г. Санкт-Петербург |
|
11 октября 2012 г. |
Дело N А56-21897/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: предст. Иванова Н.А. (по доверенности от 13.04.2012)
от ответчика: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15924/2012) ООО "ПАЛАТИНО" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2012 по делу N А56-21897/2012 (судья Семенова И.С.), принятое
по заявлению ООО "ПАЛАТИНО"
к Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли
об оспаривании распоряжения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПАЛАТИНО" (197371, Санкт-Петербург, Комендантский пр-кт, 17, 1, ОГРН 1077847453771) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения Комитета экономического развития промышленной политики и торговли (190000, Санкт-Петербург, пр. Вознесенский, д. 16, ОГРН 1027810253635) (далее - Комитет, административный орган) от 12.03.2012 N 304-р о приостановлении действия лицензии.
Решением суда от 04.07.2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда от 04.07.2012. По мнению заявителя, судом не принято во внимание, что проверяемый объект находится в одном здании с медицинской организацией, а не на прилегающей к ней территории, в связи с чем, судом неверно применены положения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потреблении (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в соответствии с которым к прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям. Также судом оставлено без внимания, что основанием приостановления действия лицензии Комитетом указано несоблюдение ООО "ПАЛАТИНО" положений пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ в ранее действовавшей редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ, которая не имеет обратной силы. Кроме того, Общество не согласно с оценкой представленных в материалы дела договора аренды имущества от 01.02.2012 N А-1/2012 и схемы прохода.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Представитель Комитета, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, что не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в его отсутствие.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет с доводами не согласился, сославшись на их несостоятельность, просил оставить обжалуемое решение без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию серии КЭР СПб N 78-003966, регистрационный номер 00238/2009 от 08.06.2009, на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, Комендантский пр., д. 17, корп. 1, лит. А, часть помещений 39Н (комнаты 11, 13, 18), со сроком действия до 08.06.2012.
На основании распоряжения от 28.11.2011 N 1438-р, Комитетом 28.11.2011 проведена плановая выездная проверка Общества на предмет соблюдения Обществом лицензионных требований и условий при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции (л.д. 43), в ходе которой проверяющими установлено нарушение обязательных лицензионных требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, а именно: обособленное подразделение Общества находится на прилегающей к медицинской организации территории.
15.12.2011 по результатам проверки составлен акт N 1438/11 (л.д. 10-14) и выдано предписание об устранении нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции (л.д. 15), которым обществу предложено представить в Комитет документальное подтверждение устранения выявленных нарушений в срок до 16.02.2012. Этим же предписанием обществу разъяснены последствия неисполнения предписания в виде приостановления действия лицензии.
Распоряжением Комитета от 12.03.2012 N 304-р приостановлено действие лицензии серии КЭР СПб N 78-003966, регистрационный номер 00238/2009 от 08.06.2009, на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, Комендантский пр., д. 17, корп. 1, лит. А, часть помещений 39Н (комнаты 11, 13, 18), в связи с невыполнением предписания Комитета.
Общество, не согласившись с распоряжением Комитета, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, и суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливает Федеральный закон N 171-ФЗ.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 этого закона, производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся: определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции; осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции; внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 этого закона, производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
Порядок выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции определен в статье 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) осуществляется организациями.
Пунктом 2 данной статьи установлены запреты на розничную продажу алкогольной продукции.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171 не допускается розничная продажа алкогольной продукции в медицинских организациях и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 того же закона к прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В настоящее время порядок определения прилегающих территорий не установлен.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 171 органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции. Законом установлено, что к прилегающим территориям относятся территории, непосредственно примыкающие к объектам и ограниченные расстояниями, установленными органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге в соответствии с Законом Санкт-Петербурга. Таким образом, для определения прилегающей территории в случае нахождения обособленного подразделения организации в одном здании, строении, сооружении с защищаемым Федеральным законом N 171-ФЗ объектом, в котором не допускается розничная продажа алкогольной продукции, Комитет применяет федеральное законодательство и законодательство города Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" (далее - Положение) Федеральная служба по регулированию алкогольной рынка (далее - РАР РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере. В соответствии с пунктом 6.3 Положения РАР РФ обладает полномочиями давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 1 Разъяснений по вопросам применения в отношении розничной продажи алкогольной продукции норм Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ" (далее - Разъяснения) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, действуют в части, не противоречащей соответствующим положениям Федерального закона.
Таким образом, применение Закона, устанавливающего порядок определения территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции, возможно в части, не противоречащей федеральному законодательству.
В соответствии со статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 18.07.2007 г. N 385-71 "О порядке определения в Санкт-Петербурге территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции" (далее Закон Санкт-Петербурга N 385-71), к местам массового скопления граждан и местам источников повышенной опасности отнесены здания, строения, помещения, используемые детскими организациями, образовательными организациями для осуществления основных видов деятельности, а также иные места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности, определенные в соответствии с федеральным законодательством.
К территориям, прилегающим к местам массового скопления граждан, на которых не допускается розничная продажа названной алкогольной продукции, отнесены территории, непосредственно примыкающие к объектам и ограниченные расстояниями, установленными органами местного самоуправления в соответствии с Законом Санкт-Петербурга.
Частью 11 статьи 5 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до 22 июля 2011 года, действуют до окончания срока их действия.
Однако, организация обязана прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности в обособленном подразделении, если место нахождения такого обособленного подразделения организации перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции в результате внесения изменений в законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, в том числе, если место расположения обособленного подразделения относится к территории, прилегающей ко вновь открытому объекту спорта, детской, образовательной, медицинской организации.
Судом по материалам дела установлено, что Общество является арендатором части нежилых помещений, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, Комендантский пр., д. 17, корп. 1, лит. А, и использует их под кафе. В одном здании, по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, Комендантский пр., д. 17, корп. 1, лит. А, пом. 22Н, находится Общество с ограниченной ответственностью "Арго", занимающееся медицинской деятельностью и имеющее лицензию N 78-01-000387, выданную Комитетом по здравоохранению 05.11.2008 на право осуществления медицинской деятельности (л.д. 8-9). Расстояние от организации общественного питания - Общества, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции в Санкт-Петербурге, до Общества с ограниченной ответственностью "Арго", осуществляющего медицинскую деятельность, не соответствует нормам, установленным частью 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 385-71, и составляет менее 50 метров.
Доказательств обратного обществом не представлено.
Как правильно установлено судом, представленный в материалы дела договор аренды от 01.02.2012 N А-1/2011, заключенный между индивидуальным предпринимателем Гладковым Виктором Борисовичем и ООО "ПАЛАТИНО", а также Схема прохода, изготовленная ПК "Геодезист", направлены на обход установленного законом ограничения при определении прилегающих территорий, так как расчет кратчайшего расстояния по пешеходной доступности от входа (выхода) на объект, защищаемый законом, до входа (выхода) в помещение обособленного подразделения ООО "ПАЛАТИНО", произведен с учетом фактического входа в арендуемые ООО "ПАЛАТИНО" вспомогательные помещения по договору аренды от 01.02.2012 N А-1/2011 через зал общественного питания.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 июля 2012 года по делу N А56-21897/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПАЛАТИНО" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21897/2012
Истец: ООО "ПАЛАТИНО"
Ответчик: Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли