г. Вологда |
|
04 октября 2012 г. |
Дело N А66-10357/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Журавлёва А.В и Моисеевой И.Н. при ведении протокола секретарём судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фаворит" на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 июля 2012 года по делу N А66-10357/2011 (судья Нофал Л.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Тверские коммунальные системы" (ОГРН 1036900046732; далее - ОАО "ТКС") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фаворит" ( ОГРН 1046900025083; далее - ООО "Фаворит") о взыскании 50 000 руб., в том числе 45 000 руб. задолженности за тепловую энергию, потреблённую в январе-июне 2011 года, и 5000 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Впоследствии истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неоднократно уточнял размер исковых требований, окончательно просил взыскать 1 938 189 руб. 02 коп. задолженности, а также заявил ходатайство об отказе от взыскания 5000 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами. Уточнение иска и отказ от взыскания процентов судом приняты.
Решением суда от 12 июля 2012 года с ООО "Фаворит" в пользу ОАО "ТКС" взыскано 1 938 189 руб. 02 коп. задолженности и 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В части взыскания 5000 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами производство по делу прекращено. Кроме того, с ООО "Фаворит" в доход федерального бюджета взыскано 30 381 руб. 89 коп. государственной пошлины.
ООО "Фаворит" с судебным решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что судом не приняты к перерасчёту акты фиксации поставки коммунальной услуги ненадлежащего качества. Вывод суда о том, что в деле отсутствуют доказательства направления данных актов истцу, противоречит материалам дела, а именно сопроводительным письмам с входящим регистрационным штампом ОАО "ТКС". Обращает внимание на то, что при произведении расчётов за отпущенную тепловую энергию для потребителей городского округа на 2011 год истец применяет тарифы, утверждённые приказом Региональной энергетической комиссии Тверской области (далее - РЭК Тверской области) от 29.11.2010 N 671-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Тверские коммунальные системы" для потребителей городского округа город Тверь" (далее - Приказ N 671-нп), который решением Арбитражного суда Тверской области от 19.04.2012 по делу А66-8179/2011 признан недействующим. Считает, что при расчёте отпущенной тепловой энергии следует исходить из среднего тарифа, действовавшего в 2010 году в размере 826,36 руб./Гкал (730,77 руб./Гкал для населения * 986,43 руб./Гкал для прочих потребителей). Данные доводы находят своё отражение в решении Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-10835/2011. Признаёт задолженность перед истцом по оплате тепловой энергии в размере 125 057 руб. 39 коп.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
ОАО "ТКС" в отзыве на апелляционную жалобу отклонило приведённые в ней доводы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается в материалах дела, в период с января по июнь 2011 года ОАО "ТКС" поставляло ООО "Фаворит" тепловую энергию через присоединённую сеть в адрес жилых домов, находящихся в управлении ответчика, без заключения письменного договора.
Истцом при отсутствии приборов учёта тепловой энергии в жилых домах ответчика объём отпущенной тепловой энергии определялся на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые в спорный период установлены решением Тверской городской Думы от 21.12.2001 N 185, а при составлении расчёта потреблённой тепловой энергии по нежилым помещениям применялась Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утверждённой приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105).
На оплату выставлялись соответствующие счета-фактуры.
Ответчик не в полном объёме оплатил тепловую энергию, поставленную истцом в январе - апреле, июне 2011 года, в результате чего за ним образовалась задолженность в размере 1 938 189 руб. 02 коп.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Правила, предусмотренные статьями 539-547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединённую сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Из пункта 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" следует, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В статье 65 АПК РФ закреплено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт поставки тепловой энергии и задолженность в заявленном размере ООО "Фаворит" в порядке статьи 65 АПК РФ не опровергнуты.
Ссылка подателя жалобы на то, что судом не приняты к перерасчёту акты фиксации поставки коммунальной услуги ненадлежащего качества, подлежит отклонению апелляционной коллегией.
Статья 542 ГК РФ, предусматривающая, что в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии, применяется с учётом положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), предусматривающих порядок уменьшения платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества.
Согласно пункту 60 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к названным Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Пунктом 5 раздела II приложения N 1 к Правилам N 307 предусмотрено, что температура горячей воды в точке разбора должна быть не менее 60 °C для открытых систем централизованного теплоснабжения, не менее 50 °C для закрытых систем централизованного теплоснабжения. При этом установлено, что допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 23-00 час до 6-00 час) не более чем на 5 градусов, в дневное время (с 6-00 час до 23-00 час) не более чем на 3 градуса. Этим же пунктом определено, что за каждые 3 градуса снижения температуры свыше допустимых отклонений размер платы потребителей снижается на 0,1% за каждый час превышения (суммарно за расчётный период) допустимой продолжительности нарушения.
Пунктом 14 раздела II приложения N 1 к Правилам N 307 установлено, что допустимая продолжительность перерыва в круглосуточном отоплении в течение отопительного периода должна быть не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца, не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 10 °C до 12 °C, не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 °C до 10 °C. Этим же пунктом определено, что за каждый час, превышающий (суммарно за расчётный период) допустимую продолжительность перерыва отопления, размер ежемесячной платы снижается на 0,15% размера платы, определённой исходя из показаний приборов учёта или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 15 раздела II приложения N 1 к Правилам N 307 предусмотрено, что температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже 18 °C (в угловых комнатах - +20 °C). За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается: на 0,15% размера платы, определённой исходя из показаний приборов учёта, за каждый градус отклонения от температуры; на 0,15% размера платы, определённой исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения температуры.
Отсутствие или некачественное предоставление коммунальных услуг может быть зафиксировано потребителем, который обращается с соответствующим заявлением, жалобой, требованием либо претензией к исполнителю коммунальных услуг, который в свою очередь обязан вести их учёт (подпункт "з" пункта 49 Правил N 307).
В силу подпункта "н" пункта 49 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг по требованию потребителя обязан направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также для составления акта, фиксирующего вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с некачественным предоставлением коммунальных услуг.
Объём (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредоставления коммунальной услуги (пункт 62 Правил N 307).
Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества предусмотрен разделом VIII Правил N 307.
Исходя из системного толкования пунктов 67, 69 и 74 упомянутых Правил по результатам проверки по факту непредоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем. В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг.
Основанием для перерасчёта размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств является акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 71 Правил N 307).
В качестве доказательств поставки коммунальных ресурсов ненадлежащего качества ответчиком представлены акты фиксации факта отсутствия услуги.
Вместе с тем ответчиком при составлении данных актов были нарушены требования пунктов 69-74 Правил N 307.
Так, в указанных актах даты начала некачественного оказания услуг являются более ранними, чем даты заявки о них в адрес аварийно-диспетчерской службы ОАО "ТКС". Акты составлялись более поздней датой, чем указанные в актах даты начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Кроме того, акты составлены в одностороннем порядке на весь дом с указанием одного параметра температуры воздуха во всех квартирах, подписи жильцов на актах отсутствуют.
С учётом изложенного указанные документы не могут быть признаны надлежащими доказательствами по делу, свидетельствующими о низком качестве поставленных истцом ответчику коммунальных ресурсов.
По составленным ответчиком актам не представляется возможным достоверно установить нарушение установленных Правилами N 307 нормативов качества услуг, а следовательно, и произвести соразмерный перерасчёт.
Вместе с тем часть составленных ответчиком актов истцом принята во внимание и такой перерасчёт истцом произведён, что подтверждается предъявленными истцом суду ведомостями перерасчётов за январь-март 2011 года и май 2011 года.
Доказательств неоказания услуг или снижения их качества в иных объёмах, чем указано истцом, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования о взыскании с ответчика 1 938 189 руб. 02 коп. долга.
Довод ответчика о том, что при произведении расчётов за отпущенную тепловую энергию для потребителей городского округа на 2011 год истец применяет тарифы, утверждённые Приказом N 671-нп, который решением Арбитражного суда Тверской области от 19.04.2012 по делу А66-8179/2011 признан недействующим, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.
РЭК Тверской области Приказом N 671-нп утвердила на 2011 год тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "ТКС" для населения и исполнителей коммунальных услуг на нужды отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда, в размере 909 руб./Гкал (приложение N 2). В примечании к этому приложению указано, что для исполнителей коммунальных услуг, а также для населения "предельно максимальный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, в том числе услуги отопления и горячего водоснабжения, на 2011 год установлен приказом Комиссии от 29.11.2010 N 505-нп, пункт 1".
Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.10.2010 на 2011 год установлена предельная максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации. По Тверской области указанный уровень составил 111,7%.
Кроме того, приказом РЭК Тверской области от 29.11.2010 N 505-нп утверждены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год по городским округам, городским и сельским поселениям Тверской области.
Для города Твери максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год составил 115%.
Приказом РЭК Тверской области от 17.12.2010 N 991-нп (далее - Приказ N 991-нп) утверждены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, отопления, электроснабжения, газоснабжения на 2011 год для организаций - исполнителей коммунальных услуг. Из приложения к данному приказу следует, что предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за услуги отопления и горячего водоснабжения в городе Твери на 2011 года составил 113%.
Производя расчёт стоимости тепловой энергии, ОАО "ТКС" использовал тариф на тепловую энергию, отпускаемую для населения, а также исполнителей коммунальных услуг на нужды отопления и горячего водоснабжения установленный Приказом N 671-нп (909 руб./Гкал, без учёта НДС).
В силу части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных названной частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьёй 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с названной статьей.
Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учётом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
В случае, если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов.
Согласно пункту 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации (пункт 8 Правил N 307).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 19.04.2012 по делу N А66-8179/2011 признано недействующим как не соответствующее Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и действовавшему на момент принятия оспоренного приказа Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а также Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Правилам N 307 приложение N 2 к Приказу N 671-нп в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию в размере 909 рублей/Гкал для иных потребителей.
Вместе с тем в соответствии с соглашением между администрацией Тверской области и администрацией города Твери о взаимодействии в целях ограничения роста коммунальных платежей граждан в 2011 году управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, приобретающим тепловую энергию у теплоснабжающих организаций (в том числе у истца), для которых рост тарифа превышает 113 % по отношению к тарифам, действовавшим в 2010 году, в течение 2011 года ежемесячно из бюджета производится компенсация недополученных доходов в виде субсидий (постановление администрации города Твери от 02.02.2011 N 100 "Об утверждении Порядка предоставления в 2011 году субсидий юридическим лицам из бюджета города Твери на компенсацию разницы между тарифами, установленными Региональной энергетической комиссией Тверской области для теплоснабжающих организаций, и размером платы граждан за предоставленные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учетом предельных максимальных индексов размера платы граждан").
Из материалов дела следует, что ответчиком за спорный период получены субсидии на компенсацию разницы тарифов. Данные субсидии направлены истцу в счёт погашения задолженности ответчика и истцом получены, что следует из предъявленного суду расчёта заявленных требований. Таким образом, расчёт долга составлен истцом с учётом фактического возложения на ответчика обязанности по оплате коммунального ресурса, исходя из тарифа, рост которого не превысил 113% (максимальный индекс изменения размера платы за коммунальный ресурс) по отношению к тарифам, действовавшим в 2010 году. С учётом изложенного ответчик, ссылаясь на неправомерность действий истца, не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов. Доказательств обоснованности исчисления суммы долга исходя из иной величины тарифа ответчиком суду не предъявлено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 июля 2012 года по делу N А66-10357/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фаворит" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
А.В. Журавлёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10357/2011
Истец: ОАО "Тверские коммунальные системы"
Ответчик: ООО "Фаворит"