Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 октября 2007 г. N 12369/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании заявление Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (Славянская пл., д. 4, стр. 1, 3, 4, Москва, 109074) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2007 по делу N А40-55704/06-65-319, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.08.2007 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Интеравиа" к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию о взыскании за счет казны Российской Федерации 2999633 рублей 75 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением в период с 01.01.2002 по 31.12.2004 льгот по проезду воздушным транспортом отдельной категории граждан на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ОАО "Тувинские авиалинии", Минфин Республики Тыва. Суд установил:
решением суда первой инстанции от 07.02.2007, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации в лице Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию взыскано 2999633 рубля 75 копеек убытков.
Заявитель (Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию) просит об отмене состоявшихся судебных актов в связи с неверно установленными обстоятельствами, имеющими существенное значение для дела. Заявитель не считает себя надлежащим ответчиком по делу.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Нарушений норм права не установлено.
Из представленных материалов следует, что истец в период с января 2002 по декабрь 2004 года на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставил при осуществлении пассажирских перевозок на воздушном транспорте льготы названной категории граждан.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
В пункте 1 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 указано, что если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
До 09.03.2004 главным распорядителем и получателем денежных средств, направленных на финансирование здравоохранения и социального развития, являлось Министерство труда и социального развития Российской Федерации. На основании Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" полномочия данного министерства переданы вновь образованным Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию.
С 2004 года главным распорядителем и получателем денежных средств, направленных на финансирование здравоохранения и социального развития, является Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию. Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию (далее - Положение), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 325, агентство осуществляет, в частности, функции по организации предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан. На основании пункта 5.14 Положения агентство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.
Учитывая изложенное, суды сделали правомерный вывод о том, что надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Вывод судов не противоречит позиции, выраженной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, и не нарушает единообразие судебной практики по данной категории споров.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А40-55704/06-65-319 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 07.02.2007, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.08.2007 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 октября 2007 г. N 12369/07
Текст определения официально опубликован не был