Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 ноября 2007 г. N 14615/07
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Нешатаевой Т.Н., судей Бабкина А.И., Сарбаша С.В.
рассмотрел в судебном заседании заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску (ул. Логинова, д. 29, г. Архангельск, 163000; далее - инспекция) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Архангельской области от 09.03.2007 по делу N А05-331/2007, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.07.2007 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Северное речное пароходство" (ул. Розы Люксембург, д. 5, г. Архангельск, 163000; далее - пароходство) к инспекции о признании недействительным решения от 23.11.2006 N 14-23-8281 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 35 813 рублей, доначислении налога на добавленную стоимость за июнь 2006 года в сумме 179 066 рублей и начислении пеней в размере 5 628 рублей 64 копейки.
Суд установил:
решением Арбитражного суда Архангельской области от 09.03.2007 заявленные пароходством требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.07.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
При вынесении судебных актов суды установили: для пароходства момент определения налоговой базы определяется последним днем месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс); инспекция ставит морских перевозчиков в неравное положение по сравнению с другими налогоплательщиками, применяющими налоговую ставку 0 процентов по налогу на добавленную стоимость; инспекцией нарушен принцип всеобщности и равенства налогообложения; Кодексом установлен 180-дневный срок для представления налогоплательщиком документов для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора инспекция просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих требований налоговый орган приводит следующие доводы: моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: либо день выполнения работ (оказания услуг) либо день оплаты выполненных работ (оказания услуг); при отсутствии у пароходства на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, указанные операции подлежат налогообложению по налоговой ставке 18 процентов.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Суд, рассмотрев доводы заявителя и содержание оспариваемых судебных актов, установил, что выводы судов первой и кассационной инстанций сделаны с учетом норм действующего материального права.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
При этом данное положение распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, и иные подобные работы (услуги).
Как следует из содержания оспариваемого судебного акта, пароходство оказывало услуги по перевозке грузов за пределы таможенной территории Российской Федерации. 20.07.2006 оно представило в инспекцию декларацию по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2006 года.
Инспекция начислила к уплате налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов ссылаясь на то, что у общества отсутствовала отсрочка в виде 180 дней для сбора документов и подтверждения налоговой ставки 0 процентов в отношении оказанных им услуг, и привлекла налогоплательщика к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 Кодекса.
Между тем, пунктом 9 статьи 167 Кодекса установлен иной порядок определения налоговой базы, установленный в пункте 1 статьи 167 Кодекса. В соответствии с ним, при оказании услуг, непосредственно связанных с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, моментом определения налоговой базы по указанным услугам является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренный статьей 165 Кодекса.
Применение общего порядка при установлении момента определения налоговой базы, согласно абзацу 2 пункта 9 статьи 167 Кодекса возможно только в том случае, если по истечении 180 дневного срока, установленного данным пунктом, то есть на 181-й день не собран полный пакет документов, указанный в пункте 4 статьи 165 Кодекса. В данном случае, на основании пункта 9 статьи 165 Кодекса налогообложение указанных выше операций производится по налоговым ставкам, установленным в пунктах 2 и 3 статьи 164 Кодекса.
Иных оснований для изменения момента определения налоговой базы и применения налоговой ставки 18 процентов к операциям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налоговым законодательством не предусмотрено.
Доказательств того, что пароходством не собран полный пакет документов на 181 день с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, инспекцией не представлено.
Изложенные инспекцией доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, рассматривались судом кассационной инстанции. Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела не относится к компетенции суда надзорной инстанции, определенной в статьях 292, 304 и части 4 статьи 305 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев представленные документы, изучив изложенные в заявлении доводы, судебные акты, суд пришел к выводу об отсутствии названных оснований.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А05-331/2007 Арбитражного суда Архангельской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Архангельской области от 09.03.2007 по делу N А05-331/2007, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.07.2007 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Т.Н. Нешатаева |
Судья |
А.И. Бабкин |
Судья |
С.В. Сарбаш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 ноября 2007 г. N 14615/07
Текст определения официально опубликован не был