г. Пермь |
|
08 июля 2010 г. |
Дело N А50-4703/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л. Паньковой,
судей Т.Л. Зелениной, В.Ю. Дюкина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Исмагиловой Л.Р.,
при участии:
от заявителя - Департамента имущественных отношений администрации города Перми: Левитан О.Е., доверенность от 28.12.2009,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю: Горкунова Л.М., доверенность от 07.05.2010,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
Департамента имущественных отношений администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 апреля 2010 года
по делу N А50-4703/2010,
принятое судьей Н.В. Гусельниковой,
по заявлению Департамента имущественных отношений администрации города Перми
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, возложении обязанности провести государственную регистрацию права,
установил:
Департамент имущественных отношений администрации города Перми обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю о признании незаконным отказ УФРС по Пермскому краю в регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения общей площадью 17,8 кв.м, жилого дома по ул. Юрша, 9, обязании УФРС по Пермскому краю провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на данные нежилые помещения.
При рассмотрении дела заявителем уточнены требования (л.д. 43). Заявитель просил признать незаконным отказ УФРС по Пермскому краю в регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения первого этажа общей площадью 17,8 кв.м жилого дома по ул. Юрша, 9 в г. Перми, обязании УФРС по Пермскому краю провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанные помещения.
Уточнения заявленных требований судом первой инстанции на основании ст. 49 АПК РФ приняты (л.д. 46).
Решением от 27 апреля 2010 года в удовлетворении заявления отказано (л.д. 47-52).
Заявитель с решением суда от 27 апреля 2010 года не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. По мнению заявителя апелляционной жалобы, право муниципальной собственности на спорное недвижимое имущество является ранее возникшим. В соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности от 14.09.2009 спорные нежилые помещения включены в реестр муниципальной собственности на основании решения Малого совета Пермского городского совета народных депутатов от 08.06.1993 N 115, изданного на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991. Из технического паспорта на помещения следует, что собственником спорного имущества является МО "Город Пермь", право собственности муниципалитета зарегистрировано в установленном законом порядке. Спорные помещения не могут быть признаны техническими. Информация о реконструкции спорных помещений в техническом паспорте отсутствует. Поскольку право муниципальной собственности на спорные помещения возникло в 1993 году, статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к данным правоотношениям применяться не может. Заявитель полагает, что основания для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности отсутствовали.
В апелляционной жалобе заявитель просил отменить решение суда, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо указало на то, что не согласно с доводами апелляционной жалобы, поскольку спорное имущество отнесено к помещениям общего пользования жилого дома, поэтому не могут быть переданы в муниципальную собственность и государственная регистрация этих помещений не может быть произведена. Факт включения имущества в реестр муниципальной собственности не является безусловным основанием возникновения права муниципальной собственности. Спорное помещение было реконструировано из мест общего пользования, что установлено в рамках проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов. Согласия собственников помещения в многоквартирном доме по ул. Юрша, 9 на реконструкцию помещений общего пользования не представлено, поэтому было принято решение об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное помещение.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, а также на основании ст. 48 АПК РФ произвести замену заинтересованного лица на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
В соответствии со ст. 48 АПК РФ судом апелляционной инстанции произведена замена заинтересованного лица - Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю на правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Решением малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 08.06.1993 N 115 утвержден перечень нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность города Перми (л.д. 7).
В перечень нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность, вошло помещение по ул. Юрша, 9 площадью 207 кв.м (л.д. 8-19).
29.09.2009 заявитель обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю с заявлением о проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение площадью 17,8 кв.м, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, 9 (л.д. 31). С заявлением на регистрацию были представлены кадастровый паспорт помещения от 16.09.2008, выписка из реестра муниципальной собственности от 14.09.2009 N 19-18-8653, постановление Администрации города Перми от 15.05.2008 N 393 (л.д. 32).
Письмом от 20.11.2009 N 22/048/2009-327 Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю отказало в государственной регистрации права на недвижимое имущество в связи с противоречиями между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества (л.д. 6).
Заявитель, не согласившись с отказом в государственной регистрации права на недвижимое имущество, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 14.09.2009 N 19-18-8653 (л.д. 26) нежилые помещения (лит. А) общей площадью 17,8 кв.м на первом этаже жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Юрша, 9, включены в реестр муниципальной собственности (решение малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от 08.06.1993 N 115).
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок проведения государственной регистрации прав предусмотрен ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ истребование дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 этого закона, не допускаются.
Из расписки в получении документов на государственную регистрацию следует, что заявителем в регистрирующий орган были представлены следующие документы: заявление от 29.09.2009 N 22/048/2009-327, кадастровый паспорт помещения от 16.09.2008, выдавший орган: Производственное управление ГУП "ЦТИ" Пермского края, выписка из реестра муниципальной собственности от 14.09.2009 N 19-18-8653, постановление Администрации г. Перми от 15.05.2008 N 393 (л.д. 32).
Статьей 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрен порядок проведения государственной регистрации прав, в том числе путем проведения правовой экспертизы документов и проверка законности сделки.
Из письма Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю от 20.11.2009, которым было отказано в государственной регистрации права, следует, что согласно ответу ГУП "ЦТИ Пермского края" на запрос, ограничений (обременений) на спорный объект не зарегистрировано, однако, спорный объект реконструирован из мест общего пользования.
Согласно ответу от 03.11.2009 N 58-3-4047 ГУП "ЦТИ Пермского края" не зарегистрированы нежилые помещения на 1 этаже в 9-этажном жилом доме. Обременений (ограничений) нет. Реконструкция пом. N 36-41 из мест общего пользования в нежилом помещении (л.д. 36).
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Пунктом 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
С момента приватизации (1992 год) квартир жилого дома N 9 по ул. Юрша собственники квартир стали и собственниками общих помещений данного дома.
В пункте 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, доказательства реконструкции спорного помещения в установленном законом порядке, в материалах дела не имеются (ст. 65 АПК РФ).
Таким образом, поскольку спорное помещение образовано из мест общего пользования, следовательно, обладает признаками, установленными ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, на него распространяется режим общего пользования собственности всех собственников помещений в указанном жилом доме.
Однако доказательства наличия согласия собственников помещений в доме на произведенную реконструкцию спорных помещений, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, верен вывод суда первой инстанции о том, что факт включения спорного имущества в реестр муниципальной собственности сам по себе не означает принадлежность данного помещения к муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Иные доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются по вышеназванным основаниям.
Нарушений судом первой инстанции норм материального либо процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ и не подлежит взысканию на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27.04.2010 по делу N А50-4703/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Г.Л. Панькова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4703/2010
Истец: Департамент земельных отношений администрации города Перми, Департамент имущественных отношений администрации г. Перми
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-41/11
14.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-41/11
19.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8511/10-С6
08.07.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6024/10