город Ростов-на-Дону |
|
11 октября 2012 г. |
дело N А32-6129/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко Е.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2012 по делу N А32-6129/2012,
принятое в составе судьи Тарасенко А.А.,
по иску администрации муниципального образования город Краснодар
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная фирма "Елена"
об обязании снять с кадастрового учета земельный участок
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования г.Краснодар (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ФГБУ "Земельная кадастровая палата" в лице филиала по Краснодарскому краю с требованием о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номерам 23:43:014244:069, расположенный по адресу: г.Краснодар, ул.1 Мая, 167.
Иск мотивирован тем, что снятие с учета необходимо администрации в связи с формированием нового земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2012 в иске отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет до принятия Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", и, в силу статьи 45 указанного Федерального закона, является ранее учтенным. Сведения об участке не носят временный характер; земельный участок по смыслу статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не является преобразуемым. В связи с этим, спорный земельный участок не подлежит снятию с кадастрового учета по правилам статей 24, 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права, поскольку действия кадастровой палаты в порядке главы 24 АПК РФ не оспариваются. Ответчик не препятствует истцу в реализации полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению спорным земельным участком.
Администрация муниципального образования г.Краснодар в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2012 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что порядок снятия с государственного кадастрового учета земельного участка определен п.2 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости. В соответствии с ч.3 ст.24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были связаны с лишением владения. Статьей 36 ЗК РФ границы и размер земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Постановка на кадастровый учет с внесением в дежурную кадастровую карту геодезических координат земельного участка возможна в случае исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:43:014244:069, расположенного по адресу: г.Краснодар, ул.1 Мая, 167.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.01.2012 администрация муниципального образования г.Краснодар обратилась в ФГБУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:43:014244:069, расположенного по адресу: г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул.1 Мая, 167.
Решением ФГБУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю от 07.02.2012 N 2343/5/12-18895 в удовлетворении заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:43:014244:069, расположенного по адресу: г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул.1 Мая, 167 администрации было отказано. Отказ мотивирован тем, что земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленным статей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объекта недвижимости. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:014244:069 имеет статус "ранее учтенный" и не подлежит снятию с учета.
Не оспаривая правомерность отказа ФГБУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю администрация обратилась в арбитражный суд в порядке искового производства с требованиями о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов гражданского оборота.
Допустимые способы защиты предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Закрепленный в ней перечень не является исчерпывающим, однако данная статья содержит указание на необходимость закрепления иных способов защиты законом.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что требования о снятии земельного участка с кадастрового учета не предусмотрено законом в качестве самостоятельного способа защиты права.
Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно только с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Возможность снятия с кадастрового учета земельного участка предусматривается Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" в следующих случаях:
- земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (раздел, объединение, перераспределение); такой земельный участок согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости;
- сведения о земельном участке носят временный характер; согласно п. 4 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер; если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 ст. 24 Закона случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 внесение в АИС ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса "внесенные", который изменяется на "временные", "учтенные", "ранее учтенные", "архивные" или "аннулированные" в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения.
В отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на "архивный" в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения. В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.
"Временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный" в случае:
истечения срока действия "временного" статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него;
представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют "временный" статус;
представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления о снятии с кадастрового учета части объекта недвижимости, сведения ГКН о которой имеют "временный" статус.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 11.07.2011 N 2343/12/11-266323 следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:014244:069 был внесен в государственный кадастр недвижимости 02.01.2003.
Согласно п.1 ст.45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 01.03.2008) или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Таким образом, в силу п. 1 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок с кадастровым номером 23:43:014244:069, расположенный по адресу: г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул.1 Мая, 167, считается ранее учтенным.
Понятие преобразования земельного участка дано в Федеральном законе "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 2 части 2 статьи 7), составляющем наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами правовую основу регулирования кадастровых отношений.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым (далее - преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее - образование объекта недвижимости).
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости предоставляется одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:014244:069, расположенный по адресу: г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул.1 Мая, 167, не является ни преобразуемым, ни временным, а имеет статус ранее учтенного.
Данный вывод суда документально не опровергнут администрацией и подтверждается материалами дела.
В силу части 6 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в порядке, установленном статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Суд первой инстанции, установив, что спорный земельный участок является ранее учтенным (статья 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости") обоснованно признал, что земельный участок не подлежит снятию с учета по правилам ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Действия кадастровой палаты, выразившиеся в принятии решения об отказе в снятии с кадастрового участка спорного земельного участка, по правилам гл. 24 АПК РФ в рамках настоящего дела не обжалуются и доказательства нарушения ответчиком положений ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не представлены.
Истец не указал норму Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", которая явилась бы основанием для обязания ответчика снять с кадастрового учета спорный земельный участок.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о необходимости формирования нового земельного участка налагающегося на спорный земельный участок, не являются предусмотренным законом условием для снятия спорного земельного участка с кадастрового участка.
Из материалов дела не усматривается, что ответчик каким-либо образом препятствует истцу в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению спорным земельным участком, в том числе в преобразовании спорного земельного участка в установленном законом порядке.
Отсутствие со стороны ответчика нарушений прав истца свидетельствует об отсутствии у сторон спора о праве, как обязательного условия предоставления судебной защиты в порядке искового производства.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2012 по делу N А32-6129/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6129/2012
Истец: Администрация МО г Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
Третье лицо: ООО "Торгово-производственная фирма "Елена"