г. Пермь |
|
18 октября 2012 г. |
Дело N А60-25778/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.
судей Васевой Г. Н., Савельевой Н. М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапшиной Е. И.
при участии:
от заявителя ООО "Комбинат питания "Синара" (ОГРН 1076612000519, ИНН 6612022474) - Сергеева Т.Н., паспорт 4607 677014, доверенность от 16.05.12
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) (ОГРН1026604952252, ИНН 6660013279) - Заостровская В. В., паспорт 6502 390995, доверенность от 28.12.11
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Комбинат питания "Синара"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 августа 2012 года
по делу N А60-25778/2012
принятое (вынесенное)
по заявлению ООО "Комбинат питания "Синара"
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5)
о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
ООО "Комбинат питания "Синара" (далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) (далее - Учреждение, заинтересованное лицо) N 57 от 17.04.2012 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и решения N 57н/с от 17.04.2012 о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 августа 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
При этом заявитель указывает, что спорные выплаты работникам-донорам начислены не в связи с выполнениями ими трудовых функций, а значит, и не облагаются страховыми взносами в соответствии с ФЗ N 212-ФЗ и ФЗ N 125-ФЗ.
Также заявитель считает, что выплаты работникам в период 2010 года по уходу за детьми в возрасте от 1,5 до 3-х лет сверх нормы, установленной Указом Президента N 1110 от 30.05.1994 г., являются выплатами, не связанными с трудовыми обязанностями, и включение их в базу по страховым взносам от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниям необоснованно.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу не предоставило.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Учреждения против позиции возразил, полагая, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период с 12.03.2012 по 13.03.2012 Государственным учреждением - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) произведена документальная выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Комбинат питания "Синара" по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Кроме того, в рамках указанной выездной проверки произведена проверка начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств.
Результаты проверки отражены в актах N N 57, 57н/с от 26.03.2012, по результатам рассмотрения материалов проверки, с учетом возражений заявителя, Государственным учреждением - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N5) приняты решения:
- N 57 от 17.04.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанным решением предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, образовавшуюся за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, в сумме 301,68 руб., а также штраф в сумме 60,34 руб. На основании данного решения 03.05.2012 выставлено требование N 57 об уплате недоимки по страховым взносам и штрафов в указанных суммах;
- N 57 н/с от 17.04.2012 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данным решением предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшуюся за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, в сумме 258,48 руб., а также штраф в сумме 51,70 руб. На основании указанного решения 03.05.2012 выставлено требование N 57 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в указанных суммах.
Полагая, что вынесенные решения Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) являются незаконными и нарушают его права, общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области.
Как следует из материалов дела, обществом в 2010 году в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не были включены выплаты компенсаций по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет в размере, превышающем законодательно установленный, а также в 2011 году не были включены в облагаемую базу по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на обязательное социальное страхование выплаты, производимые работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.
Как правильно отметил суд первой инстанции, доводы заявителя о том, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами, основаны на неверном толковании законодательства.
В силу п. 1 ст. 20 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Исходя из п. 2 названной статьи, страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц (статья 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 22 ФЗ N 125-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачивается вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включается в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя.
Статьей ст. 20.1 ФЗ РФ N 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 186 Трудового кодекса РФ работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Следовательно, данные выплаты подлежат включению в объект обложения страховыми взносами в Фонд социального страхования РФ на основании ст. 20.1 ФЗ РФ N 125-ФЗ, ст. 7 ФЗ РФ N 212-ФЗ.
Изложенная позиция закреплена в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 4922/11.
Доводы общества о том, что в рассматриваемом случае позиция ВАС РФ, приведенная в вышеприведенном постановлении, не может быть применена, поскольку изложена относительно Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, утратившего силу с 01.01.2011 г., во внимание судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку ВАС РФ в постановлении Президиума от 13.09.2011 дал толкование предусмотренной ст. 186 ТК РФ выплаты как заработной плате.
Указанное толкование подлежит применению в рассматриваемом случае, поскольку положения ст.ст. 7, 9 ФЗ РФ N 212-ФЗ и ст.ст. 20.1 и 20.2 ФЗ РФ N 125-ФЗ содержат аналогичные положения относительно базы для начисления страховых взносов и выплат, на которые они не начисляются.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно посчитал, что у общества отсутствовали основания для невключения в облагаемую базу по страховым взносам выплат работникам-донорам.
Довод общества о том, что спорные выплаты начислены не связи с выполнением трудовой функции, а являются гарантированной государством выплатой и не облагаются страховыми взносами, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В данном случае спорная сумма выплачена обществом именно в связи с тем, что физические лица - доноры находятся в трудовых отношениях с плательщиком.
Как указано выше, спорные выплаты не подпадают под те виды выплат, на которые в соответствии с Законом не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
При проведении проверки заинтересованным лицом также выявлен факт невключения страхователем в облагаемую базу выплат, производимых работникам в рамках трудовых отношений - дополнительных выплат на время отпуска по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет при начислении страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2010 году.
Как следует из материалов дела, обществом на основании коллективного договора производились выплаты женщинам - работницам по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, превышающие ежемесячно минимальную компенсационную выплату 50 рублей, установленную Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан".
Общество не включило в облагаемую базу не только выплаты в размере 50 рублей (на основании п. 5 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 07.07.1999 N 765), но и суммы, превышающие 50 рублей. Заявитель полагает, что спорные выплаты начислены не в связи с выполнением работником трудовых функций, следовательно, оснований считать такие выплаты объектом обложения страховыми взносами в соответствии ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 не имеется.
Вывод суда о том, что обществом неправомерно спорные суммы не включены в объект обложения страховыми взносами, является правильным.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 125-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 году) страхователь обязан в установленном порядке начислять и перечислять страховщику страховые взносы - обязательные платежи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно ч. 3 ст. 22 названного Закона правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждается в порядке, определяемом Правительством РФ.
Пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, предусмотрено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Согласно п. 4 Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.07.1000 N 765, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.
Согласно п. 2 Перечня N 765 взносы не начисляются на государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение, пенсии, доплаты к пенсиям и иные социальные выплаты, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также бюджетов всех уровней.
Взносы также не начисляются на компенсацию, выплачиваемую работнику (одному из родителей, родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком), находящемуся в соответствии с законодательством Российской Федерации в отпуске по уходу за ребенком (п. 5 Перечня N 765).
Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлены в ст. 3 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в том числе, пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 рублей матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам - военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.
В соответствии с Порядком назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Правительства от 03.11.1994 N 1206, ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм.
По смыслу положений Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства от 07.07.1999 N 765, страховые взносы не начисляются на определенные виды выплат, компенсационный характер которых и обязанность по их выплате работодателем установлены законодательством. В данном случае законодательством установлена компенсационная выплата в размере 50 рублей; на эту сумму согласно Перечню страховые взносы не начисляются.
Расширительному толкованию Перечень выплат N 765 не подлежит.
Страховые взносы начисляются не только на оплату труда, но и другие выплаты, производимые работодателем в пользу своих сотрудников, непосредственно не связанные с результатами трудовой деятельности.
При этом, компенсационная выплата, произведенная на основании локального акта, не может быть отнесена к законодательно установленной.
Локальные акты, принимаемые работодателем, и устанавливающие системы оплаты труда и компенсации в соответствии с Трудовым кодексом РФ, дают право работодателю на доплаты сверх норм, установленных нормативными актами, однако не могут определять порядок начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 августа 2012 года по делу N А60-25778/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-25778/2012
Истец: ООО "Комбинат питания "Синара"
Ответчик: ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N5), ГУ СРО Фонд социального страхования Филиал N 5 г. Каменск-Уральский
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5570/13
16.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5570/13
23.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5570/13
24.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-13863/12
18.10.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10560/12
13.08.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-25778/12