г. Самара |
|
10 октября 2012 г. |
Дело N А55-13242/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 03 октября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 10 октября 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Головлева С.В., доверенность от 24 марта 2012 г. N АА 3918924,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары - извещен, не явился,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 июля 2012 г. по делу N А55-13242/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), г. Москва,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары, г. Самара,
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее ответчик, министерство) с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции, о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений по Самарской области выразившееся в непринятии в законодательно установленный срок решения по заявлению ОАО "РЖД" от 12.01.2012 N 12-2/0021-12-С о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Агибалова с кадастровым номером 63:01:0102006:10 незаконным, о возложении на Министерство имущественных отношений по Самарской области обязанности в месячный срок осуществить действия по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части вида разрешенного использования земельного участка и выдать ОАО "РЖД" надлежащим образом оформленное принятое решение по заявлению о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Агибалова с кадастровым номером 63:01:0102006:10.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31 июля 2012 г. по делу N А55-13242/2012 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат пристрой к зданию поликлиники (назначение: нежилое здание) Литера А2 площадью 2 096, 50 кв. м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Агибалова, д. 12, указанный пристрой передан обществом в оперативное управление НУЗ "Дорожная стоматологическая больница ОАО "РЖД"" что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от 14.10.2010 г.
Заявитель, полагая, что имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему на праве собственности здание, 03.11.2011 г. обратился в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
Письмом от 22.12.2011 N 12/21488 министерство возвратило заявителю пакет документов, указав при этом, что к заявлению от 03.11.2011 г. приложены не все документы, перечисленные в Приложении N 2 к Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок), утвержденному Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 г.
27.12.2012 г. общество направило министерству повторное заявление о предоставлении земельного участка с приложением документов, предусмотренных в приложении N 2 к Порядку. К заявлению общество также приложило сведения о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу, указанному заявителем в качестве предполагаемого местоположения испрашиваемого земельного участка, выданные Управлением Росреестра по Самарской области.
Письмом от 03.02. 2012 г. N 12-2/0021/12-С министерство запросило у заявителя план границ испрашиваемого земельного участка, отвечающий требованиям, установленным п. 2.2. Порядка, для возможности направления запроса в департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для получения сведений об отнесении испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования, а также о наличии ограничений (обременений) в использовании земельного участка. Требуемый план границ был представлен заявителем в министерство.
Из материалов дела следует, что министерством 03.02.2012 г. был направлен запрос в ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области о предоставлении выписки об испрашиваемом земельном участке.
Письмом от 16.03.2012 г. министерство направило запрос руководителю департамента о том, относится ли испрашиваемый земельный участок к территории общего пользования и о наличии каких-либо ограничений (обременений) в части пользования земельного участка.
Письмом от 02.05.2012 г. министерство указало заявителю на необходимость обратиться в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений, связанных с разрешенным использованием земельного участка, а также информации о части земельного участка, занятого принадлежащим обществу пристроем.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают право на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 36 земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 3.1.7 Административного регламента министерства имущественных отношений Самарской области по оказанию государственной услуги "Предоставление в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", утвержденного приказом министерства N 790 от 07.05.2010 (далее - регламент), несоответствие представленных документов по их комплектности и оформлению требованиям действующего законодательства, настоящего Регламента, а также наличие противоречий в сведениях, содержащихся в заявлении и приложенных к нему документах, является основанием для принятия министерством решения о возвращении документов заявителю.
Максимальный срок выполнения процедуры - в течение 30 дней со дня поступления в министерство заявления о предоставлении земельного участка и прилагаемых к нему документов.
Согласно п. 3.1.8. регламента, если по результатам проверки заявления и экспертизы приложенных к нему документов устанавливается необходимость в получении дополнительных сведений, осуществляется подготовка и направление запросов в соответствующие органы государственной власти Российской Федерации, Самарской области, органы местного самоуправления, учреждения и организации, а также заявителю.
Максимальный срок выполнения процедуры - в течение двух недель со дня поступления в министерство заявления о предоставлении земельного участка и прилагаемых к нему документов.
Учитывая, что заявление общества о предоставлении земельного участка от 27.12.2011 г. поступило в министерство 12.01.2012 г., и к указанному заявлению были приложены все документы, предусмотренные в Приложении N 2 к Порядку, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что министерство необоснованно затягивает процедуру предоставления земельного участка в собственность, проявляя бездействие.
Довод министерства о том, что представленные заявителем документы не позволяют сделать вывод о том, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности является необоснованным.
Материалами дела подтверждается, что заявитель является собственником пристроя к зданию поликлиники (назначение: нежилое здание) Литера А2 площадью 2 096, 50 кв. м., инвентарный номер: 63:01:0102006:0:9, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Агибалова, д. 12.
Заявитель предоставлял министерству ситуационный план земельного участка и технический паспорт на пристрой Литера А2 к зданию поликлиники.
Согласно письму министерства строительства Самарской области от 15.02.2012 г. N МС-3/414, спорный земельный участок площадью 631, 20 кв.м. находился в пользовании заявителя на основании договора аренды земельного участка N 31 от 28.11.2006 г., правоотношения по указанному договору были прекращены с 19.11.2009 года в связи с вводом объекта в эксплуатацию.
Согласно свидетельству о праве собственности от 14.10.2010 г., право собственности заявителя на пристрой было зарегистрировано на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU 63301000-049з от 18.11.2009 г.
Кадастровый паспорт земельного участка от 08.06.2012 г. содержит сведения о том, что часть испрашиваемого земельного участка занята объектом недвижимости: часть пристроя к зданию поликлиники (Литера А2, кадастровый номер: 63:01:0102006:0:9).
Таким образом, все вышеперечисленные документы подтверждают факт нахождения пристроя на земельном участке, испрашиваемом заявителем.
В соответствии с п. 3.2. Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области, уполномоченного органа и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области в сфере предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (введен Постановлением Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 65), управление кадастра объектов недвижимости обеспечивает информационное обеспечение мероприятий по предоставлению земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, а также на основании соответствующих заявлений министерства проводит кадастровый учет земельных участков, вносит изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков, состоящих на государственном кадастровом учете. Для этого Управление кадастра объектов недвижимости осуществляет предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости в установленном порядке на основании запросов министерства.
При таких обстоятельствах, министерство необоснованно возложило на заявителя обязанность по обращению в орган кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, у заявителя отсутствует обязанность для целей предоставления ему в собственность земельного участка в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации провести предварительно изменение разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, так как эта обязанность для спорных правоотношений законом не предусмотрена.
С учетом принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, сформулированного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации и получившего свое развитие в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии в собственности заявителя объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, какого-либо иного назначения и вида использования испрашиваемого земельного участка, кроме как для размещения реально расположенных на нем объектов недвижимости и для их использования, у данного участка в настоящее время нет и не может быть.
При этом несоответствие вида разрешенного использования, который указан в кадастровом паспорте, назначению законно расположенных на данном участке объекта недвижимости в виде производственно-складского здания, право на который зарегистрировано в установленном порядке, не может служить препятствием для приобретения права собственности на испрашиваемый земельный участок, занятый этим объектом, в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении ФАС Поволжского округа от 22.02.2011 по делу N А49-2940/2010.
Согласно пункту 3.3. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 в случаях, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка (в том числе при принятии решения о предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности у заявителей), земельные участки предоставляются заявителю после представления заявителем в министерство кадастровой карты (плана) земельного участка, оформленной в установленном порядке и удостоверенной управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, а при отсутствии ранее утвержденного проекта границ земельного участка - после утверждения уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара проекта границ земельного участка с учетом зонирования территорий и целевого назначения земель.
Договор аренды либо договор купли-продажи земельного участка заключается после представления заявителем в министерство кадастровой карты (плана) земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что заинтересованное лицо не исполнило возложенную на него законом (статьей 36 ЗК РФ) обязанность, при отсутствии на то законных оснований, то есть проявило незаконное бездействие.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Министерством имущественных отношений Самарской области допущено незаконное бездействие, выразившееся в не принятии в законодательно установленный срок решения по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 12.01.2012 N 12-2/0021-12-С о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Агибалова, с кадастровым номером 63:01:0102006:10, так как не выполнена установленная законом обязанность в установленном законом порядке и сроки.
Указанное бездействие не соответствует действующему законодательству - ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, препятствуя реализации заявителю исключительного права на выкуп земельного участка.
В соответствии со ст. ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие двух условий в совокупности: несоответствие обжалуемого действия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим действием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют суду сделать вывод о нарушении министерством требований статей 28, 29, 33, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, что привело к нарушению прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что является основанием для признания бездействия министерства незаконным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 июля 2012 г. по делу N А55-13242/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13242/2012
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги"в г. Самара
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, ФГБУ "ФКП Росреестра " в лице ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарсколй области "С