Тула |
|
18 октября 2012 г. |
Дело N А68-2833/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Байрамовой Н.Ю.,
судей Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Центрсельэлектросетьстрой" (г. Тула, ОГРН 1027100594950, ИНН 7107003790) на решение Арбитражного суда Тульской области от 30.07.2012 по делу N А68-2833/2012 (судья Андреева Е.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Центрсельэлектросетьстрой" к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (г. Москва, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134) (Росимущество), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047101120692, ИНН 7107078933), Государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (г. Москва, ОГРН 1077799028251, ИНН 7736243140), третье лицо - администрация города Тулы (ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032), о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном непринятии решения по заявлениям открытого акционерного общества "Центрсельэлектросетьстрой" от 17.01.2012 N 01/7 и от 04.08.2011 N 01/284, по неисполнению решения горисполкома города Тулы от 21.04.1988 N 8-310 по разборке (ликвидации) временных сборно-разборных жилых домов, расположенных по адресу: г. Тула, Ханинский проезд, д. 15 корпус 1, 2, 3, 4, а проживающих граждан переселении в другое свое жилье, обязав ответчиков: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области ликвидировать временные сборно-разборных жилые дома, расположенные по адресу: г. Тула, Ханинский проезд, д. 15, корпус 1, 2, 3, 4, а проживающих граждан переселить в другое свое жилье, при участии в судебном заседании 10.10.2012 (до перерыва) и 11.10.2012 (после перерыва) от ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" - Хрусловой Н.Н. (доверенность от 10.01.2012 N 1), Ахадуллаевой Е.Н. (выписка из ЕГРЮЛ), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, установил следующее.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 30.07.2012 в удовлетворении требований ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" отказано, поскольку заявителем выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Не соглашаясь с данным судебным актом, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит указанное решение от 30.07.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, заслушав мнения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 16.07.2012 следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, на территории производственной базы ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" расположены четыре временных сборно-разборных жилых дома.Решением горисполкома от 21.04.1988 N 8-310 тресту "Центрсельэлектросетьстрой" разрешено использовать указанные дома сроком на 5 лет как общежития, после окончания указанного срока трест обязан общежитие ликвидировать, а проживающих - переселить в другое жилье. По истечении пятилетнего срока дома не были снесены, с разрешения ОАО "Центрсельэлектросетострой" происходило заселение новых жильцов. В настоящее время отдельные жильцы указанных домов в судебном порядке установили право собственности и зарегистрировали его в установленном порядке.
В связи с тем, что указанные жилые дома имеют стопроцентный износ, находятся в санитарно-защитной зоне для очистных сооружений, в муниципальную собственность не переданы, поскольку являются федеральной собственностью, 04.08.2011 общество обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о разборке (сносе) временных сборно-разборных жилых домов, расположенных по адресу: г. Тула, Ханинский проезд, д. 15 корпусы 1, 2, 3, 4, и переселении проживающих граждан в другое жилье (т. 1, л.д. 193-195).
Поскольку на данное письмо государственным органом оставлено без ответа, общество повторно, 17.01.2012, обратилось к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и его Территориальному управлению в Тульской области с вышеуказанным требованием (т. 1, л.д. 189-192).
Требования ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" исполнены не были и соответствующие ответы органов государственной власти обществу не направлены, поэтому общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев данное заявление, правомерно отказал в его удовлетворении исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое бездействие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконным является одновременное наличие двух условий: несоответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, обращения ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" от 04.08.2011 и 17.01.2012 были направлены после письма от 09.06.2011 Федерального агентства по управлению государственным имуществом своему Территориальному управлению в Тульской области, в соответствии с которым последнее было обязано представить объяснения по факту издания распоряжения от 31.01.2011 N 16-р о передаче в муниципальную собственность общежитий, расположенных по адресу: г. Тула, Ханинский проезд, д. 15, корпусы 1, 2, 3, 4, поскольку исходя из приказа Росимущества от 29.11.2006 N 241 территориальным органам полномочия по передаче в собственность муниципальных образований объектов специализированного жилищного фонда не делегированы (т. 1, л.д. 156-157).
Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним дом N 15, корпусы 1, 2, 3, 4, по Ханинскому проезду в городе Туле является собственностью Российской Федерации (т. 1, л.д. 68-71).
Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (часть 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс)).
Согласно статье 125 Гражданского кодекса от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) (пункты 1 и 5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
В силу статьи 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к осуществлению прав, предусмотренных статьей 209 Гражданского кодекса, недопустимо, поскольку согласно статье 9 Гражданского кодекса граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Таким образом, обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом ликвидировать (снести) принадлежащее ему недвижимое имущество, расселив проживающих в них граждан в иные жилые помещения, недопустимо в силу названного закона.
Нарушение предусмотренного статьей 12 Федерального закона от 03.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" срока ответа Федерального агентства по управлению государственным имуществом на обращение ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" в данном случае не является безусловным основанием для признания оспариваемого бездействий незаконным, поскольку само требование, направленное органу государственной власти, противоречит положениям законодательства.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Обращаясь в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия органа государственной власти, выразившегося в оставлении без ответа и реагирования заявлений общества о сносе объектов недвижимости по адресу г. Тула, Ханинский проезд, д. 15, корпусы 1, 2, 3, 4, а также о сносе временных сборно-разборных жилых домов, и о переселении проживающих в них граждан в другие жилые помещения, ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" не обосновало соразмерность заявленного способа защиты ожидаемым правовым результатам.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, требование об обязании ответчиков снести временные сборно-разборные жилые дома, расположенные по адресу: г. Тула, Ханинский проезд, д. 15 корпус 1,2,3,4, и переселить проживающих граждан в другое свое жилье, заявлено без учета того, что такое решение арбитражного суда является неисполнимым.
Судебные акты, исполнение которых невозможно, приниматься не должны, поскольку осуществление правосудия без исполнения судебного акта противоречит части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, права и законные интересы ОАО "Центрсельэлектросетьстрой" могут быть защищены иным гражданско-правовым способом.
В рамках данного дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты, поскольку порядок исполнения заявленного требования не предусмотрен нормами Федерального закона "Об исполнительном производстве" либо иными правовыми актами, а также нарушает статью 9 Гражданского кодекса.
Суд апелляционной инстанции находит правомерным вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для отмены обжалуемого решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 30.07.2012 по делу N А68-2833/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Байрамова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2833/2012
Истец: ОАО "Центрсельэлектросетьстрой"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, Федеральное агентство по управлению государственным имушеством, Государственная корпорация-Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Третье лицо: Администрация МО города Тулы
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-37/13
18.10.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4461/12
10.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4461/12
04.09.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4461/12
30.07.2012 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-2833/12