г. Саратов |
|
10 октября 2012 г. |
Дело N А12-7065/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, Т.Н. Телегиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Г.У. Сабировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 июля 2012 года, по делу N А12-7065/2012, судья А.В. Суркова, по иску Администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, 5; ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822), к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, Москва, ул. Ильинка, 9, ИНН 7710168360, ОГРН 1037339085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, 28А; ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555), 3-и лица: Комитет бюджетно-финансовой политики администрации Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида,7, ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922), Комитет по строительству администрации Волгоградской области (400074, Волгоград, ул. Козловская, 39А, ИНН 3445118588, ОГРН 1113460005240), Министерство регионального развития Российской Федерации (127994, Москва, ул. Садовая-Самотечная, д.10/23, стр. 1, ИНН 7707530333, ОГРН 1047796791459)
о взыскании 853.000 руб.
при участии в заседании: лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Волгограда (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Российской Федерации, в лице Министерство финансов Российской Федерации о взыскании с Российской Федерации за счет средств казны в пользу муниципального образования городской округ город-герой Волгоград 849000 руб. расходов, связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) Закировой Карине Ураловне, а также 4000 рублей в возмещение расходов по проведению оценки стоимости указанного жилого помещения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25 июля 2012 года, взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, за счет средств казны Российской Федерации, в пользу муниципального образования городской округ город-герой Волгоград убытки в размере 853.000 руб.
УФК по Волгоградской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска в полном объеме.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда Волгограда от 17.03.2009 г., суд обязал администрацию Волгограда предоставить Закировой К.У. - инвалиду с заболеванием, входящем в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, вне очереди жилую площадь в г. Волгограде на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.
Во исполнение вышеуказанного судебного акта, постановлением администрации Волгограда от 20.11.2009 г. N 2990 Закировой К.У. предоставлено жилое помещение (квартира) N 17 дома N 4 по ул. Гремячинской Красноармейского района г. Волгограда.
Между МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" и Закировой К.У. заключен договор социального найма N 217 от 08.12.2009 г.
Согласно отчету об оценке объекта недвижимого имущества N 201 2-12 рыночная стоимость предоставленного Зактровой К.У. жилого помещения составляет в размере 849.000 руб.
Администрация Волгограда выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения Зактровой К.У. однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий администрации не компенсировал.
В связи с необходимостью несения расходов по предоставленным льготам при отсутствии их возмещения из соответствующего бюджета администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья Закировой К.У. размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным постановлением Тольяттинской городской Думы от 05.11.2003 N 916, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О, статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции удовлетворил исковое требование за счет казны Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится, в частности возмещение убытков, под которыми понимаются, в том числе расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
В свою очередь, в статье 16 указанного Кодекса закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52, 53 Конституции Российской Федерации.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 N 20-П, Определение от 15.02.2005 N 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в т.ч. международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права. (часть 2 статьи 40). При этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.(часть 3).
Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В целях реализации соответствующих полномочий, в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005 г., предусмотрен институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.(определения Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1368-О-О и от 01.12.2009 N 1548-О-О).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ относит граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статьи 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне. (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, а потому согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17).
До 01.01.2005 г. (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29.12.2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая).
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона о социальной защите инвалидов, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 г. N 614 утверждены "Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Эти Правила применяются к граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г.
Названными Правилами предусмотрено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Минрегионом России.
Таким образом, субвенции, направляемые из федерального бюджета, являются целевыми межбюджетными трансфертами, предназначенными для обеспечения того объема и целевой направленности расходных обязательств, которые предусмотрены федеральным законодательством.
В свою очередь Постановлением Администрации Волгоградской области N 334-п от 14.09.2009 г. определен уполномоченный орган, ответственный за реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета. Таким органом в Волгоградской области сейчас является Комитет по строительству Администрации Волгоградской области.
Указанным Постановлением также утвержден "Порядок реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета".
По смыслу норм статей 16, 1069 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, при рассмотрении судом исковых требований о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием ) и причиненным вредом.
Принимая во внимание, что вышеуказанными актами судов общей юрисдикции была установлена правомерность действий Закировой С.В. заявившей в интересах Закировой К. У. исковые требования к администрации Волгограда о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения, у Волгограда возникли расходы в связи с исполнением муниципальным образованием обязанностей, относящихся к расходным обязательствам Российской Федерации. Такие расходы не подлежат осуществлению за счет средств бюджета муниципального образования.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 г. N 2280/10 сформирована правовая позиция, в силу которой передаваемая в социальный наем квартира и являющаяся собственностью муниципального образования, в результате исполнения решения суда общей юрисдикции выбывает из владения муниципального образования, что влечет бюджету этого образования расходы.
Рыночная стоимость квартиры - это те расходы, которые городской округ город-герой Волгоград понесет для восстановления утраченного имущества.
Для определения рыночной стоимости квартиры у муниципалитета возникли дополнительные расходы на сумму 4000 рублей (платежное поручение N 425240 от 29.12.2011 г.).
Доказательства, опровергающие рыночную стоимость спорной квартиры, указанную в отчете N 201 2-12 в размере 849.000 руб., в материалах дела отсутствуют.
В материалах дела не имеется доказательств о том, что Минрегиону России из федерального бюджета выделялись средства на возмещение расходов муниципальным образованиям в связи с предоставлением ими по решению суда квартир льготной категории граждан при отказе последних от получения денежной компенсации на приобретение жилья (т.е. в случаях, когда предоставление льготы имело место в натуральной форме).
Принимая во внимание, что понесенные муниципальным образованием расходы по предоставлению жилого помещения Закировой К.У. до настоящего времени не возмещены, исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 июля 2012 года по делу N А12-7065/2012 оставить без изменения апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-7065/2012
Истец: Администрация Волгограда, Администрация города Волгограда
Ответчик: Министерство финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ интересы, которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, УФК по Волгоградской области
Третье лицо: Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Комитет по строительству Администрации Волгоградской области, Министерство регионального развития РФ