город Ростов-на-Дону |
|
01 октября 2012 г. |
дело N А01-959/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Н.Н. Ивановой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
от заявителя: ведущего специалиста-эксперта Бахмеитева А.А. (доверенность от 11.09.12 N 0024-Д, сроком до 31.12.12);
от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 23.08.12 N 48974);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи по Республике Адыгея - филиала ФГУП "Почта России" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.07.2012 по делу N А01-959/2012 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к заинтересованному лицу Федеральному государственному унитарному предприятие "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи по Республике Адыгея - филиала ФГУП "Почта России" о привлечении к административной ответственности, принятое в составе судьи Шагуч Б.А.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи по Республике Адыгея - филиала ФГУП "Почта России" (далее - почта) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 24.07.12 почта привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях почты имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, почта подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что собственником здания, в котором находится отделение почтовой связи является ОАО "Ростелеком". На момент проведения проверки почта приняла все зависящие от нее меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Почта своего представителя в судебное заседание не направила, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится а его отсутствие.
Представитель управления возражал против отмены решения суда первой инстанции, сославшись на доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.04.12 управлением на основании приказа руководителя управления от 29.03.12г. N 0322 проведена выездная внеплановая проверка почты с целью подтверждения фактов нарушения обязательных требований, выявленных в результате систематического наблюдения (акт СН от 23.03.2012 г. N А-23Т-11/3622).
Задача проверки - соблюдение почтой лицензионных условий по лицензии N 55298 и обязательных требований при оказании телематических услуг связи на территории Республики Адыгея.
В ходе проверки управлением пункта коллективного доступа - отделения почтовой связи Натырбово, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Кошехабльский район, с.Натырбово, ул.Колхозная, 56, установлено отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов к месту оказания связи, а именно: на входе в отделение расположены 4 ступеньки, пандус отсутствует, что ограничивает доступ маломобильных групп населения к месту оказания универсальных услуг.
Указанные факты являются несоблюдением п. 10 главы 16 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 г. N 87, пункта 2.1.5 договора об условиях оказания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа от 04.12.2006 г. N УС 120/01-6, пункта 5.7 Приложения N 1 к данному договору, пункта 7 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.04.05г. N 241, условий лицензии N 55298 на предоставление телематических услуг связи, что в свою очередь является нарушением п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи".
По факту административного правонарушения 19 апреля 2012 года государственным инспектором управления в отношении почты был составлен протокол об административном правонарушении в области связи N 708/12, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Административный материал передан управлением в Арбитражный суд Республики Адыгея для рассмотрения по существу.
24.07.12 решением суда первой инстанции почта привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным решением, почта обратилась в суд апелляционной инстанции.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях почты имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ ввиду следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати до сорока тысяч рублей.
Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.11 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Частью 1 ст. 8 Закона о лицензировании предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" осуществляет деятельность по лицензии N 55298 от 06.12.07 на телематические услуги связи.
В силу закона, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, договором, а также руководствоваться при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи (связанные с этим расходы несут операторы связи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 утвержден Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в данной области оказания услуг.
В названный перечень включена деятельность по оказанию телематических услуг связи.
В соответствии с пунктом 10 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи одним из условий осуществления указанной деятельности является выполнение лицензиатом обязательств по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти (для операторов универсального обслуживания).
В соответствии с пунктами 5, 10 условий лицензии N 55298 на предоставление телематических услуг связи, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством РФ и выполнять обязательства по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи.
Так, пунктом 2.1.5 пункта 2.1 договора об условиях оказания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети интернет с использованием пунктов коллективного доступа от 04.12.06г. N УС 120/01-06 оператор универсального обслуживания обязан: оказывать универсальные услуги связи с соблюдением требований, установленных правилами оказания соответствующих услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации; Правилами оказания универсальных услуг связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 г. N 241, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, а также с соблюдением требований к пунктам коллективного доступа, используемым для оказания универсальных услуг связи.
Согласно пункту 5.7 Перечня N 1 к договору от 04.12.06г. N УС 120/01-06 оператор универсального обслуживания оказывает универсальные услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет в селе Натырбово Кошехабльского района по ул. Колхозная, 56.
Как верно установлено судом первой инстанции, при проведении проверки соблюдения почтой лицензионных требований и условий, деятельность которого по оказанию телематических услуг связи осуществляется в с.Натырбово Кошехабльского района по ул.Колхозной, 56, выявлено отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов к месту оказания универсальных услуг связи, а именно: вход в помещение с улицы не оборудован пандусом.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации) организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования средствами связи и информации.
Закрепляющее названную обязанность положение ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами.
Одним из средств конкретизации рассматриваемой нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 15 и 30).
В частности, согласно 1 статьи 12 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Статьей 16 Закона о социальной защите инвалидов в Российской Федерации предусмотрено, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 г. N 241 (далее - Правила) установлено, что оператор универсального обслуживания обязан создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания универсальных услуг связи (таксофонам, пунктам коллективного доступа).
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как верно установлено судом первой инстанции, фактически почта начала активно решать вопрос по установлению пандуса после проверки и обнаружения нарушения, а договор на изготовление проектно-сметной документации для устройства пандуса заключен лишь 01.06.12г., спустя 2 месяца с даты проверки- 05.04.12г.
Довод почты о том, что все возможные меры по установлению пандуса принимались судом апелляционной инстанции оцениваются критически ввиду следующего.
Так, в соответствии с 2.1.1 договора об условиях оказания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа от 04.12.06 N УС 120/01-6, почта должна была приступить к оказанию соответствующих услуг связи не позднее 6 месяцев с даты заключения договора, в частности по пункту коллективного доступа - отделению почтовой связи Натырбово, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Кошехабльский район, с. Натырбово, ул. Колхозная, 56 - до 14.05.07. Кроме того, Лицензией N 55298 от 06.12.07 на оказание телематических услуг связи предусмотрено, что день начала оказания услуг - не позднее 06.12.09. В то же время почта в подтверждение принятия мер по установлению пандуса ссылается на обращения к собственнику здания: исх. N 01.2,4-20/99 от 25.04.12 г., исх.N 312 от 29.05.2012 г., исх.N 30.2.01.10-20/16 от 03.04.2012 г., исх.N 256 от 23.04.2012 г. и исх.N 587 от 09.11.2011 г. Из указанных писем только одно было направлено собственнику помещения до начала проверки управленеим. Договор N 01 "с" - 1253 на изготовление проектно-сметной документации почтой заключен только 01.06.12
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что почта не может подтвердить предпринимаемые меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к месту оказания услуг связи начиная с 14.05.07 г. и до апреля 2012 года, то есть до начала проверки управления.
Таким образом, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что почтой не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения им лицензионных требований и условий, за нарушение которых ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Нарушение лицензионных требований и условий свидетельствуют о несоблюдении пункта 5 условий лицензии N 55298 на предоставление телематических услуг связи, что в свою очередь является нарушением пункта 1 статьи 46 Закона о связи.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается лицензией N 55298 на предоставление телематических услуг связи, протоколом об административном правонарушении N 708/12 от 19.04.12г., протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 05.04.12г, договором от 04.12.06г. N УС 120/01-6 и другими материалами дела.
Согласно пункту 1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", дела о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, на основании статьи 29.5 КоАП РФ подлежат рассмотрению по месту совершения соответствующего нарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Таким образом, юридическое лицо - почта, совершило административное правонарушение, ответственность за которое, предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. С учетом характера совершенного правонарушения, суд первой инстанции правомерно привлёк почту к административной ответственности и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы почты и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.07.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-959/2012
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Адыгея)
Ответчик: ФГУП "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи по Республике Адыгея - филиала ФГУП "Почта России", Филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - Управление Федеральной почтовой связи Республики Адыгея