Тула |
|
11 октября 2012 г. |
Дело N А62-2858/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Еремичевой Н.В., судей Тиминской О.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконферен-связи, апелляционную жалобу территориального отдела (инспекции) по Смоленской области Центрального межрегионального территориального управления на решение Арбитражного суда Смоленской области от 09 июня 2012 года по делу N А62-2858/2012 (судья Борисова Л.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Губернский центр охраны зрения" (г. Смоленск, ОГРН 1036758317045, ИНН 6730049049) об оспаривании постановления территориального отдела (инспекции) по Смоленской области Центрального межрегионального территориального управления (г. Смоленск) от 23.03.2012 N 3-Ю по делу об административном правонарушении, при участии от общества: Легусовой С.А. - директора (протокол общего собрания от 22.06.2009), Рябушенко О.И. (доверенность от 28.03.2012), Чуба А.А. (доверенность от 28.03.2012), от отдела: Моисеевой Н.В. (доверенность 20.12.2011 N 147), Ковалева С.В. (доверенность от 10.11.2011 N 89), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Губернский центр охраны зрения" (г. Смоленск, ОГРН 1036758317045, ИНН 6730049049) (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела (инспекции) по Смоленской области Центрального межрегионального территориального управления (далее по тексту - ответчик, инспекция, ЦМТУ Росстандарта по Смоленской области) от 23.03.2012 N 3-Ю о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 09.06.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Территориальный отдел (инспекция) по Смоленской области Центрального межрегионального территориального управления обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как необоснованное, и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Губернский центр охраны зрения", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения ЦМТУ Росстандарта от 08.12.2011 N 212/12, с целью государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и государственного надзора в области обеспечения единства измерений в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" инспекцией проведена плановая выездная проверка ООО "Губернский центр охраны зрения".
В ходе проверки инспекцией установлено применение обществом неповеренного средства измерения - диотриметра (линзметра) CLM-3100Р, серийный номер 3 CLM-3100 P.
Результаты проверки отражены в акте от 15.03.2012 N 12М, на основании которого ООО "Губернский центр охраны зрения" выдано предписание от 16.03.2012 N 12М о проведении поверки вышеуказанного средства измерения.
Усмотрев в действиях общества нарушения требований пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" должностное лицо инспекции составило протокол об административном правонарушении от 22.03.2012 N 12М-Ю.
Рассмотрев материалы проверки, инспекция вынесла постановление от 23.03.2012 N 3-Ю, которым признала общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и назначила ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Губернский центр охраны зрения" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее по тексту - Закон N 102-ФЗ), другие федеральные законы, регулирующие отношения в области обеспечения единства измерений, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" предусмотрены виды деятельности, на которые распространяется сфера государственного регулирования обеспечения единства измерения.
На основании пункта 1 части 3 статьи 1 названного Закона сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные требования и которые выполняются, в числе прочего, при осуществлении деятельности в области здравоохранения.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ (далее по тексту - Закон N 323-ФЗ) охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии с п. 5 ст. 29 вышеупомянутого Закона частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
Согласно пункту 3.2 устава ООО "Губернский центр охраны зрения" общество создано частными лицами в целях извлечения прибыли и одним из направлений его деятельности является деятельность в области здравоохранения.
На основании прайс-листа, утвержденного директором общества 01.02.2011, заявитель оказывает медицинские услуги (диагностические, лечебные, хирургические) по специальности "офтальмология".
Таким образом, как справедливо отмечено судом первой инстанции, деятельность общества попадает в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений.
На основании пункта 1 статьи 9 Закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями названного Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений установлены главой 2 указанного Закона N 102-ФЗ.
Согласно пункту 21 статьи 2 данного Закона, пункту 6.2 Рекомендаций по межгосударственной стандартизации РМГ 29-99 "Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения", утвержденных постановлением Госстандарта России от 17.05.2000 N 139-ст, средство измерений - это техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Результаты поверки удостоверяются знаком поверки и свидетельством о поверке (пункт 2, 4 статьи 13 Закона N 102-ФЗ).
Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, не прошедших в установленном порядке поверку, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, составляют именно действия по применению неповеренного средства измерения.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в 2010 году общество приобрело автоматический диоптриметр, модель CLM-3100 Р, серийный номер 3 LA8G1101, производитель Республика Корея, 2009 года изготовления.
Согласно медицинскому справочнику диоптриметр (диоптри + греч. metreф измерять, определять) - прибор для измерения основных оптических характеристик очковых линз.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО "Губернский центр охраны зрения" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ явилось применение им в нарушение требований Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" неповеренного средства измерения - диоптриметра (линзметра) CLM-3100 Р серийный номер 3LA8G1101 в количестве одной единицы.
В подтверждение события вменяемого обществу административного правонарушения ЦМТУ Росстандарта по Смоленской области в материалы дела представлены: акт проверки от 15.03.2012 N 12М; протокол об административном правонарушении от 22.03.2012 N 12М-Ю; справка о применяемых средствах измерения, в которой в числе применяемых средств измерения указан диоптриметр (линзметр) CLM-3100 Р серийный номер 3LA8G1101.
Вместе с тем в судебном заседании в суде первой инстанции в качестве свидетеля была допрошена главный бухгалтер общества Старовойтова О.В., из показаний которой следует, что изначально по требованию проверяющего инспектора ею была изготовлена справка о средствах измерения, состоящих на балансе общества (8 средств измерения).
Однако, ознакомившись с указанным документом, проверяющий инспектор попросил изменить наименование справки с "перечень средств измерений" на справку "о применяемых средствах измерения". Не изменяя содержания документа, Старовойтова О.В. изменила его наименование, не придав значения, изменившейся смысловой нагрузке документа.
Присутствовавшая в судебном заседании инспектор Моисеева Н.В., проводившая проверку, подтвердила тот факт, что по ее просьбе общество изменяло наименование вышеуказанной справки.
Также представителями инспекции пояснено, что вывод о применении обществом диоптриметра автоматического CLM-3100 Р сделан им только на основании представленных ООО "Губернский центр охраны зрения" документов. Факт непосредственного его применения при оказании услуг в области офтальмологии на момент проверки не был установлен.
В обоснование своей позиции общество ссылается на то, что данное средство измерения не было введено им в эксплуатацию и никогда ООО "Губернский центр охраны зрения" не применялось.
В подтверждение этого ООО "Губернский центр охраны зрения" представило в материалы дела справку от 02.04.2012 N 119, согласно которой по данным бухгалтерского учета основных средств по состоянию на 20.02.2012 диоптриметр автоматический CLM-3100 Р с серийным номером 3 LA8G1101 не введен в эксплуатацию и числится на счете 08 "вложения во внеоборотные активы".
Кроме того, как пояснил в судебном заседании директор общества, для оказания видов услуг, которые указаны в утвержденном им перечне видов услуг, оказываемых ООО "Губернский центр охраны зрения" населению, необходимость в применении диоптриметра отсутствует, деятельностью по изготовлению очков общество не занимается.
Подтверждая факт неприменения спорного оборудования в деятельности ООО "Губернский центр охраны зрения", последнее представило в материалы дела договор аренды оборудования от 01.03.2012 (с дополнительным соглашением N 1 от 21.03.2012), заключенный между обществом (арендодатель) и ООО "Флора-Медиа" (арендатор), по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование указанное оборудование; акт сдачи-приемки оборудования в аренду от 01.03.2012.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал, что административным органом не представлено в материалы дела бесспорных доказательств, свидетельствующих о применении обществом диоптриметра CLM-3100 Р с серийный номером 3LA8G1101 в работе, а следовательно, наличие события, составляющего объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 19.19 КоАП РФ, инспекцией не доказано.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление территориального отдела (инспекции) по Смоленской области Центрального межрегионального территориального управления от 23.03.2012 N 3-Ю.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 09 июня 2012 года по делу N А62-2858/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу территориального отдела (инспекции) по Смоленской области Центрального межрегионального территориального управления - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ. Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2858/2012
Истец: ООО "Губернский центр охраны зрения"
Ответчик: Территориальный отдел (инспекция) по Смоленской области Центрального межрегионального территориального управления, Территориальный отдел (инспекция) по Смоленской области Центрального межрегионального территориального управления по Смоленской области
Третье лицо: ЦМТУ Росстандарта
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4581/12
10.09.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3783/12
10.08.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4126/12
26.07.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3783/12