г. Санкт-Петербург |
|
22 октября 2012 г. |
Дело N А42-8/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лариной Т.С.
судей Герасимовой М.М., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Алтуниной Е.А.
при участии:
от истца: Журавлева В.Е. представитель по доверенности от 19.04.2012 N Ю/14/04/12, паспорт;
от ответчика: ОАО "Славянка": Кузнецова А.В. представитель по доверенности от 01.01.2012 N 320, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15091/2012) Военного комиссариата Мурманской области
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.06.2012 по делу N А42-8/2012(судья Ярец Н.Н.), принятое
по иску Военный комиссариат Мурманской области
к ОАО "Славянка", ОАО "Апатитыводоканал", ОАО "Славянка", ОАО "Славянка" филиал "Мурманский"
3-и лица: ТУФАУГИ в Мурманской области, Министерство обороны Российской Федерации, Администрация МО городское поселение Умба Терского района, КУИ Администрации г. Апатиты Мурманской области, КУМС Администрации г. Кировск Мурманской области
о признании договора недействительным
установил:
Военный комиссариат Мурманской области (ОГРН 1025100853161; место нахождения: г.Мурманск, ул.Буркова, д.4; далее - истец, Военный комиссариат) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к открытому акционерному обществу "Апатитыводоканал" (ОГРН 1075101000171; адрес регистрации: Мурманская область, г. Апатиты, пр. Водопроводный, д.1; далее - ответчик, ГОУП "Апатитыводоканал") и Открытому акционерному обществу "Славянка" (ОГРН 1097746264219; место нахождения: г.Москва, пл. Суворовская, д. 2 стр. 3; г.Мурманск, ул. Домостроительная, д.16/1; далее - ответчик, ОАО "Славянка") о признании договора N 600 на отпуск воды и прием сточных вод от 01.07.2011 ничтожным.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 28.02.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, г.Москва, ул.Знаменка, 19); Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (ОГРН 1105190003049; 183038, г.Мурманск, ул. Пушкинская, д.12), Администрация муниципального образования городское поселение Умба Терского района (ОГРН 1065102004241; Мурманская область, Терский район, п.г.т. Умба, ул.Кирова, 15); Комитет по управлению имуществом Администрации города Апатиты Мурманской области (ОГРН 1025100511886; Мурманская область, г. Апатиты, пл. Ленина, 1); Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации города Кировска (ОГРН1025100561463; Мурманская область, г.Кировск, пр. Ленина, 16).Решением суда от 14.06.2012 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что спорный договор не соответствует пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167). Заключение оспариваемого договора было обусловлено распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1074-р при условии передачи Минобороны России на праве безвозмездного пользования на срок действия государственного контракта N 1-ВКХ от 14.07.2011 ОАО "Славянка" объектов водоснабжения и канализации, соответствующих сетей и иного имущества Минобороны России.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Славянка" выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, указав на то, что на основании государственного контракта N 1-ВКХ на поставку холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, заключенного с Миноброны России во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 645-р, ОАО "Славянка заключило договор с ОАО "Апатитыводоканал".
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представители истца и ОАО "Славянка" поддержали вышеизложенные позиции, представители других лиц, извещенные о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, не явились, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции на основании пункта 3 Положения о Военном комиссариате Мурманской области учредителем Военного комиссариата является Минобороны России.
Военный комиссариат имеет в своем составе отделы (муниципальные), в том числе: отдел Военного комиссариата Мурманской области Мурманской области по городам Кировск и Апатиты, дислокация - г. Кировск, отдел Военного комиссариата Мурманской области Мурманской области по Терскому району, дислокация - п.Умба (пункт 11 Положения о Военном комиссариате).
Решением Кировского городского Совета народных депутатов Мурманской области от 23.09.1982 N 310 Кировскому горвоенкомату с 1 февраля 1983 года передана гостиница "Спорт" для размещения городского военного комиссариата.
Между Комитетом по управлению имуществом Администрации города Апатиты (Ссудодатель), Военным комиссариатом города Апатиты (Ссудополучатель) и Государственным учреждением "Мурманская квартирно-эксплуатационная часть" (Плательщик) 22.05.2007 заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, на основании которого Ссудодатель передал, а Ссудополучатель принял в безвозмездное пользование муниципальное имущество: нежилые помещения, расположенные по адресу: г.Апатиты, ул. Ферсмана, д.6, общей площадью 173,4 кв.м, (пункты 1.1., 1.2. договора в редакции дополнительного соглашения от 01.02.2008). Акт приема передачи недвижимого имущества от 22.05.2007.
Договор вступил в силу со дня подписания сторонами и применялся к отношениям, возникшим с 01.01.2007 (пункт 4.1. договора). Поскольку после истечения срока договора Ссудополучатель продолжал пользоваться имуществом при отсутствии возражений со стороны Ссудодателя, договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок на основании пункта 2 статьи 621 ГК РФ и пункта 4.2 договора.
Между Администрацией муниципального образования городское поселение Умба Терского района Мурманской области (Арендодатель), Военным комиссариатом (Арендатор) и ФГУ "Мурманская квартирно-эксплуатационная часть района" заключен договор N 31 аренды нежилого помещения из состава муниципального имущества городского поселения Умба от 21.01.2010, на основании которого Арендодатель предоставил за плату, а Арендатор принял в аренду нежилое помещение общей площадью 337,1 кв.м, расположенное в цокольном этаже жилого дома N 4 по адресу: п. Умба, ул. Октябрьская, для размещения под служебные помещения (пункт 1.1. договора). Акт приема - передачи нежилого муниципального помещения от 21.01.2010.
Срок аренды установлен пунктом 1.2. договора с 31.12.2009 по 30.11.2010. Поскольку после истечения срока договора Арендатор продолжал пользоваться имуществом при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, договор аренды считается возобновленным на тех условиях на неопределенный срок на основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 645-р ОАО "Славянка" определено единственным поставщиком холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.
На основании указанного распоряжения между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и ОАО "Славянка" (Исполнитель) 14.07.2011 заключен государственный контракт N 1-ВКХ на поставку холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций.
На основании пунктов 1.10., 2.1., 2.3., 3.1.1. государственного контракта N 1-ВКХ Исполнитель обязался в обусловленный контрактом срок оказать услуги водоснабжения и услуги водоотведения Потребителю (воинские части, учреждения и организации, подведомственные Минобороны России, являющиеся получателями услуг) в объемах и на условиях, предусмотренных контрактом и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственный заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги водоснабжения и водоотведения в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Оплата по контракту осуществляется с лицевого счета Государственного заказчика на расчетный счет Исполнителя в течение 20 дней с момента предоставления Исполнителем документов, указанных в пункте 6.10. Датой оплаты считается дата списания денежных средств с лицевого счета Государственного заказчика (пункты 7.1., 7.2. государственного контракта N 1-ВКХ).
Государственный контракт вступил в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 31.12.2012. Действие контракта распространяется на правоотношения, возникшие между сторонами с 01.07.2011 (пункты 12.1., 12.2. государственного контракта N 1-ВКХ).
Федеральное государственное учреждение "Управление эксплуатации и квартирования Минобороны России" (ФГУ "УЭиР Минобороны России") в лице начальника Мончегорского отдела западного филиала ФГУ "УЭиР МО РФ" (Районный представитель Технического заказчика) и ОАО "Славянка" в лице Директора территориального филиала ОАО "Славянка", заключили технические соглашения от 14.07.2011 N 28-56, 28-57, 28-58 к государственному контракту от 14.07.2011 N 1-ВКХ в отношении точки поставки холодной воды в здание Военного комиссариата Мурманской области, расположенных по адресам: в г.Кировске, г.Апатиты, п. Умба, расположенных, по адресам: Мурманская область, г. Кировск, ул.С.Конституции, д.7а (Потребитель - Военный комиссариат Мурманской области, г.Кировск); Мурманская область, г.Апатиты, ул. Ферсмана, д.6 (Потребитель - Военный комиссариат Мурманской области, г.Апатиты); Мурманская область, п. Умба, ул.Октябрьская, д.4 (Потребитель - Военный комиссариат Мурманской области, п. Умба).
Техническое соглашение определяет взаимоотношения Районного представителя Технического заказчика и Районного представителя исполнителя по соблюдению режимов поставки (потребления) холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод; устанавливают технические требования к оборудованию по учету поставки (потребления) воды и сброшенных сточных вод, порядку ведения частичного или полного ограничения отпуска воды и приема сточных вод; определяет иные обязательства сторон, связанные с исполнением государственного контракта на поставку холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод от 14.07.2011.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 645-р во исполнение государственного контракта N 1-ВКХ от 01.07.2011 ОАО "Славянка" заключило с ОАО "Апатитыводоканал" договор N 600 на отпуск воды, прием сточных вод, в соответствии с условиями которого ОАО "Апатитыводоканал" (Организация ВКХ) приняло обязательство по подаче ОАО "Славянка" (Абонент) в точке разграничения хозяйственного ведения водопроводных сетей хозяйственно-питьевой воды и приему хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод Абонента, а ОАО "Славянка" обязалось оплачивать услуги Организации ВКХ по подаче питьевой воды и отводу сточных вод. Объем холодной воды определяется по прибору учета, установленному на водопроводном вводе в зданиях Военного Комиссариата.
Согласно пункту 7.1 договора Договор заключен с 01.07.2011 по 31.12.2011 и считается продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от договора или о его пересмотре.
Полагая, что договор N 600 на отпуск воды прием сточных вод от 01.07.2011 не соответствует требованиям закона, Военный комиссариат обратился в Арбитражный суд Мурманской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции решением от 14.06.2012 в удовлетворении иска отказал, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с положениями статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно Правилам N 167 абонентом является юридическое лицо, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и канализации, заключившее с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и прием сточных вод.
К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные нормы права, правомерно указал на то, что действующее законодательство предусматривает возможность признания абонентом лицо, которому хотя и не принадлежат энергопринимающие устройства, однако на которое в силу закона либо договора возложена обязанность по заключению договора энергоснабжения.
Поскольку материалами дела установлено, что на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 645-р и заключенного на его основании с Минобороны России государственного контракта N 1-ВКХ от 14.07.2011 ОАО "Славянка" является единственным поставщиком холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций и обязано оказывать услуги водоснабжения и услуги водоотведения воинским частям, учреждениям и организациям, подведомственным Минобороны России, являющимся получателями услуг, в объемах и на условиях, предусмотренных контрактом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, следовательно, выводы суда первой инстанции о том, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 645-р и государственным контрактом N 1-ВКХ от 14.07.2011 на ОАО "Славянка" возложены обязанности абонента, являются правомерными.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно решением от 14.06.2012 отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, как противоречащие материалам дела и нормам действующего законодательства. Поскольку спорный договор N 600 заключен во исполнение действующего Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 645-р, не признанного в установленном порядке незаконным, следовательно, у суда отсутствовали основания для признания договора N 600 на отпуск воды и прием сточных от 01.07.2011 недействительным (ничтожным).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает решение законным и обоснованным.
Оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-8/2012 от 14.06.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Ларина |
Судьи |
М.М. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8/2012
Истец: Военный комиссариат Мурманской области
Ответчик: ОАО "Апатитыводоканал", ОАО "Славянка", ОАО "Славянка" филиал "Мурманский"
Третье лицо: Администрация города Кировска, Администрация МО городское поселение Умба Терского района, Администрация муниципального образования гп.Умба Терского района Мурманской области, Комитет по управлению имуществом администрации г. Апатиты, Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации г. Кировска, КУИ Администрации г. Апатиты Мурманской области, КУМС Администрации г. Кировск Мурманской области, Мининстерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, ТУФАУГИ в Мурманской области