г. Ессентуки |
|
06 декабря 2010 г. |
Дело N А20-318/2010 |
Резолютивная часть объявлена 01 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2010 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Семенова М.У.
Судей: Афанасьевой Л.В., Мельникова И.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России N 2 по г. Нальчику на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.08.2010 г. по делу N А20-318/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техресурс", г. Нальчик к Инспекции ФНС России N 2 по г. Нальчику о признании недействительными ненормативных правовых актов налогового органа (судья С.М. Пономарев),
при участии в судебном заседании:
от ИФНС России N 2 по г. Нальчику: Джаппуев И.А. по доверенности N 03-11/936 от 05.03.10 г., Шандирова М.Т. по доверенности 03-08/00006 от 11.01.10 г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Техресурс" (далее - ООО "Техресурс", общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики к Инспекции ФНС России N 2 по г. Нальчику (далее - инспекция, ИФНС) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, в котором просит признать недействительными: решение ИФНС России N2 по г. Нальчику N287 от 16.10.2009 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 116 816 руб., решение N17380 от 16.10.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, начислении недоимки и пени, решение N69327 от 04.02.2010 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в сумме 335 294,77 руб., решение N104798 от 04.02.2010 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке НФ ОАО "СМП БАНК" на сумму 335 294,77 руб.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.08.2010 г. требования общества удовлетворены. Суд пришел к выводу, что у налоговой инспекции не было оснований включать в налоговую базу по НДС арендные платежи и доначислять налог, поскольку договоры аренды расторгнуты, имущество возвращено обществу по актам приема-передачи, арендные платежи фактически не поступали. Кроме того, требование об уплате налога направлено обществу после срока уплаты, указанного в требовании, что существенно нарушило права налогоплательщика.
Инспекция ФНС России подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на то, выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела. Указывает, что соглашения о расторжении договоров, акты приема-передачи не были представлены во время проверки, представлены только в судебное заседание и являются фиктивными; общество не получает прибыль, имущество сдает в аренду, преследует цель получения необоснованной налоговой выгоды.
Представители налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержали.
Общество в отзыве просит апелляционную жалобу оставить удовлетворения, решение без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Представитель общества в судебное заседание не явился, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав представителей налоговой инспекции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.08.2010 г. следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается следующее.
ИФНС РФ N 2 по г. Нальчику проведена камеральная налоговая проверка декларация по налогу на добавленную стоимость представленной обществом за 1 квартал 2009 года.
Результаты проверки оформлены актом N 4336 от 20.07.2009, из которого следует, что общество за проверяемый период фактически оказывало услуги по сдаче в аренду имущества (зданий и сооружений), транспортной, строительной и иной техники и механизмов, полученных в виде вклада в уставный капитал от ООО "ДСК", а также приобретенных в лизинг. По данным проверки налогоплательщиком в нарушение статей 166, 167, 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ) при исчислении НДС в налоговую базу не включены суммы арендной платы по договорам N N 13-А, 6-А, 5-А, 7-А, 9-А от 09.01.2007 в размере 2 635 800 руб., в том числе НДС 402 071,18 руб., в связи с чем обществом за 1 квартал 2009 года неправомерно предъявлено к возмещению из бюджета НДС на сумму 116 816 руб., установлена неуплата (неполная уплата) НДС в размере 285 255.00 руб.
Решением заместителя начальника Инспекции N 43 от 31.08.2009 срок рассмотрения результатов налоговой проверки был продлен до 17.09.2009. Решением N84 от 31.08.2009 назначены дополнительные мероприятия налогового контроля. По их результатам составлена справка от 23.09.2009.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией приняты решение N 287 от 16.10.2009 об отказе обществу в возмещении суммы НДС в размере 116 816 руб. и решение N 17380 от 16.10.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде доначисления обществу НДС в размере 285 255 руб., пени в сумме 15 070,97 руб. и штрафа в сумме 34 968,80 руб.
Управлением ФНС России по КБР по итогам рассмотрения жалобы ООО "Техресурс" принято решение N 185-АП от 24.12.2009 оставить решения от 16.10.2009 N 287 и N 17380 без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В связи с неисполнение обществом требования N 7672 от 12.01.2010 об уплате недоимки в размере 285 255 руб., штрафа в сумме 24 968,80 руб. и пени в сумме 15 070,97 руб. инспекцией 04.02.2010 вынесены решение N 69327 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в сумме 335 294,77 руб. и решение N 104798 от 04.02.2010 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке НФ ОАО "СМП БАНК" на сумму 335 294,77 руб.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
При проверке оспариваемых решений на соответствие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации нарушений процедуры принятия решения, предусмотренной статьей 101 НК РФ не установлено. Срок на обращение в суд, предусмотренный пунктом 4 статьи 198 НК РФ, соблюден.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). Счета-фактуры выставляются при реализации товаров (работ, услуг) (пункт 3 статьи 168 НК РФ).
В соответствии со статьей 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Основным видом деятельности общества является предоставление услуг по сдаче в аренду имущества (зданий и сооружений), транспортной, строительной и иной техники и механизмов, полученных в виде вклада в уставный капитал и приобретенных в лизинг.
Налоговой инспекцией сделан вывод, что обществом при исчислении НДС в налоговую базу не включены суммы арендной платы по договорам N N 13-А, 6-А, 5-А, 7-А, 9-А от 09.01.2007 в размере 2 635 800 руб., в том числе НДС 402 071,18 руб., в связи с чем обществом за 1 квартал 2009 года неправомерно предъявлено к возмещению из бюджета НДС на сумму 116 816 руб.,
Как следует из оспариваемых решений налоговой инспекции и пояснений представителей, налоговая инспекция использовала имеющиеся у нее материалы (договора аренды), полученные при проверке налоговых деклараций за предыдущие налоговые периоды (4 квартал 2008 года). Сведения о договорах аренды, действующих в проверяемый налоговый период - 1 квартал 2009 года у общества не запрашивалось.
Как следует из материалов дела, согласно пунктам 1.1. и 5.2. договоров N N 13-А, 6-А, 5-А, 7-А, 9-А от 09.01.2007 и дополнительным соглашениям к ним от 01.04.2008 срок действия указанных договоров установлен до 31.12.2008.
Общество с учетом дополнительных соглашений расторгло с арендаторами договора аренды от 09.01.2007 N N 13-А, 6-А, 5-А, 7-А, 9-А с 01.01.20 09. Имущество по указанным договорам возвращено обществу на основании актов приема-передачи.
Часть техники, не сданная в аренду, находилась на территории общества, наличие у ООО "Терресурс" земельного участка расположенного в г. Майском подтверждается соответствующим свидетельством о праве собственности.
Довод апелляционной жалобы о том, что соглашения являются фиктивными, отклоняется, так как доказательств признания их недействительными в судебном порядке не представлено. Расторжение договоров арендаторами не оспорено; имущество возвращено обществу, которое распорядилось им по своему усмотрению. Налоговая инспекция не представила доказательств, что дополнительные соглашения к договорам аренды от 09.01.2007 N N 13-А, 6-А, 5-А, 7-А, 9-А с 01.01.2009 являются притворными или мнимыми. Доказательств поступления арендных платежей по данным договорам в 1 квартале 2009 года не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не получает прибыль, имущество сдает в аренду, преследует цель получения необоснованной налоговой выгоды, отклоняется, так как налоговым органам не предоставлено право оценивать экономическую целесообразность деятельности налогоплательщика. Доказательств согласованности действий контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, не представлено.
Оснований для включения в налоговую базу арендных платежей в 1 квартале 2009 года не имелось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ (налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты. В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ к вычетам относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Обществом в 1 квартале 2009 года от ООО "СМП-Лизинг" получены счета - фактуры по договорам финансовой аренды на общую сумму 472 439,50 руб. в т.ч. НДС - 72 067,05 руб., от ЗАО "Автомобильный завод "Алтай" получены счета-фактуры по договору аренды с правом выкупа на общую сумму 599 600,00 руб. в т.ч. НДС 91 464,41 руб. Всего обществом получены счета- фактуры на сумму 1 072 039,50 руб. в т.ч. НДС 163 531,46 руб. (т.2 л.д. 117130).
Оплата лизинговых платежей в общей сумме 1 072 039,50 руб. в т.ч. НДС 163 531,46 руб. производилась по письмам ООО "Техресурс" третьими лицами по следующим платежным, поручениям: N 8 от 30.01.09г., N 9 от 30.01.09г., N 10 от 30.01.09г., N12 от 02.02.09г., N15 от 02.02.09г. N30 от 25.03.09г., N39 от 27.02.09г., N40 от 27.02.09г., N41 от 27.02.09г., N27 от 25.03.09г., N28 от 25.03.09г., N29 от 25.03.09г.
Сумма НДС, предъявленная к возмещению из бюджета в сумме 116 816 руб. по налоговой декларации за 1 квартал 2009 года составляет разницу между приобретенными на сумму 1 072 039,50 руб. в т.ч. НДС 163 531,46 руб. и реализованными товарами, работами, услугами на сумму 306 240 руб., в т.ч. НДС 46 714.58 руб.
Финансово-хозяйственные операции учтены обществом в бухгалтерском учете на основе первичных документов по правилам, установленным законодательством о бухгалтерском учете. В материалах дела отсутствуют и инспекцией не представлено доказательств нарушений в учете операций или несоответствия указанных счетов-фактур требованиям статьи 169 Налогового кодекса РФ. В решениях налоговой инспекции таких сведений не содержится.
Обоснованность права на возмещение оспариваемых сумм НДС в размере 116 816 руб. подтверждается представленными обществом счетами-фактурами, накладными, книгой покупок и книгой продаж.
Решение ИФНС России N 2 по г. Нальчику N287 от 16.10.2009 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 116 816 руб.; решение N17380 от 16.10.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде доначисления обществу НДС в размере 285 255 руб., пени в сумме 15 070,97 руб. и штрафа в сумме 34 968,80 руб. является неправомерным, не соответствующим требованиям НК РФ.
Недействительность решения налоговой инспекции о начислении налогов, пеней, штрафов влечет недействительность ненормативных актов, принятых налоговой инспекцией с целью его исполнения.
В соответствии со статьей 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Согласно статье 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога, соответствующих пеней и штрафов, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В силу положений пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со статьей 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Согласно пункту 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечении указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.
Налоговая инспекция направила обществу требование об уплате налога N 7672 со сроком на добровольное исполнение до 22.01.2010, по истечении указанного срока - 11.03.2010 (том 3 л.д. 8,9). Тем самым налоговый орган заведомо лишил общество возможности исполнить обязанность по уплате налога и пени в определенный в требовании срок, что является существенным нарушением прав налогоплательщика.
Эти обстоятельства в апелляционной жалобе не оспорены.
Суд первой инстанции правильно применил нормы права, дал надлежащую оценку доказательствам, выводы суда соответствуют обстоятельствам и материалам дела, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, не допущено.
Оснований для отмены или изменения судебного акта, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.08.2010 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-318/2010
Истец: ООО "Техресурс"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N2 по городу Нальчику КБР, Инспекция Федеральной налоговой службы России N2 по городу Нальчику
Третье лицо: Представитель истца Гедгагов А. З.