводы ответчика о том, что постановлением от 10.09.2009 N 893 отменено постановление администрации муниципального района от 12.05.2009 N 469, не могут быть приняты во внимание.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Постановление от 10.09.2009 N 893 об отмене постановления от 12.05.2009 N 469 было вынесено Главой муниципального района Коловым Г.Н. Правовым обоснованием было указано Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края", утверждено решением Совета муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края" N 11 от 27.05.2009.
Данным Положением принятие решений о передаче объектов муниципальной собственности муниципального района в муниципальную собственность иных муниципальных образований отнесено к ведению Совета муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края".
Таким образом, на момент принятия Постановления от 10.09.2009 N 893 полномочия по принятию решений о передаче объектов муниципальной собственности муниципального района в муниципальную собственность иных муниципальных образований были отнесены Совету муниципального района.
Учитывая, что на момент отмены постановления от 12.05.2009 N 469 принятие решений о передаче объектов муниципальной собственности муниципального района в муниципальную собственность иных муниципальных образований были отнесены к полномочиям Совета муниципального района, данное постановление могло быть отменено только представительным органом муниципального района, а не Главой муниципального района, либо судом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что отмена постановления от 12.05.2009 N 469 была произведена с нарушением порядка, установленного частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что отмена постановления от 12.05.2009 N 469 после согласования заявителем перечня имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности муниципального района в муниципальную собственность городского поселения, фактически повлекло прекращение установленной законом процедуры согласования перечня муниципального имущества, подлежащего передаче.
Доводы ответчика о том, что часть согласованного имущества не подлежит передаче, часть имущества фактически передано в муниципальную собственность городского поселения, часть имущества находится в разрушенном состоянии, часть имущества находится во владении заявителя на праве безвозмездного пользования, не могут быть приняты во внимание.
Как было указано выше, в случае возникновения спора о праве собственности на имущество, в отношении которого ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, о включении в перечень или исключения из перечня имущества, такой спор разрешается судом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Иные обстоятельства будут учтены высшим исполнительным органом Забайкальского края при принятии соответствующего нормативного правового акта либо в ходе фактической передачи имущества. В случае не согласия с указанным актом в части включения или не включения в перечень имущества, подлежащего передаче, заинтересованные лица вправе его обжаловать в установленном законом порядке.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене на основании п.3 ч.1, п.2 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального Кодекса РФ с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
1.Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11.08.2010 г., принятое по делу N А78-5223/2009, отменить. Принять новое решение.
Заявленные требования Администрации городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район", выразившееся в не направлении принятых правовых актов: постановления администрации городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края от 25.05.2009 N 179 и постановления администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края от 12.05.2009 N 469 с пакетом документов, необходимых для принятия нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края, в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, как не соответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Закону Забайкальская края от 20.10.2008 N 64-ЗЗК "О некоторых вопросах разграничения муниципального имущества".
Обязать администрацию муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края совершить действия по направлению постановления администрации городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края от 25.05.2009 N 179 и постановления администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края от 12.05.2009 N 469 с пакетом документов, необходимых для принятия нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края, в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Г.Г. Ячменев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5223/2009
Истец: Администрация городского поселения "Город Краснокаменск", Администрация ГП "г. Краснокаменск"
Ответчик: Администрация МР "Город Краснокаменск и Краснокаменский район", Администрация Муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район"