г. Хабаровск |
|
23 октября 2012 г. |
Дело N А04-4403/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области: представитель не явился;
от Центрального Банка РФ: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области на решение от 06.08.2012 по делу N А04-4403/2012 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Лодяной Л.Л.
по заявлению Центрального Банка РФ
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области
об оспаривании ненормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (Главное управление ЦБ РФ по Амурской области, далее - ЦБ РФ, Банк) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области (далее - Росприроднадзор) от 07.03.2012 N 08-12-721 (от 15.05.2012 N 02-12-1859) об отказе возвратить излишне уплаченную государственную пошлину согласно платежным поручениям от 31.05.2011 N 2302, 2303, 2304, 2305 в размере 4 000 рублей.
Кроме этого, Банк просил обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования возвратить Банку России излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 06.08.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области от 07.03.2012 N 08-12-721, от 15.05.2012 N 02-12-1859 об отказе возвратить излишне уплаченную государственную пошлину признаны незаконными, как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
На Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области возложена обязанность рассмотреть заявления Банка России о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в соответствии с требованиями закона.
Не согласившись с судебным актом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новый судебный акт.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области и Центральный банк Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое на основании положений статьи 159 АПК РФ судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 20.05.2011 Центральный Банк РФ (Главное управление ЦБ РФ по Амурской области) обратилось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области с заявлениями об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Государственная пошлина в размере 4000 руб. 00 коп. оплачена Главным управлением 30.05.2011 платежными поручениями N 2302, 2303, 2304, 2305 за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
31.05.2011 утверждены данные нормативы и лимиты, документы об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение выданы Банку.
17.02.2012 Главное управление Центрального банка РФ по Амурской области обратилось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 4000 руб.
Письмом от 07.03.2012 N 08-12-721 Управление Росприроднадзора сообщило, что Банк России, не являясь органом государственной власти, не вправе воспользоваться льготой, установленной подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Письмом от 11.04.2012 N 5-2419 Банк обратился в Росприроднадзор за разъяснениями.
Управление Росприроднадзора письмом от 15.05.2012 N 02.12.1859 повторно сообщило, что правовые основания по освобождению Банка России от уплаты государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение отсутствуют.
Не согласившись с названным отказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области, Банк России обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины установлены статьей 333.40 Налогового кодекса РФ. Согласно указанной норме уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Судом первой инстанции установлено, что Банк с заявлением на возврат государственной пошлины обратился в установленный законом срок, в уполномоченный на принятие решения о возврате госпошлины орган. Спора между сторонами по данному вопросу нет.
Исследовав основания возврата государственной пошлины, суд установил, что в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 125 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение государственная пошлина уплачивается в размере 1000 рублей.
Статьей 333.17 НК РФ определено, что плательщиками государственной
пошлины признаются: организации и физические лица.
В то же время, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, установленной Кодексом, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса.
Конституцией Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
На основании статьи 112 Конституции Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую Банк России не входит.
Статус Банка России установлен в статье 75 Конституции Российской Федерации, определяющей его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основную функцию - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которые Банк осуществляет независимо от других органов государственной власти. Таким образом, в названной норме закреплена независимость Банка России от других органов государственной власти.
Эти полномочия, а равно и иные, касающиеся банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций и осуществления денежно - кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Полномочия Банка России также предусматривают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) Банк России является юридическим лицом.
Предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом N 86-ФЗ функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу статьи 3 Федерального закона N 86-ФЗ государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
На основании статьи 3 Федерального закона N 86-ФЗ целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 268-О, от 15.01.2003 N 45-О, Банк России является публичным юридическим лицом, а предоставленные Банку России полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, то есть Банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.
Следовательно, названные обстоятельства свидетельствуют о том, что Банк России обладает особым конституционно-правовым статусом, по функциям своей деятельности определен как орган государственной власти и не может входить в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, учитывая, что Банк России как федеральный орган государственной власти освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение юридически значимых действий, следовательно, у Росприроднадзора отсутствовали основания для отказа в возврате уплаченной ЦБ России государственной пошлины в сумме 4000 рублей.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 06.08.2012 по делу N А04-4403/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4403/2012
Истец: ГУ Центрального банка РФ по Амурской области, Центральный Банк России в лице Главного управления Центрального Банка России по Амурской области
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприрнадзора) по Амурской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области